Генеральный план Брянского позора

Развлекательный центр на месте стадиона «Динамо». Эскалаторная лестница с проспекта Ленина до Набережной. Объединение авто- и жд-вокзала. Сохранение Судков с помощью… их высотной застройки. 5-8 этажное строительство на малоэтажном Чермете. Вырубка 60 гектаров леса в честь дальнейшей застройки Московского микрорайона. Ещё одна стройка вместо больницы скорой помощи на Бежицкой. Сплошная застройка Старого аэропорта при одном въезде-выезде из будущего высотного гетто. Запланированное широкомасштабное строительство в природоохранных зонах и многоэтажных дворах, против которых выступали жители.

Это краткое содержание избранных мест Генплана-2014, выставленного в «Дружбе» на общественные слушания 14-15 августа 2014 года. А точнее, бизнес-плана брянско-московской строительной олигархии.

Работа над Генпалном шла три года, её цена — 36 миллионов рублей. Как это было? Бесконечные поездки «до Гипрогора» отдельных собственников стройфирм и земельных участков приводили к полуподпольным точечным корректировкам. Их с удивлением обнаруживали на картах члены рабочей группы по генплану в течение последнего года: то Сахелашвили впадёт в ступор при виде очередного изменения, то Медведь кричит «откуда взялось?», то Анишина вдруг заметит неожиданное красное пятно на карте. Как-то на рабочей группе появился «варяг» Вольпер: долго отбивался от проекта новой городской дороги, проходящей по его спортивным «соловьиным» владениям. Не раз на материалах Генпалана проверяли зрение жители территорий: то их улицы красные, высотные, то жёлтенькие, малоэтажные. То опять наоборот…

В результате в Генеральном плане развития города Брянска не осталось ничего от Генерального плана. Ни принципиально новых стратегий архитектурной планировки. Ни экономики и экологии градразвития. О том, чего ещё там нет — шесть страниц заключения Общественного Совета города Брянска, официальный релиз брянского отделения «Народного фронта», письмо в оргкомитет от фракции КПРФ Брянского горсовета. И резюме: «считать нецелесообразным принятие Генерального плана города Брянска до внесения изменений…». А изменения, которые потребовали внести все здоровые силы общества таковы, что проще переписать Генплан заново.

_MG_0569

Немногочисленные брянские архитекторы — из тех, кто достоин этого звания, например Владимир Ющук — отмечали, что новым брянским Генпланом назван весьма приблизительный, наспех сработанный, проект планировки территории города. А ведь старый Генплан был очень даже ничего! И Соловьи с Судками и поймами там были в порядке, и никаких поводов для точечной застройки не давалось. Всё продумано, обосновано, только выполнено было всего лишь на 20 процентов… Фактически можно было бы скорректировать старый Генплан, оставив в нём всё хорошее, но — с прорывом градостроительной мысли в будущее…

ЧайкОвичи и БОлва

Генплан представляли с блеском. То и дело звучали «ЧайкОвичи» вместо «ЧАйкович», «дорога на Карачево», БОлва, улица «БОРИСА Хмельницкого».

_MG_0698

Живая часть зала то возмущённо гудела, то смеялась. Хотя местами можно было бы и всплакнуть: точечная застройка, как и предрекал губернатор Денин, побеждена: она превращена в Генплане в ковровую.

Смотрел ли брянский губернатор за тем, в какую сторону в течение трёх лет менялся главный документ городского развития областного центра? Или просчитывал, как обставить Верховный суд в установлении истинных границ Судков, как поскорей узаконить интересы Алёхина, Патова и Гавричкова в памятнике природы?

Профессора Надежду Кочегарову с 17-ю дельными предложениями выслушали почти издевательски: три предложения Генпланом уже «были предусмотрены». Только вот кто об этом знал, если за день до слушаний карты с последними изменениями впервые увидел Общественный совет при губернаторе? Все остальные предложения Кочегаровой, кроме этих трёх, зал из 900 полуспящих «легионеров» по команде отклонил. Получилось торжество абсурда: застраивать бульвар Гагарина — мечта брянцев, а строить больницу скорой помощи на Бежицкой — лишние хлопоты, пусть там ООО «Касабланка» высотки строит.

Мобилизация зомби

К слову, мобилизация зомби шла две недели: в оргкомитете их очередь спускалась до первого этажа. Г-н Попел, и.о. начальника управления по строительству и развитию территорий города Брянска, отечески успокаивал тех, кто не успевал зарегистрироваться до конца рабочего дня: «В понедельник будем записывать не с двух, а с девяти утра — не переживайте, все успеете!».

И всё-таки бюджетно-строительного резерва не хватило: страх организаторов перед обычными, заинтересованными в судьбе города и своих улиц, жителями Брянска был так велик, что «брянцев» свозили из Жуковки, Выгонич, Навли и Стародуба. Зато сотни две горожан, например с улиц Некрасова и Бондаренко, так и не были допущены в зал «Дружбы»: на подступах к месту слушаний их «снимал» ОМОН.

_MG_0583

Если власть решила перед выборами показать свою силу, то она показала совершенно противоположное. Свой ужас перед горожанами. Жители — и те, кто попал в зал, и те, кто был в него не допущен — всё поняли без второго слова, и выводы свои сделали.

«Молчать, чумазые!»

Жители частных территорий Брянска ушли после того, как в выступлении было хамски отказано их представителю Елене Воробьёвой. Не потому ли, что ТОСы выдвинули её в горсовет по 12-му округу, наиболее страдающему от уплотнительной застройки, а КПРФ поддержала? Оказалось, что из списка предложений выли вычеркнуты также предложения её сторонников и соратников:

— Я зарегистрировалась с предложением, как участник слушаний, под роспись, — рассказала Воробьёва. — В день слушаний в списке вступающих я не увидела ещё и представителя Чермета Александра Балева, руководителя ТОС «Славянский» Галину Шелупахину. Предложения наши совпадали: не принимать Генплан в таком виде, отправить его на доработку, учесть интересы жителей и заранее достоверно проинформировать горожан о содержании документа. Именно нам, людям с таким вот предложением, и было отказано в слове. Хотя точно такое же мнение было высказано членами Общественных Советах города и области, брянским «Народным фронтом», фракцией КПРФ в горсовете — короче, всеми здоровыми силами.

_MG_0729

_MG_0744

_MG_0757

Согласно пункта пятого 28-й статьи Градостроительного кодекса до вынесения Генплана на общественные слушания надо было в обязательном порядке проводить выставки и экспозиции, инициировать публикации и широкое обсуждение материалов Генплана.

Тем не менее, эти материалы не были представлены уличкомам, председателям инициативных групп, руководителям ТОСов и ТСЖ. А эти люди представляют жителей и могли бы достоверно их проинформировать. А до представителей власти — донести предложения жителей. Зимой двенадцать уличкомов приходили в «архитектуру» по договорённости с её же представителем. И ушли ни с чем. По неофициальной информации отцы города и региона в последний момент запретили такое общение.

К этим общественным слушаниям мы готовились: скачивали, распечатывали и разбирали карты. И, конечно же, половину не поняли. Нечитаемые названия улиц… Даже цветовые пятна градзонирования вызывают вопросы, не говоря уже о границах территорий. Чтобы выяснить судьбу своих улиц и города, около трёхсот жителей Брянска, непроплаченных и незапуганных, пришли в «Дружбу». Люди меня уполномочили выступить с предложениями, задать вопросы. В ответ мы получили: «Молчааать!».

Враньё или лукавство?

А спросить жителям Брянска было о чём. Например о «лукавстве». Маленький пример. Вот предложение Людмилы Надеиной «На двурогой балке, находящейся на пересечении улиц Костычева и Крахмалёва, не планировать высотную застройку, а сохранить как охранную зону памятника природы». В списке предложений к Генплану оргкомитет пометил его как «Генпланом учтённое». На деле же 5 июня 2014 года некому гр-ну Родькину Э.А. выдан градостроительный план на высотную застройку этой самой двурогой балки. И далеко не точечную. Причём, не дожидаясь принятия нового Генплана.

_MG_0691

Наличие особо охраняемой природной территории в этом градостроительном плане отмечено. Вместе с непременным условием перед проектированием получить разрешение у главы природоохранного департамента Василия Ишуткина. При этом руководители управления по строительству и развитию территорий сообщают: по градрегламенту на двурогой балке можно строить дома до 17 этажей. Отчего же тогда ещё зимой прокуратура по представлению природоохранного прокурора Максима Зубко, заморозила там строительство, открытое династией Спектор (ООО «Горожанин», продолжение ЖК «Сказка»)?
Не мытьём, так катаньем…

Предводитель Чермета Александр Балев, также лишённый микрофона, выкрикивал с места свои вопросы: кто ответит за разрешение на застройку подтопляемой территории на Флотской? Кто и зачем давал «Гипрогору» задание выносить стадион с бульвара Гагарина на Луговую, в пойму Десны, а на его месте строить очередной «бордель»?

«Ми-кро-фон!»

О дальнейшем нашему изданию рассказала жительница Макаронки Галина Ферапонтова:

— Когда наш представитель Воробьёва попросила объяснить, почему её лишили права на выступление — микрофон отключили. Она подошла к переднему микрофону, перед сценой: его отключили тоже. В зале пошёл ропот, она поднялась на сцену, к трибунному микрофону. И его вырубили. Предложение было: отклонить проект Генплана и доработать его. В чём преступление? А организаторы вели себя так, будто, если бы эти слова были бы произнесены хляби небесные бы разверзлись. На сцену вышли ещё люди, зал скандировал: «Ми-кро-фон!». Это продолжалось наверное минут 15-20. Её пытались увести со сцены обманом: мол, спуститесь, вам включили нижний микрофон. Но люди внизу проверяли — звук не шёл. Воробьёву пытались стащить со сцены, но поднялась независимая часть зала — это традиционно первые ряды и «бока». Пришлось микрофон включить. Ну тогда она и сказала… больше, чем, наверно, следовало бы в этой компании. Суть выступления была в том, что Генплан — обман жителей, институт Общественных слушаний в Брянске себя дискредитировал, власть в Брянске существует сама по себе, в отрыве от интересов людей и города.

_MG_0587

В результате на сцену подтянулись коммунисты, из известных — депутат Александра Анишина, один из черметовских «антизастройщиков» Александр Чернов. Позже, на второй день, они здорово выступили: оставить в покое поймы рек и многоэтажные дворы. Взывали к совести так называемых «титушек» — голосователей по 500 рублей, руками которых дербанят город.

Но это завтра. А сейчас — овации, крики, и протестный выход четверти, а то и трети горожан из зала…

Брянская власть и брянские жители

В девять утра пятницы, 15 августа, в «Дружбе» было свободно. Заинтересованные жители ситуацию поняли и даже не стали отпрашиваться с работы. Не пришла в «Дружбу» и гвардия бюджетных работников: у них был субботник. Почти все предложения застройщиков были приняты, предложения жителей отклонены. Итоговый документ с формулировкой «Генплан рекомендован…» проголосован подавляющим равнодушным большинством.

_MG_0646

На принятии столь важного для областного центра документа жители ожидали увидеть губернатора Денина или хотя бы одного из его известных замов: Касацкого или Симоненко. Но не увидели даже глав города: ни Кистенёва, ни Ковалёва. Недолго побыл в зале Иван Медведь — не как городской зам и член рабочей группы по разработке Генплана, а как обычный горожанин, отпускник, кандидат в Облдуму от Советского района. Судя по выражению лица — а за его реакцией жители, конечно же, следили — даже Медведь готов был «взреветь» от происходящего в «Дружбе»… До своего ухода в отпуск он, как мог, исправлял «косяки» Генплана. А вот депутата Хвичи Сахелашвили не было совсем: справедливости ради надо сказать, что, хотя и с паспортом у него не всё в порядке, с головой — нормально. На рабочих группах по Генплану позицию он занимал вполне разумную: и по Флотской, и по Судкам, и по другим стратегическим вопросам. Так кто же на самом деле заказал и выполнил этот бизнес-Генплан?

Что будет дальше с позорным документом — решит ближайшая сессия горсовета.

Что будет с позорной брянской властью после выборов 14 сентября — решат горожане.

Если, конечно, с ними снова не поступят так, как привыкли поступать на брянских общественных слушаниях.

Оцените статью
Брянская улица