Март 13 2015, 09:15

Уютная утопия

DSC_2196

В свое время реформа ЖКХ затевалась с самыми похвальными намерениями. В доселе закрытой, предельно монополизированной отрасли собирались создать конкурентную среду. А где конкуренция — там забота о потребителе, разумное сочетание цены и качества услуг. Но жизнь в очередной раз подтвердила меткость фразы покойного Виктора Черномырдина: «Хотели лучше — получилось как всегда».

Потому потоки жалоб на неэффективный жилищно-коммунальный сервис не иссякают. А рассказы о том, что где-то управляющая компания реально работает на благо жильцов, а жильцы понимают нужды управляющей компании — могут показаться сказкой, утопией.

Подобные, кажущиеся невероятными в наше мутное время явления, всё же случаются. Вот, например, брянская компания «Уютный Дом» живет душа в душу со своими клиентами. Так утверждают жильцы домов, которые обслуживает компания. На прошедшей недавно встрече общественных ЖКХ-активистов с начальником отдела муниципального контроля Виктором Рязанцевым об «Уютном Доме» было сказано немало теплых слов.

— Главное – они умеют грамотно планировать свою работу – заявил один из выступавших. – Вовремя готовятся, завозят материалы. И поэтому делают все быстро и качественно. За неделю уложили 100-150 метров аварийных труб системы канализации. Всегда очень доброжелательно относятся к заявкам потребителей.

Возраст компании даже не юный — младенческий. Она появилась на свет чуть больше года назад. «Уютный дом» начинал с управления четырьмя домами. Сейчас под его опекой – одиннадцать. Компания управляется со своим растущим хозяйством штатом в 32 человека — вместе с высококвалифицированными специалистами, дворниками, уборщиками.

DSC_2181

Посоветовались и решили…

О том, как жители сами создали свою УК, рассказывает Валентина Прошкина, председатель совета дома 38\1 по улице Ромашина.

— С 2008 по 2013 год мы находились в управлении ООО «Жилкомсервис Советского района». Столько намучались с этой компанией. Буквально выбивали каждый вид работы. Деньги, нами уплаченные, шли не по целевому назначению. Ведь «Жилкомсервис» был должен всем ресурсоснабжающим организациям. И все, что им отдавалось на ремонт и текущее содержание, просто списывали судебные приставы. А на наши обращения, требования официально отвечали: никаких работ не будет! Мол, мы только устраняем аварийные ситуации. Причем за это взималась отдельная плата. Независимо, случались такие ситуации или нет. Вообще дома приходили во все больше и больше в запустение. Даже балконы рушились.

И вот собрались председатели советов четырех домов: 34, 38, 34\1 и 38 \1 по улице Ромашина. Решили разорвать отношения с «Жилкомсервисом», подыскать другую управляющую компанию. Прежде всего, подсчитали, сколько реально денег собирают с наших домов, будет ли выгодно нами заниматься. Сколько денег потребуется, чтобы начать приводить в порядок дома.

DSC_2191Стали подыскивать компанию. Советовались с экспертами по ЖКХ, обращались в комитет по тарифам, рейтинги компаний изучали. Вся беда была в том, что почти все, как и «Жилкомсервис», обременены долгами. Значит, имелся риск, что деньги наши снова пойдут неизвестно куда.

Мы решили: пусть придёт на наши дома наша собственная управляющая компания. Кого пригласить ее возглавить? Хотелось , чтобы человек работал в этой отрасли, знал ее проблемы, был ответственным, добросовестным. Обратились к Валентине Егоровне Скачковой. Она была уже на пенсии, сперва долго отказывалась. Но мы все-таки ее уговорили. Сами разработали договор с управляющей компанией. Перечислили виды работ, которые должны выполняться. В основном заниматься ими должна была компания.

DSC_2220То, что они сами не могут сделать – отдавалось подрядчикам. Перекрывать, например, крышу, или швы заделывать, козырьки над подъездом ремонтировать. Перечень составили с учетом актов осмотра. Он мог меняться по согласованию с советом домов, исходя из обстоятельств.

В договоре прописали: все справки жильцам компания выдает бесплатно. В других за это деньги берут. В общем, договор составили «под себя». Когда принесли на утверждение в жилкомиссию, там даже удивились. Засомневались – пойдет ли компания на такие условия?

Не узнала свой подъезд

Председатели советов домов рассказали, как переходили в «Уютный Дом». Как составили бюллетень голосования на одиннадцати листах, как бились, чтобы собрать подписи с хозяев квартир, которые своё жильё сдавали в аренду, а сами проживали в других местах.

DSC_2180В результате проценты проголосовавшихз «за» получились от 70 до 80.«Жилкомсервис» не хотел отказываться от «своего». Ходили, выискивали недовольных. Техническую документацию не отдавали до последнего. «Начальники домов» отмечают, что жилищная инспекция — её возглавлял тогда Виктор Васильевич Рязанцев — во всём старалась помогать. А важных моментов было предостаточно.

Люди хотели, чтобы в их домах лифты продолжала обслуживать  та организация, которая работала раньше. А именно – ООО «Сигнал-32»: лифтеры, механики, которые знают оборудование. Определились по тарифам. Жители первых этажей за лифт в «Уютном доме» не платят.

Просчитали, сколько реально следует платить за вывоз твердых бытовых отходов. Считать стали по реальным объемам, а не по числу жильцов, как делают это иные организации. Причем вывоз и утилизация оплачиваются отдельно.

DSC_2194Еще немаловажная деталь: доходы от использования имущества домов. Почти никто из управляющих компаний Брянска не показывает, сколько у нее таких доходов. А ведь в домах работают интернет-провайдеры, рекламщики свои материалы распространяют. И плата за все это идет в бюджет УК. По каждому дому за год набегает от 10 до 50 тысяч рублей. Люди решили: пускай эти деньги идут на покрытие затрат по электроэнергии на общедомовые нужды: на работу лифтов, освещение лестничных площадок.

DSC_2206Какие работы надо выполнять в первую очередь? С самого начала жильцы разных домов были настроены на то, чтобы друг другу помогать. К примеру, Скачкова говорит: «Надо заняться подвалом дома 34\1, там самая плохая ситуация». «Дома» соглашаются: делайте там, потерпим. Всё по-человечески.

С руководством компании «внешний мир» почти всегда взаимно дружелюбен. Валентина Скачкова в городе известна своей порядочностью в делах и расчётах, так что поставщики отпускают ей материалы с отсрочкой платежа. Особенность хозяйствования: управляющая компания всегда старается на материалах разумно сэкономить.

DSC_2182— У нас в крайне неудовлетворительном состоянии были окна нижних этажей, — сообщают жильцы одного из домов, — предложили приобрести по цене 7 900 рублей – Валентина Егоровна нашла точно такие же по 6 500. Теперь стоят качественные, «европейские» стеклопакеты. В подвалах заменили трубы на полипропиленовые, поменяли задвижки на всех элеваторных узлах. Провели ремонт в подъездах дома № 34 по улице Ромашина, заменили почтовые ящики. Дошло до того, что одна женщина после временного отсутствия зашла в свой подъезд – и не узнала его, подумала, что ошиблась адресом.

«Уютный Дом» установил и режим экономии электроэнергии в своих домах: поставили светильники с датчиками движения. Чтобы подсчеты затрат были корректными, показания регулярно снимают – одновременно с общедомовых и индивидуальных счетчиков. Все старые счетчики меняются на новые с классом точности 1.

DSC_2188Рассказывают жильцы и о регулярных собраниях, на которых управляющая компания отчитывается перед жильцами: какие работы выполнены, сколько затрачено средств. Акты приемки выполненных работ предоставляются ежемесячно, финотчёты — поквартально. Все эти данные — на сайте «Уютного дома», он регулярно обновляется.

Пятиэтажки и новострои

Поток желающих перейти под управление компании не иссякает. Но прежде, чем взять новый дом, «управлялка» ставит вопрос перед советом старших по домам — тех, что уже под крылом. Ведь они, собственно, и компанию создали, и директора назначили. Вера Клюева, председатель совета дома №18 по улице Софьи Перовской рассказала, что о новой компании первой узнала ее соседка, Валентина Сподобец:

— Я тогда была в отъезде, а Валентина Ильинична стала обходить соседей, собирать подписи. Под управление «Уютного дома» мы перешли с 1 октября 2014 года. Это стоило нам больших трудов. Но мы об этом не жалеем. Сразу почувствовали перемены.

DSC_2185Проблему составляет не только износ домов. Весьма часто вновь построенное жилье находится также в плачевном состоянии. Руководитель общественного совета одного такого новостроя, сданного в конце 2009 и находившегося в управлении ООО «РУК», поведал о выпавших на долю новоселов невзгодах:

— Отмостки у дома не было вообще; плитка лежала на песке. Внутридомовые переборки были все в пыли, отопительные бойлера четыре года не промывались. Отопление почти не работало, в квартирах зимой — 12 градусов выше нуля. Очень быстро, за считанные недели, управляющая компания привела в порядок систему отопления, поменяла теплоизоляцию, промыла бойлера.

«Белая ворона»

Компания работает, жильцы довольны. Но вот славу «Уютному дому» «организуют» не всегда добрую. После гололеда, который в конце января едва не парализовал жизнь города, в одной из газет появилась статья. В ней «Уютный Дом» поставлен был на первое место в «черном списке» компаний, не справившихся со своими обязанностями. Эта информация прозвучала и в телеэфире.

— Наши дворники трудились чуть ли не день и ночь, без выходных – говорят старшие домов — У нас заготовлен был песок, полторы тонны соли, развозили на специально приспособленных тачках. Не только дворы обрабатывали – еще и тротуары. И вдруг слышу по телевизору: «Уютный Дом» — в «черном списке»! Обратились в городские структуры за разъяснениями. Оказалось, вышла ошибка. Претензии были по дому Пролетарская, 50. «Наш» дом рядом, под номером 52.

DSC_2193Валентина Прошкина подозревает, что «информационный сбой» все же не был случайным. И ее сомнения не лишены оснований. Организация типа «Уютного дома» — явно «белая ворона» среди предприятий отрасли. Она подает пример, как надо работать. Пример очень нежелательный для тех, кто привык, прежде всего, «осваивать» деньги.

А в случае с «Уютным Домом», как говорится, звёзды сошлись. Во-первых, нашлись жильцы – люди активные и грамотные. Например, Валентина Прошкина служила в городском отделе по работе с потребителями. Так что опыта ей не занимать, и в теме ориентируется прекрасно. Во-вторых, отыскался энергичный и грамотный специалист на управление: Валентина Скачкова была когда-то заместителем главы администрации Советского района. Вот и остается «Уютный дом», реально управляемый сообществом жильцов, одним из островков чистой и честной работы в довольно грязном жилищно-коммунальном море.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


  • олег

    Самое интересное,что Жилкомсервис и теперь «Уютный дом» возглавляла Скачкова В.Е.Один и тот же человек,а отзывы старших по дому разные.А вот старшей по дому 34 нужно иметь свою гражданскую позицию:не лазать по крышам домов,для этого в «Уютном доме «,в штате числятся мастера. а привести в порядок состав квартирантов,которые живут незаконно в арендуемых ими квартирах
    не заплатив налоги

  • иван

    И не только квартирантов,нужно привести в порядок запасные выходы,захламленные всяким мусором,Собственники молчат,собрания на бумаге только проводится,отчетов от старшей нет,видимо на крыше оставила,стекла в подъездах побиты,у мусоропровода и лестницы никто не моет,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: