Брянский «Бессмертный полк» выходит из-под удара

Грандиозное празднования 70-летней годовщины Победы в Брянске не стало бы таким, не будь в многотысячном Параде Поколений «Бессмертного полка». Однако позитивное впечатление от человечной и искренней гражданской инициативы подпортила новость о брошенных портретах, которые были найдены 9 мая в районе Кургана Бессмертия. В социальных сетях и блогах появилось слово «постановка»: некоторые высказались так об оставшихся портретах, другие — о части шествовавших в «полковом» строю. В ситуации пытался разобраться корреспондент «Брянской улицы».

Обратная сторона

Вечером, 9 мая, в популярном городском паблике «Типичный Брянск» появился пост «Бессмертный полк. Обратная сторона. Выкинули портреты. Курган Бессмертия». На трех фото, прикрепленных к посту, были запечатлены три таблички с портретами участников «Бессмертного полка». Судя по всему, эти таблички несли во время Парада Поколений, затем забыли во время празднования. Некоторые очевидцы даже писали, что видели их пьяных хозяев.

полкПортеры подобрала жительница Брянска Наталья Давидчук.

— Сначала мы с подругой подумали, что портреты кто-то оставил на время. Однако когда вернулись на это место, они стояли не тронутыми. Тогда мы решили их забрать. Планируем отдать находку в краеведческий музей, — рассказала девушка корреспонденту «Брянской улицы».

Инцидент получил широкий резонанс в региональных СМИ – о нем написали практически все брянские интернет-издания. Одновременно с этим выяснилось, что выброшенные портреты были запечатлены не только в Брянске, но и во многих других городах России. На фото из соцсетей, которые позже были опубликованы уже в федеральных СМИ, «красовались» целые горы табличек, якобы использованных в ходе шествия. В социальных сетях после этого стали называть «Бессмертный полк» своеобразной «постановкой», массовость которой, как это часто бывает, обеспечили за счет административного ресурса чиновники. Другие утверждали, что «самое человечное событие 9 мая» (а именно так назвали «Бессмертный полк», например, журналисты «Радио Свобода») теряло смысл…

12 мая стало известно, что председатель совета движения «Бессмертный полк» Сергей Лапенков попросил Генпрокуратуру и прокуратуру Москвы проверить фото с выброшенными плакатам. По словам активиста, есть три версии их появления. «Возможно, это были постановочные фотографии, но непонятно, кому нужна эта постановка. Может быть, плакаты выбросили волонтеры, за которыми недосмотрели организаторы. Третья версия: плакаты выкинули студенты, которых «нагнали» для массовости», — сообщил Лапенков агентству Интерфакс.

Зов сердца и разнарядка

По официальным данным, только в Москве 9 мая в акции «Бессмертный полк» приняло участие более полумиллиона человек. В шествии с портретом своего отца-фронтовика прошел и президент России Владимир Путин. «Ценность этой инициативы в том, что она родилась не в кабинетах, не в административных структурах, а в сердцах наших людей», — заявил глава государства в интервью «Первому каналу».

По самым последним данным на Брянщине число участником акции превысило 30 тысяч. Причём 12 тысяч из них приходится на областной центр. Для участия в акции некоторые регистрировались на сайте. Но большинство приносило данные своих родственников в так называемые штабы. По словам организатором акции, анкеты, поступившие не через интернет, еще предстоит обработать и занести в общую базу данных на сайт «Бессмертного полка».

Главным штабом формирования «Полка» в нашем городе стал краеведческий музей: там заказывали и получали таблички.

_mg_4699— После регистрации трех тысяч участников новые площадки открылись в БУМе и Аэропарке. Нам стало понятно, что людей будет гораздо больше, чем ожидалось, – рассказывает координатор брянского «Бессмертного полка», директор телеканала РЕН ТВ Брянск Алена Ярославская.

По данным координатора, брянцы получили 6,7 тысяч табличек с портретами, изготовленных в типографии «Вариант».

Сама Алена — член рабочей группы Общероссийского народного фронта. Координировать формирование «Бессмертного полка» в Брянске взялась по собственной инициативе. Общественница категорически отрицает, что в акции кого-то заставляли участвовать насильно.

— Говорить, что кого-то загоняли в автобусы и заставляли пройти в колонне — это полный бред. Типография, которая печатала портреты, работала 8 мая до поздней ночи. До поздней ночи мы выдавали таблички в краеведческом музее. Люди очень переживали, что им не хватит, — отмечает Ярославская.

Выброшенные портреты, по словам общественницы, были изготовлены точно не в краеведческом музее. Брянские делались на пленке, которая затем закатывалась на плотный пластик, а «забытые» — похоже, на фанере или картоне. К тому же, по словам Ярославской, фамилий участников Великой Отечественной войны, которые указаны на выброшенных табличках, в действующей базе брянского «Бессмертного полка» нет.

Были ли это портреты, сделанные по разнарядке? «Брянской улице» стало известно, как особо рьяные и инициативные руководители брянских организаций и учреждений давали указания подчиненным обеспечить явку для участия в шествии. Тенденцией это, к счастью, не стало. Подавляющее большинство участников приняло участие в акции по зову сердца. А организаторам брянского «Бессмертного полка» удалось огородить его от политики.

Однополчане, объединяйтесь!

Авторы общественной инициативы «Бессмертный полк» — томские журналисты Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин. Первое шествие им удалось провести в 2013 году на День Победы в Томске. В нем приняло участие шесть тысяч человек. После этого идею журналистов подхватили во многих городах России и мира. С ними стал сотрудничать московский депутат Сергей Земцов. Поначалу все шло хорошо. Однако затем между «однополчанами» произошел конфликт. Томичи считали, что «Бессмертный полк» должен оставаться некоммерческой гражданской инициативой и ни в коем разе не сотрудничать с политическими силами. Земцов же утверждал, что для организации акции в крупных городах диалог со спонсорами и властями необходим (подробней об этом в репортаже издания Meduza – прим. редактора). В итоге, стараниями Земцова в Москве Общероссийский народный фронт (ОНФ) взял под крыло проведение общественной инициативы.

Но это Москва. В Брянске ситуация обстоит иначе. Алена Ярославская входит в рабочую группу ОНФ, но местное отделение Фронта патроном акции себя никак не обозначает. Возможно, прошлогодний скандал стал отстрасткой для потенциальных покровителей гражданской инициативы.

Напомним, в 2014 году поднять свой политический имидж на «Бессмертном полку» перед предстоящими выборами пытались брянские единороссы. На сайте партии был опубликован пресс-релиз о том, что акция проводится чуть ли не под патронажем «Единой России». Узнав об этом, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин потребовали объяснений. Телеканал РЕН ТВ-Брянск выпустил острый критический репортаж. Представители партии власти свою пиаркампанию вынужденно свернули.

Ярославская уверена, что принцип аполитичности «Бессмертного полка» нужно отстаивать всеми силами:

— Когда мне говорят: «а можно мы пойдем в колоне с флагом «Единой России»?», то я спрашиваю: «А на могилу к деду вы тоже пойдете с флагом «Единой России»? Мы ведь не ходим на могилы к родственникам в футболке «Билайн» или с флагом ОНФ, не тащим с собой своих однопартийцев. «Бессмертный полк» — это чисто гражданская инициатива, — рассуждает она.

_mg_4701При этом Ярославская убеждена, что с властью и со спонсорами организаторам «Бессмертного полка» нужно договариваться. Без их помощи подготовить и организовать такое масштабное шествие было бы трудно.

— Если бы замгубернатора Ирина Кузьмина не помогла договориться с краеведческим музеем, если бы музей не выделил волонтеров, то нам, общественникам было бы очень сложно, — считает координатор «Бессмертного полка». Помощь была и со стороны спонсоров. Так, рекламная компания «Вариант» бесплатно распечатала фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и баннер, который несли вовремя акции впереди колоны.

Общественница также уверена, что основатели «Бессмертного полка» из Томска и московское отделение, которым руководит Сергей Земцов, найдут общий язык, пожмут друг другу руки и будут вместе работать на общее дело.

— Я со всеми в хороших отношениях, — говорит Ярославская. И здесь я считаю, что нам необходимо объединяться в одну команду и в одной команде двигаться дальше.

«В нашем Уставе написано, что наша задача сделать Бессмертный полк народной традицией. И эта цель близка. Но впереди самое сложное испытание – сохранить для людей Полк таким, каким он был в этом Мае. Одним на всех. Добровольной гражданской инициативой, без казенщины и принудиловки. Свободным от бюрократии, это раковой опухоли способной уничтожить любую самую здравую идею, превратить Полк в показушное уродливое подобие его нынешнего. А такие попытки уже предпринимаются тем, кто хотел бы перестроить Полк в некую вертикаль со всеми ее план-парадами и бред-отчетами.

И еще. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК — ЭТО ПРО МИР. В летописи каждая третья, может четвертая история про то, что «дед никогда про войну не рассказывал»…Я думаю, это потому, что люди прошли через ад. И заплатили жуткую за это плату. Невозможно выжить на войне не жертвуя в себе человеком. Приходиться ведь убивать. Да, врага. Да, потому что иначе нельзя. Да, если бы они не убивали, мы бы не жили. Но — убивать, а большинство из людей вовсе к этому не приспособлены. И вернувшись в мир, говорить про это многим и многим не хотелось. Мой дед воевал, что бы был мир. Давайте в память о наших предках его беречь.

И конечно, надо сохранить стержень Бессмертного полка – судьбу человека. Того самого, конкретного солдата. Память о нем, прямую личную».

Координатор «Бессмертного Полка» Сергей Лапенков.

Оцените статью
Брянская улица