Брянское правительство оптимизировало театры: ТЮЗа и Кукол больше не будет

Коллективы Брянского театра кукол и Брянского театра юного зрителя подписали именные уведомления о реорганизации двух учреждений культуры в одно – ГАУК «Брянский областной театр для детей и юношества». Цеха и труппа Театра кукол сделали это во вторник, 23 июня, Театр юного зрителя подписал согласие на своё уничтожение на следующий день – 24 июня. Датой реорганизации постановлением правительства Брянской области назначено 1 сентября 2015 года.

До реорганизации – два месяца. По логике за это время нужно было бы провести собрания коллективов, с цифрами, проектами и документами разъяснить позицию Брянского правительства. Выслушать мастеров цехов и сцены. Провести голосование в коллективах. Вынести, в конце концов, вопрос общегородского значения на общественные слушания, как это и положено по Уставу Брянской области.

Всё пошло не так. Заместитель директора ТЮЗа Ирина Обыденникова просто поставила труппы перед свершившимся фактом: письменное согласие на реорганизацию или увольнение. Выражение лица у неё при этом было не очень счастливое и не очень уверенное. Ей пришлось нести в коллективы недобрую весть во время отпуска директора Надежды Даниловской, так как «дело не терпело отлагательства».

Оказалось, что решение избавиться от Брянского областного театра кукол как балансодержателя здания — особо ценного для бизнеса и смертельно опасного для театра — принято давно.

Ещё 6 февраля 2015 года департамент культуры издал приказ «О реорганизации государственного автономного учреждения культуры «Брянский областной театр юного зрителя». Именно по этому приказу с 1 сентября 2015 года Театр кукол присоединяется к ТЮЗу. По-русски говоря – оптимизация. Бесчеловечнейшее и лицемерное явление.

Совсем ГАУКнулись…

Говорят о необходимости экономить бюджетные средства за счёт сокращения «обслуживающего персонала». Судя по тому, что экс-замгубернатор Ирина Кузьмина полгода назад пеняла «Куклам», что у них из 40 работников, всего 12, собственно актёров, ещё недавно хотели объединить и всех «цеховых», тех, кто создаёт костюмы, декорации, реквизит. Теперь в «обслугу» записаны только дворники, сторожа, билетёры, водители. Но много ли на этом насокращаешь, наэкономишь?

Rmtzk4ZzT10

Настоящая экономия – на сбрасывании с баланса здания, которое нужно содержать. А если ещё и пустить его с молотка… Замдиректора ТЮЗа Ирина Обыденникова так и сообщила актёрам:

— Я не уполномочена.. Но готовится соглашение здание Пушкина, 12 передать в казну (в управление имущественных отношений) Брянской области.

Актёры были в курсе:

— Уже продано!

— Почему театру там было нельзя находиться, а банку и торговому центру можно?

Тюз2

Приступили к подписыванию уведомления. Юридически ничего не значащую бумагу «учредитель» составил в угрожающей ультимативной форме: «в случае Вашего отказа от продолжения работы <…> заключённый с вами трудовой договор подлежит прекращению…».

Утешили тем, что «зарплаты не сократят» и «кошельки» у трупп будут разные. При этом штатное расписание — одно на всех. Как будет продолжаться творческий процесс, репетиции – непонятно.  Хотя и закончилась недавно реконструкция Малого зала ТЮЗа, но «неполноценность двух организмов», по недавнему выражению режиссёра ТЮЗа Михаила Мамедова никуда не денется:

— Если в основном зале идёт дневной спектакль, а на малой сцене репетируют актёры кукольного театра, то мы репетируем, где придётся…

Брянским актёрам дали роли крепостных

Название нового театра – ГАУК «Брянский областной театр для детей и юношества» — актёров возмутило не меньше самого факта оптимизации. Люди не поняли: почему их судьбами распоряжаются росчерком пера и уведомляют их об уже случившемся факте – не дав обсудить даже название своей «вывески»?

Звучали выкрики: «Колхоз», «нелепость», «ни о чём». Вспомнили было, что же называется и театр в Орле, но тут же уточнили – на самом деле его название «Свободное пространство». А как называться новому брянскому театру: Несвободное? Рабское пространство? Брянский крепостной Губернаторский театр для детей и юношества?

Спектакль "Оскар и Розовая дама" в Театре кукол

Правительство Брянской области, видимо, забыло, что, в конце концов, население Брянска – это зрители. Наши дети – самая что ни на есть театральная «целевая аудитория». Да и бюджетные учреждения культуры, которыми являются театры города, содержатся на наши средства – деньги налогоплательщиков.

С актёрами поступили по-свински. Чего только стоит обстоятельство, что молодой актёр теперь не сможет взять ипотеку: ведь банк требует непрерывных три года работы на одном месте. А с 1 сентября он уже по документах будет работать в совершенно другом учреждении.

Сносить нельзя реконструировать

Изданное в феврале постановление о слиянии двух театров в прессе оглашено не было. Мёртвое молчание. В телефонных разговорах директор департамента культура Наталья Сомова обещала, что скоро будет всей прессе выслан официальный релиз о положении дел с «Куклами», о проектах, инвесторах. В это же время Ирина Кузьмина то же самое обещала актёрам. Разъяснений о реальных намерениях власти так никто и не получил.

Встречи проходили, но обсуждались на них самые различные проекты и прожекты, сменявшие друг друга.

Актёры вспоминают, что весной 2014 года Наталья Сомова пообещала «построить театр, аналогов которому не будет в России». Здание предполагалось строить шикарное, трёхэтажное. Елена Зезеко, бывший директор в восторге, «выучила чертежи наизусть». В плане нового строения — два зала: на 240 и 80 мест… Удобные просторные цеха для производства костюмов, декораций, реквизита, чудесные гримёрки… Эти разговоры пошли по весне 2014 года. Директор была в восторге. По крайней мере очень старалась этот восторг изображать на камеры.

Под это строительство театр и выселили: в один месяц отпуска — август 2014, год культуры. Ведущий актёр ТЮЗа Владимир Аверин заметил тогда, что точно так же почти 20 лет назад в ТЮЗ подселили художественное училище. Тогда тоже говорили, что это ненадолго.

Заключение ООО «Независимая экспертиза» № 018Э-02/14 от 05.05.2014 об ограниченно-работоспособном состоянии здания с аварийным перекрытием над зрительным залом появилось только 5 мая 2014 года.

О том, что экспертиза готовилась «под заказ» говорит не только сопоставление дат рекламного сюжета на телевидении (март) и собственно, обоснование в виде экспертизы (май).  Но и добытые автором сведения о том, что поиск правильного эксперта весной прошлого года шёл в судорогах – отказали свидетельстовать о непригодности здания двое лично знакомых автору проектировщиков. Они однозначно высказались за реконструкцию «Дома Кукол» на Пушкина, 12, но побоялись, как у нас водится, идти поперёк интересов правительства региона. Потому и смолчали.

Разоблачение авантюры эпохи Денина

24 октября заместители губернатора Ирина Кузьмина, Валерий Забровский вместе с Натальей Сомовой поговорили о судьбе Театра кукол на выездном совещании.

— Выведение сотрудников театра кукол из здания было авантюрой, — сказала Кузмина. — Денег ни на строительство нового театра, ни на его реконструкцию, ни на проектно-сметную документацию у области не было. Авантюра в том, что ввязались в этот проект.

Значит, и сама Ирина Валентиновна считала экспертизу от 5 мая – фикцией? Значит жизни зрителей якобы опасная балка не угрожала? Непонятно по какой логике тогда Ирина Валентиновна заключила:

— Здание не может быть приспособлено для дальнейшей работы. Театр кукол сюда не вернётся.

А вот что говорил уволенный ещё до Кузьминой другой зам, по строительству, Валерий Забровский:

— Сейчас мы не можем утверждать, что здание театра до конца аварийное. На данный момент из-за отсутствия денег провести реконструкцию нельзя. И мы пока не можем с уверенностью сказать, под какое учреждение мы потом будем его реконструировать.

01625t0007901b

Пресс-служба правительства региона сообщила тогда, что конкурс на разработку проектно-сметной документации здания кукольного театра уже прошел, победитель определён. Только на эти цели региону потребовалось порядка 30 млн рублей. Стоимость строительства нового здания театра оценивают примерно в 350 млн рублей. Еще более 100 млн рублей необходимо на приобретение современного оборудования. Если говорить про вариант с реконструкцией, то, по данным проектного института, на это потребуется около 100 млн рублей.

«Ирина Валентиновна сделала номер…»

В конце октября 2014 года увольняют директора Театра кукол Елену Зезеко. Надежда Даниловская – директор ТЮЗа возглавила оба учреждения. Бывший начальник облдепартамента культуры Наталья Сомова объясняла и прессе, и коллективам: это не означает юридического слияния двух коллективов! Даниловская будет одновременно директором и одного, и другого коллектива. «ТЮЗ и «Куклы» останутся разными юрлицами, разными организациями, — уверяла Наталья Сомова. – Мы делаем всё, чтобы сохранить наши театры». Зато за счёт слияния ставок получится «экономия бюджетных средств».

Накануне Нового, 2015 года, в непринуждённом общении с брянскими журналистами и блоггерами в Елисеевых полях, врио губернатора Богомаз, в которого приглашённые ещё верили, ответил относительно возможной оптимизации Брянских театров:

—  Ирина Валентиновна специально сделала номер на городском балу, где выступал бы театр кукол, чтобы этого не получилось. Всё будет хорошо. Оптимизация нужна. Иногда нужно понимать, какую оптимизацию делать… Я не против, вы же поймите, я не против… я за реальность.

Полный текст лучше слушать.

«Брянская улица» всё это время следила за ситуацией. 30-го декабря 2014-го года Ирина Кузьмина сообщила труппе, «уже подписана бумага Богомазом на реконструкцию с организацией «Взаимопомощь защитников Отечества». Правда, судя по исходящим, оказалось, что подписал он Соглашение о сотрудничестве с ПО «Взаимопомощь защитников Отечества» (г.Москва) при реализации программы «Развитие культуры и туризма на территории Брянской области». только 13-го января.

Ежемесячные звонки г-ну Карпенко в департамент культуры подтверждали информацию: да, всё подписано, всё в работе, в первую очередь запускают реконструкцию ДК БМЗ (разработка проекта), а второй очередью — Театр кукол.

О том, что случилось 6 февраля 2015 года – а случилось издание приказа департамента культуры о слиянии двух театров — никто никому не сообщил.

В начале апреля, получив правительственную награду, пост руководителя брянской культуры покинула Наталья Сомова.

Берём Дормаш!

В мае руководитель департамента культуры Юрий Карпенко заявил, что «Взаимопомощь защитников Отечества» оказались непорядочными, поэтому теперь для кукольников реконструируют ДК «Дормаш».

29 мая Кузьмина на встрече с коллективом Театра кукол уточнила:

— Здание в Володарке под театр использоваться не может. Только под другое назначение. Почему? Потому что реконструкция стоит около 300 миллионов. Одна проектно-сметная документация – 20 миллионов.

Ирина Кузьмина дала обещание и уволилась.

Актёры встретили эти речи с некоторой угрюмостью. Всё это время они наводили свои справки и знают строителей, которые взялись бы привести дом кукол на Пушкина, 12 в годное состояние за шесть миллионов рублей. Примерно на столько, кстати, «откапиталили», но не до конца, это здание при Денине. После чего в экспертных отчётах, возникла смертоносная балка перекрытия.

—    Администрацией области для размещения Театра кукол был выбран бывший ДК завода Дормаш, — снова обнадёжила Ирина Валентиновна и через две недели скоропостижно ушла в отставку.

А уже через десять дней, без оглашения в прессе, в строжайшей тайне коллективы театров стали собирать, чтобы получить их «автографы» на уведомлениях о приказе оптимизировать театры.

Брянский «Левиафан» развивает свою жизнедеятельность

Чем ответят брянские актёры учредителю, пока не ясно. Ведь пока они подписали самую настоящую «филькину грамоту».

Первая реакция на шок – попытка спастись смехом, близким к истерике:

— А давайте сразу оптимизируемся с Театром драмы! И назовёмся «Брянский областной театр для взрослых, детей и юношества»!

Мастера сцены удивились, как ловко их провел новый состав актёров из Брянского правительства. Теперь-то ясно, что вся мышиная возня с инвесторами, которые вдруг оказываются «непорядочными», с вхождением в программы по развитию культуры – для отвода глаз.

«Брянская улица» продолжает следить за развитием ситуации с брянскими театрами

Елена Воробьева

Оцените статью
Брянская улица