Лесной комплекс Брянской области дает в бюджет десятую часть возможного

Самые острые для лесной отрасли региона темы – неэффективное использование лесных ресурсов и неисполнение законодательства при проведении лесохозяйственных работ – подняли депутаты областной Думы на недавнем профильном комитете и эксперты ОНФ на одном из последних заседаний. Теперь лесных арендаторов ждёт усиленный контроль, а особо нерадивых – санцкии и гонения.

По данным брянского управления лесами, брянский лес занимает сейчас более 1 миллиона 200 тысяч гектаров. В аренде у пользователей находится 244 лесных участка.

Древесины в области заготавливается примерно 1 миллион 650 тысяч кубометров. В лесопереработке занято пять с половиной тысяч человк.

Продукции лесная отрасль дала за полгода на 6 миллиардов, налогов в казну – всего лишь 6 миллионов. При этом в регионе работают с горем пополам всего три «лесных» инвестпроекта.

Начальник управления лесами Владимир Котенков, как любой руководитель, говорит о том, что на развитие отрасли нет ни кадров, ни финансов. Однако депутаты, а всед за ними и другие общественники считают, что брянским лесом попросту плохо управляют.

Это можно было понять и из последних вступлений зампреда брянской Думы Анатолия Бугаёва, и из доклада руководителя рабочей группы ОНФ по лесам Виктора Андреева, и из комментариев лесопромышленника и депутата Думы в одном лице Александра Тюлина.

Лесные пожары

Общественники провели мониторинг в наиболее «лесных» регионах ЦФО за 2010 – 2014 годы: в Брянской, Смоленской, Тверской областях. Оказалось, в Брянской области при том, что лесов в 3,8 меньше лесов, чем в Тверском регионе, произошло одинаковое количество пожаров – по 25 случаев.

л5

Если сравнивать со Смоленщиной — площадь лесов на Брянщине больше в 1,3 раза. При этом пожаров у нас больше в 5-6 раз. Звучала оценка, что у нас все пожары были крупными, а в Смоленской области крупных — ни одного.

Об относительности такой статистики говорят экологи «Гринпис». Когда прошлой осенью на Брянщине лихо горели торфяники, только их вмешательство помогло озвучить реальные факты и цифры горевших площадей.

В зоне, пострадавшей при аварии на Чернобыльской АЭС – 20% лесного фонда загрязнено. Авиационная лесная охрана при таких обстоятельствах – обязательна. Однако лесной авиации как таковой у нас давно нет, так как нет финансирования.

Прокуратура считает, что в области мало противопожарных вышек. По мнению Александра Тюлина, у которого в аренде около 25 тысяч гектаров брянского леса – это примерно 1/46-я часть лесного фонда области, положение могло бы улучшить не столько количество вышек, сколько эффективность их работы.

— Имеющиеся вышки не в полном объёме перекрывают территорию лесов Брянской области по обнаружению лесных пожаров. Причин здесь много. Одну из них можно было бы решить, закупая современные камеры видеонаблюдения с наличием в них дальномеров и указателей места возникновения лесного пожара. Их уже давно производят отечественные предприятия. Высота установки камер должна максимально перекрывать обзор лесных площадей, а значит и распределить их по территории лесов нужно грамотно. Это значительно сократит время прибытия лесопожарной службы к очагу возгорания, а значит пожар будет ликвидирован своевременно.

Кстати, на лесопользователей нередко «грешат», что они сами нередко эти пожары и устраивают. Не хватает лесосеки – помогает воремя организованный и вовремя остановленный пожар. После зафиксированного факта по правилам лесопользования следуют сплошные вырубки на тех территориях, где горел лес. В результате площадь, разрешённая к вырубке, увеличивается иногда в два раза.

EEYh1ZNs348
В лесном хозяйстве рассчитывают на инвестиционные проекты. В регионе они имеются, но реализуются со странностями. Задейстованные в них хозяйствующие субъекты, по данным экспертов ОНФ, иногда свои участки передают другим арендаторам.

Упомнились в этой связи как раз фамили Такварова и Тюлина: Яков Тарасович передал свои лесные гектары в аренду Александру Михайловичу. Было уголовное дело, публикации в прессе, релизы прокуратуры и полиции с оглашением разных сумм причинённого бюджету ущербу.

Была и бескровная жертва – заместитель начальника управления лесами Александр Карпекин, чуть не севший за то, что подписал договор передачи «инвестиционных» участков. Однако 28 августа Верховный суд РФ отменил решение Советского районного суда города Брянска и отправил его на новое рассмотрение.

Владимир Котенков подтвердил: не возбраняет закон арендаторам передавать свои участки в субаренду или переуступать права – и инвестпроект тут не помеха. А тем более, если он исполнен.

— Даже если участник инвестиционного проекта, имеет льготы, — говорит Котенков, — он вправе передать свой участок в субаренду, чтобы с ним расплачивались древесиной для переработки.

les
— Особо ценный в производстве лес-кругляк у нас прямиком идёт в другие регионы России, — говорит Анатолий Бугаёв. — Глубокая переработка древесины в Брянской области производится слабо — разве что на ДСП для мебели.
— На деле оказывается, что практически все инвестпроекты ограничиваются производством топливных гранул, которые производят из отходов лесозаготовок! — вторит ему Виктор Андреев из «лесной» рабочей группы ОНФ.

— А есть ли условия для развития инвестпроектов на территории Брянской области? – возмущается депутат-лесопромышленник Александр Тюлин. У него претензии и к бывшей региональной власти, и к нынешней. – Начинали кошмарить при Денине, продолжают – при Богомазе. Инвестпроект был тщательно проработан. Вопрос по кредитованию решался на самом высоком уровне, в московском руководстве «Россельхозбанка». Инвестпроект был представлен и подписан в Брянске на экономическом форуме-2014, его стоимость проекта – миллиард рублей. Но административное давление и беспредел силовых структур его угробили.

Сотни проверок и протоколов – нет такой службы в Брянской области, которая не «кошмарила» бы группу компаний «Синтез». С грубейшими нарушениями всех норм и законов сотрудники брянской полиции арестовали, изъяли и вывезли в неизвестном направлении оргтехнику, финансовую и документацию и бухгалтерскую отчётность, автотранспорт и другое имущество. И не возвращают всё это более трёх лет. Предприятие было вынуждено перевести бизнес в другие регионы. И мы такие не одни. Вот это и есть бизнес по-брянски. Говорят так здесь во всех сферах, но я отвечаю за лесопромышленный комплекс.

1260441594_drova2
Особую боль депутатов, экспертов, экологов вызывает незаконная вырубка деревьев ценных пород. Ущерб от вырубки дубов, к примеру, оценивается примерно в десять миллионов рублей. Почему это допускает природоохранная прокуратура – вопрос открытый.

Арендная плата собирается плохо. Причем, если раньше договора с арендаторами-лесодержателями заключались на 10 лет, то ныне через суд они продлевются до 49 лет. Тут логика критиков непонятна. Казалось бы – что здесь плохого? Один хозяин у лесного участка надолго, весь спрос с него. Знай, контролируй.

И всё-таки начальнику управления лесами Брянской области Владимиру Котенкову задали вопрос: ведь арендатор платит только «аренду» — 70 – 100 тысяч рублей в год. Почему бы не расторгнуть с ним договор в пользу того, кто будет заниматься реальным производством, давать людям зарплату, а региону – налоги? Котенков ответил:

— К нам приходят перприниматели, пишут заявления с просьбой продлить договор. Мы отвечаем, что не видим оснований продлевать. Они обращаются в суд, их иски удовлетворяются. Таково законодательство.

К тому же, с 1 октября 2015 года в силу вступает закон, по которому добросовестному арендатору договор аренды продлевается «автоматом» — за хорошее поведение и хозяйствование.

Александр Тюлин со своей «лесопромышленной» стороны расуждает так:

— Если арендатор недобросовестный, то управление лесами вполне может предоставить суду неопровержимые доказательства его «нерадивой» деятельности. Суд не пойдёт против закона, расторгнет договор. Вопрос в другом — насколько сами лесные руководители заинтересованы в честном выполнении своих должностных обязанностей? А вот здесь как раз чётко просматривается чиновничья заинтересованность: причём не только лесного ведомства, но и силовиков, и отдельных товарищей в руководстве региона. А в это время Александр Васильевич и его команда, не разгибаясь, трудятся над искоренением коррупции. Искренне желаю преуспеть в этой борьбе до конца…

На вопрос, был ли с кем-то из нарушителей расторгнут договор аренды, начальник управления лесами Владимир Котенков конкретно так и не смог ответить. Упомянул лишь Трубчевский ДОЦ – однако там причины расторжения были, скорее, экономическими.

Эксперты ОНФ предложили разработать проект типового договора с арндодателем, где строго запретят ему переуступать участок или сдавать в субаренду. Но в заседании тут же возразили: на каком, собственно основании таковой документ разрабатывать? Типовые договора утверждены, а Лесной Кодекс никто не отменял.

Лесной комплекс Брянской области дает в бюджет десятую часть возможного

Одним из самых преступных «достижений» на ниве распоряжения лесами со стороны власти эксперты ОНФ назвали уменьшение площади городских лесов, причем в разы: с 1 тысячи 23 га в 2008 до 400 га в 2013.

До этого год за годом о вопиющих фактах кричали власти общественники с Луговой и Соловьёв, Больничного городка, Судков, улицы Бурова. Власть так и не услышала ни их, ни депутатов-коммунистов Александру Анишину и Петра Громова, которые пытались городские леса спасти от вырубок под застройку.

В это время областное правительство и городские руководители попросту не ставили данные территории на кадастровый учет. Сейчас прокуратура пытается вернуть 600 с лишним гектаров лесного фонда городу Брянску.

На «фронтовом» заседании прозвучала показательная история об афере, участники которой до сих пор на свободе, а один ещё и при должности.

Вячеслав Дергачёв, в бытность свою главой Навлинского р-на, попросил губернатора выделить 40 га лесного фонда — якобы под населенный пункт Батынь, а на самом деле, под базу отдыха. Николай Денин не отказал, а Россельхоз согласовал передачу, но право собственности оставил за РФ. В 2014 новый глава, Александр Прудник эти 40 га своему предшественнику продает за 600 тысяч рублей — по цене комнаты в коммунальной квартире при кадастровой стоимости 22 миллиона. Прокуратура сделку опротестоввывет в суде. Однако областной суд отменяет решение Навлинского районного суда. И теперь создан прецедент: у одного участка два собственника – Россия и Дергачёв.

А вне заседаний прозвучал другой сюжет: о том, как бывший начальник управления лесами Григорий Шитов получил от бывшего же руководителя Рослесхоза Владимира Лебедева предписание взыскать с Трубчевского ДОЦ, принадлежавшего г-ну Кондрусину, ущерб, который, как выяснили в ведомстве, тот нанёс государству. Брянский «лесной руководитель» вместо того, чтобы биться в суде за интересы государства и региона, отозвал иск…

В последнюю историю также внёс уточнения депутат Александр Тюлин:

— Трубчевский ДОЦ вырубил десятки тысяч кубометров леса, не заплатив за это ни копейки налогов – ни в бюджет государства, ни в бюджет области. Руководитель Рослесхоза Лебедев, насколько я помню, дал предписание тогдашнему губернатору Денину расторгнуть договор с Кондрусиным. Судами нескольких инстанций было вынесено такое решение.

Тогда директором Трубчевского лесничества был Владимир Чекин, он реально стоял на страже интересов Брянского леса. А начальник регионального управления лесами Григорий Шитов его тогда уволил. Спустя время, Чекина в должности восстановил замгубернатора, курирующий лесную отрасль, а сам Шитов был уволен с поста руководителя брянского леса. Шитова снова сменил Владимир Котенков – он руководил лесным управлением до Шитова, и вернулся на прежнюю должность, приехав из Подмосковья.

За десять дней до очередного суда, он отозвал иск, а несговорчивый Чекин вновь оказался уволен – без всяких оснований и пояснений. Так «правильное» решение суда оказалось в руках «честных лесопромышленников». Правосудие по-котенковски восторжествовало. Оргпомощь в этом оказал начальник трубчевской полиции подполковник Андрей Дзис – один из лучших сотрудников полиции. Ущерб от этого организованного «слива» составил более 100 миллионов рублей. А новым начальником трубчевского лесничества стала «креатура» Кондрусенко.

дорога и дрова

А вот на примере многолетних «лесоскладов» в посёлке Кокоревка Суземского района депутаты и эксперты ОНФ разоблачили как раз Тюлина. Там выездная комиссия ОНФ обнаружила многолетние залежи отходов деревообработки. В том же Суземском районе найден склад древесины, в тысячу кубов — прямо среди леса. Это, несомненно, противоречит нормам и противопожарной, и санитарной безопасности. По словам докладчика, подобные свалки и штабеля, хотя и меньших размеров, обнаруживались и в других местах.

Покопавшись в новостях сайта Брянской прокуратуры мы нашли подобные «новости» и за 2012 год, и раньше. Значит, ситуация имеет причины давние, системные. И до сих пор не появлялось в области персон и структур, заинтересованных в её решении.

Сам «обвиняемый» считает, что подобные ситуации создают те, кто как раз заинтересован в их принципиальной нерешаемости.

— Ситуация, когда порубочные остатки не вывозится годами, создаётся искуственно. Районые администрации по закону обязаны пускать на свалки, предоставлять места для утилизации. Но мне, например, чинят всевозможные препятствия: слова «Тюлин», «Синтез» раздражают, видимо. Я вынужден вывозить отходы производства далеко и задорого, за пределы Брянской области. Но, если ко всем лесопользователям подходить с одинаковой меркой, а не выборочно, то нарисуется справедливая картина: таких «складов» — море, в том числе у вполне успешных и обласканных властью предпринимателей. Они просто не утруждают себя вывозом и уничтожением отходов – их же не проверят.

л1

Анатолий Бугаев, зампред областной Думы пояснил: из 140 хозяйствующих субъектов в Брянской области лишь три заняты в инвестиционных проектах: «Катюша», «Инвест-Капитал» и предприятие «ДОЦ Плюс» отставного депутата облдумы Якова Такварова.

Последней компании вице-спикер посвятил особо яркое выступление. Никто не отслеживал её деятельность, не сопровождал контракт. Какую пользу «ДОЦ Плюс» принес в плане организации новых рабочих мест, наполняемости бюджета – совершенно неизвестно. А ведь он получил без всякого аукциона право на згаотовку 250 тысяч кубов древесины и ряд льгот.

А вот «Инвесткапитал» и «Катюша», по мнению Бугаёва, плодотворно работают, но им не хватает лесосеки.

— Если рассматривать лес, как экономическую базу – мягко говоря, она мало управляемая – резюмировал Бугаев.

Тюлин видит «нуправляемость» брянского леса опять-таки по-своему. По его мнению, законом действительно устанавлены разумные отношения между лесом и лесопользователем. И законы могли бы работать великолепно, если бы не исполнители, которые к исполнению лесного, природоохранного, земельного законодательства подходят крайне выборочно: по принципу: «свои» и «чужие». Одни выполняют все предписания по лесохозяйственной деятельности, но их кошмарят. Другие многого не исполняют, нарушают условия договора, но зато имеют тройную «крышу». С одной стороны — управление лесами, с другой – силовые структуры, с третьей – административная поддержка. Доходит до того, что лесоустройство иным арендаторам делают за счёт бюджета, а это экономическое преступление.

Звучит прогноз-намёк:

— В Суземке сейчас не используется 23-24 тысячи гектаров леса, это 45-50 кубов древесины. Посмотрим, кому уйдут эти тысячи га.

Получается, что в лесном, природоохранном, гражданском, земельном законодательстве заложены все возможности эффективно охранять лес, рачительно использовать его ресурсы, извлекать, не нанося тотального ущерба, максимальную прибыль для государства, бороться с нерадивыми предпринимателями. А что на деле? Протоколы о нарушениях, незаконных рубках составляюстя дестятками, выплачиваются штрафы в несколько тысяч – но на этом всё заканчивается.

л3

Складывается впечатление, что неисполнение закона имеет своих лоббистов. Ректор БГИТА Валерий Егорушкин рассказал симптоматичную местную историю.

— В 2003 году были выделены деньги организации Заплеспроект – для разработки проекта развития хозяйства лесов города Брянска. Таков проект был разработан – однако не был утвержден. В связи с этим управление имущественных отношений Брянской области, не считая данный проект за нормативный документ, «стало распоряжаться городскими лесами Брянска по своему усмотрению». Результаты таких «усмотрений» приводились выше: площадь брянских городских лесов уменьшилась более, чем вдвое. При этом участки в зоне отдыха, урочище «Снежка» раздавались под коттеджи.

Значит, именно на уровне региона заинтересованые в «тёмном лесе» структуры и лица устаивают «прорехи в законодательстве»? Вот и приносит лесной комплекс Брянской области в бюджет мизерную часть возможного дохода, и при этом тает на глазах.

Активисты Народного фронта предложили провести ряд совместных семинаров с участием экспертов ОНФ, представителей управления лесами и лесохозяйственного факультета Брянской инженерно-технологической академии. Их цель — проработать механизмы эффективного общественного контроля в области лесопользования и лесовосстановления.

Принимавший участие в заседании заместитель губернатора Александр Резунов предложил создать межведомственный координационный совет при правительстве Брянской области и ежеквартально проводить обсуждение наиболее острых проблем, связанных с лесом:

— В его состав могли бы войти члены правительства, сотрудники МЧС, полиции, природоохранной прокуратуры, а также представители общественности и журналистского сообщества Брянской области. Думаю, совместными усилиями такой совет сможет добиться серьезных изменений в сфере лесопользования, – считает он. «Фронтовики» поддержали это предложение.

л4

Однако, напомним: межведомственные «лесные» комисии были и раньше. Общественные контролёры работали в лесу всегда. Победит ли «пулемётная очередь» заседаний и комисиий беспроветную, десятилетиями царящую лесную коррупцию? Это зависит от истинной цели таких собраний: спасти брянский лес или в очередной раз, по-новому, разграничить «своих» и «чужих» в сфере лесопользования.

Андрей РАЗДОЛЬНЫЙ, специально для «Брянской улицы»

Оцените статью
Брянская улица