В Брянской области наступает конец МУКам

Межшкольный учебный комбинат №1 города Брянска на грани закрытия. Об этом преподавателям, учащимся и выпускникам МУКа стало известно в начале учебного года. Показательно, что учебные комбинаты стали не нужны именно сейчас, когда дефицит специалистов рабочих профессий становится угрожающим экономической стабильности региона и страны в целом. Преподаватели и выпускники пишут мэру и губернатору с просьбой оставить МУК в живых.

МУКи – преемники старых УПК, учебно-производственных комбинатов. Последние стали открываться в советские годы и успешно действовали в перестройку и даже в «лихие 90-е». Через УПК раньше проходил каждый старшеклассник, покидая школу электриком 4-го разряда или телефонисткой 3-го класса. УПК и МУК выполняли важнейшую функцию: позволяли юношам и девушкам получить, при общем среднем образовании, также и базовую профессию.

DSC08174

Оказывается, формальная причина закрытия МУКов — недавно принятый закон об образовании. Вот что рассказывает один из преподавателей учебного комбината, пожелавший остаться неизвестным:

— Новый закон 2013 года не учёл существования межшкольных учебных комбинатов. Скорее всего, о них просто забыли. Если в старом указывалось, что должен делать МУК, как выполнять свою программу, то сейчас об этом ни слова. Вообще. Есть школьное, дошкольное, есть образование среднее и высшее. Больше никаких видов образования нет. При том, что существует установка нашего Президента. Владимир Путин сказал: дети, которые обучаются в школе, на протяжении 10-11 класса, должны получить азы рабочей профессии.

DSC08209

Александр Лебедев начал свою профессиональную карьеру именно в межшкольном учебном комбинате №1, который закончил в 2006 году, получив специальность «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Сейчас Александр — инженер-конструктор Брянского электромеханического завода (БЭМЗ).

— Я был шокирован, когда узнал, что собираются закрывать учебный комбинат, который считаю родным. Здесь готовили не только монтажников- электронщиков, но и портных, младших медицинских сестер, воспитателей детских садов, секретарей-машинистов, парикмахеров. Профессии очень востребованные. Раньше готовили и водителей, но с июля прошлого года эту специальность закрыли: в МУКе маленький автодром, площадью всего 9 соток, а по нормативам требуется 28.

DSC_0591

Насколько мне известно, это очень подкосило комбинат в финансовом плане – за два года на подготовке водителей удалось заработать два миллиона рублей. А это давало возможность оплачивать коммунальные расходы, развиваться, приобретать оборудование. Вероятно, МУПы посчитали теперь слишком накладными для муниципального бюджета. И решили, таким образом, «оптимизировать» систему образования, просто их сократив. А о людях, которые останутся без работы, без любимого дела, не удосужились подумать.

DSC_0552

Социально-экономическая значимость МУКов понятна, но есть ещё и вопрос со стороны банальный, а изнутри «трагический» — педсостав пойдёт на улицу, пополнит ряды безработных. Ведь власти, оптимизируя учреждение, обычно гарантированно трудоустраивают только начальство. За это руководители лично обеспечивают безропотность коллектива перед лицом грозящей опасности.

По словам преподавателей, в бюджете города заложено финансирование комбината до конца нынешнего года. Поэтому, особо не мудрствуя, управление образования Брянска предложило завершить всю работу и подготовить выпуск учащихся 11 классов именно к 31 декабря. И – конец МУКам.

DSC08172

— Была тарификация, по которой распределяли количество часов, — рассказывает наш коллективный собеседник-педагог МУКа №1. — Их утверждают, и нам платят на основании тарификации заработную плату. Пока нашу тарификацию никто не утвердил. Сказали: «Работайте, как мы вам порекомендовали (то есть до 31 декабря – прим. ред.), ничего другого мы вам не можем сказать». Наш заместитель директора не подтверждает наличие приказа или других документов о закрытии МУКа и сокращении штатов. Руководство, в том числе в управлении образования, на наши вопросы отвечает: «Мы сами ничего не знаем». Неопределённость полная.

Теми, кто «ничего не знает», собеседники «Брянской улицы» называют начальника управления образования администрации Брянска Сергея Брылева и главного экономиста управления Оксану Сабирову. Они, как говорят преподаватели, на ситуацию исключительно «намекают», выдают «рекомендации».

Тогда как предполагает руководство региона выполнять установку Президента, давать детям рабочие специальности? Может быть, в других регионах, в иных городах России есть какой-то опыт? Оказывается, есть – в Туле и в Орле, говорят и про успехи Белгорода.

— МУКи там сейчас они преобразованы в центры профобучения. Местные администрации ориентируют учащихся 10-11 классов, как раньше в УПК и МУКах, получать там первоначальные навыки по рабочим специальностям. Почему у нас в городе затянулся этот процесс, я не знаю. Всё пущено на самотёк.

Впрочем, дело, скорее, в деньгах. От МУКов требуют самоокупаемости, которые те обеспечить не в состоянии. Выход найден самый простой – закрыть.

DSC00631

Наши собеседники обратили при этом внимание на существенную деталь:

— Сейчас дети в пятом классе по новому стандарту изучают, в том числе, и «технологию». И, когда подойдет обучение в 10-11 классе, школа физически не сможет выдать им всем профессии. Представьте себе: тогда в каждой школе нужно будет организовывать какой-то маленький МУК. Или снова открывать центры профобучения. Или направлять в техникумы, колледжи? Ведь они должны будут уже в школе получить профессию, чтобы выполнить стандарт предмета «технология». Такая необходимость наступит уже через четыре года, когда нынешний пятый класс придет в 10-й. Но пока до этого вроде бы далеко, об этом никто из руководителей не задумывается… Может быть потому, что при нынешней кадровой чехарде никто не загадывает продолжение совей должностной ответственности на столь долгий срок.

DSC_0545

МУКи умирают тихо. Директора комбинатов не желают привлекать внимания общественности – вероятно, дабы не вызвать раздражение  вышестоящих чиновников. Преподаватели выступают в прессе анонимно. Такую позицию понять можно: ведь люди всё же рассчитывают остаться в системе образования.

Громко бьют тревогу только выпускники комбината, многие из которых действительно приобрели рабочие специальности, собирают подписи под открытым письмом мэру Тулупову и губернатору Богомазу. Они работают на производстве и лучше всех понимают, что будет со страной через 4-5 лет, если продолжать «бить» по рабочим рукам и рабочим специальностям.

Оцените статью
Брянская улица