Общественный транспорт Брянска: миссия невыполнима

На сайте МУ «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие» есть закладка «Закупки». Так вот — единственное, что закупает в 2015 году БГПАТП — это кредитные линии! То есть, чтобы не умереть, надо брать кредит, а потом брать кредит и погашать предыдущий. И так — со скоростью белки в колесе: семь кредитов только за этот год! Последний иск брянских автобусников к Минфину проигран: 24 миллиона рублей за перевозку федеральных льготников эти самые федералы не вернут.

Казалось бы – коммерческое предприятие, выполняющее социальный заказ. Мы платим уже 14 рублей и катаемся по городу исключительно по расписанию: таблички с указанием времени прибытия автобуса размещены на каждой остановке. Почему невыгодно?

А вот почему. Каждый третий пассажир – это льготник. То есть он оплачивает не всю стоимость проезда, а получает часть «бонусом» по закону. Кое-кто получил льготу от субъекта; полный список есть в документах Правительства Брянской области. А кое-кто – по закону Российской Федерации.

«Федеральные» льготники (согласно статье 6.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»):

1. Инвалиды войны;

2. Участники Великой Отечественной войны;

3. Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

льготы, транспорт

5. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8. Инвалиды;

9. Дети-инвалиды.

За тех, кто получил «местную» льготу, платит областной бюджет или городской. А вот с целым списком тех, за кого раньше средства перечисляло Министерство финансов, вышел казус. До 2009 года средства на перевозку «федеральных» льготников Минфин перечислял исправно и напрямую городскому автопредприятию. С 2009 все полномочия таких расчётов переданы по федеральному закону субъектам. Полномочия – да, а деньги? Те самые, которые раньше были заложены в госбюджете? А деньги – нет, не переданы.

0_f771c_f5256c79_XL

Александр Андросенко разъяснил корреспонденту «Брянской улицы»

— По сути, это наши «выпадающие» доходы. Единый социальный проездной билет стоит сейчас 300 рублей. Купить его должны сами льготники, после того, как дадут согласие на монетизацию льгот. Таким видом оплаты за свой проезд в городских автобусах пользуются почти 13 000 пассажиров, чьи категории прописаны в федеральном регистре. Считайте, ещё столько же – у троллейбусников. Но ведь экономически обоснованная цена на месяц даже не 850 рублей, как платят желающие купить проездной, а не меньше 1080 р.! Да, предприятие наше муниципальное, но и зарплату, и налоги, и ГСМ мы платим из своих доходов! А как тут крутиться, если федеральных льготников мы перевозим, а стоимость их проезда нам никто не возмещает?

В 2012 году общая сумма убытков за перевоз «федеральных» льготников составила 24 миллиона 211 тысяч рублей. 10 июля 2014 года Арбитражный суд города Москвы рассмотрел иск МУ «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие» к Минфину.

Сомнений у судьи Лаптева не было: требование получить деньги — законно, документы о количестве льготников от департамента промышленности, транспорта и связи от 9 декабря 2013 года – в полном порядке, все расчеты произведены толково и аргументированно. А значит — «взыскать с РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу МУ «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие» убытки в размере 24 211 266 рублей 67 копеек и расходы по оплате госпошлины в размере 144 053, 33 руб.»

Ключевое положение решения суда: «Поскольку в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке городским транспортом пассажиров, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ не передавалась, надлежащим ответчиком по настоящему делу является РФ».

Юристы Минфина ещё в 2014 году не согласились: кассация отправилась в Девятый арбитражный апелляционный суд. Но и там – фиаско для федералов. Следующая инстанция – Арбитражный суд Московского округа. И подспудно от истцов – «мол, защитите нас от финансовых претензий, не должен Минфин автопредприятию Брянска, то есть кто-то должен, да. Но не Минфин».

sud

9 июня 2015 года Арбитражный суд Московского округа постановил: все предыдущие решения отменить, в иске отказать. То есть 24 с лишним миллиона рублей, на которые рассчитывало автопредприятие Брянска, ни в каком бюджете не числятся, а все надежды появились из-за того, что «судом первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права».
Теперь уже юристы муниципального предприятия взывают кассационной жалобой к Верховному суду – документ от 10 августа 2015 года.

Спустя два месяца, 12 октября 2015 года, судья Верховного суда Самуйлов ставит окончательную точку – нечего вам, брянцам, претендовать на деньги Минфина РФ. Ищите в своих закромах, закладывайте сами в свой региональный бюджет, потому что по закону – это ваша расходная часть.

В материалах определения Верховного суда есть уточнение. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан: из федеральных законов исключены нормы о праве на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте категорий граждан, которым ранее такое право предоставлялось федеральными законами.

Всё теперь решать субъектам – ибо тот же закон говорит о разграничении полномочий. А система социальной защиты – это тот самый случай.

История за 2012 год. Позади три года тяжбы за свои 24 миллиона… Теперь сумму дебиторки можно смело умножать на четыре. И это только проезд «федеральных» льготников.

В департаменте промышленности, транспорта и связи Брянской области судьбу компенсации за льготников мог бы прояснить Андрей Соболев, заместитель директора. Он давно и подробно занимался всеми транспортными проблемами, знает все перипетии с маршрутками и электричками… Правда, официальный комментарий он уже не даст – по неофициальной информации, сразу из отпуска уволится.

Структура_департамента_-_2015-10-28_02.46.19

Новый директор департамента — Сергей Зарецкий назначен две недели назад. Новые замы, новый вектор развития – всё по традиции. Только перевозчику (БГПАТП) уже вот-вот заключать на следующий год муниципальный контракт на бесплатную перевозку определенных категорий пассажиров. Ждать некогда – надо принимать решение.

Аксиома «кто устанавливает льготу, тот и обслуживает её финансово» разрушена Верховным судом РФ. Новому руководству придётся выводить свои теоремы и решать финансовые – очень непростые — задачи.

Мария СЕРГЕЕНКО, специально для «Брянской улицы»

Оцените статью
Брянская улица