Министерство культуры может остановить брянскую оптимизацию

Письмо брянских работников культуры о недопустимости оптимизации в сфере культуры находится на рассмотрении в Минкульте, подтвердил «Брянской улице» источник в федеральном ведомстве. Он же сообщил, что недавний успешный российский прецедент — когда слияние Звенигородского и Истринского музея людям удалось остановить — может повториться и в Брянском регионе. Тем временем, брянский департамент культуры продолжает встречаться с «низовой культурой», обнаружив там лишних людей и 47 миллионов.

Последняя встреча брянского департамента культуры с творческой интеллигенцией и общественностью прошла как крыловский квартет: а вы, друзья, как ни садитесь…

После жаркого разговора на сайте департамента культуры о ней появилось несколько благостных абзацев под заголовком «Открытость в работе — приоритетное направление деятельности департамента культуры Брянской области».

photo1

Но встреча эта вроде бы демократичная по форме оказалась иной по содержанию.

Поводом стало открытое письмо 45-ти брянских деятелей культуры, адресованное губернатору, и областной думе, министру культуры и в прочие инстанции. Художники, представители гильдии культурной журналистики, литераторы, музейные работники обеспокоены очередным слиянием. На сей раз – музейным. Авторы письма ставят под сомнение решение департамента культуры — создать один объединенный государственный музей с единой бухгалтерией и, главное — с единым фондом. Краеведческий музей с двумя десятками филиалов, художественный музей с музеем братьев Ткачевых, а также планетарий, по этому плану, утрачивают свою самостоятельность и становятся структурными подразделениями.

Но разговор получился не только об этом. Многое накипело за последнее время. Давно не встречались лицом к лицу.

Руководителя Творческого Союза художников и члена Союза художников РФ Сергея Клещикова, как и многих, возмущает и тревожит нынешнее невнимание властей к искусству:

Сегодня у нас в Союзе художников средний возраст — 70 лет. Нет смены. Мы вымрем, за нами — никого. Таланты среди молодежи есть, но нет условий для их развития. Художественное училище всеми этими слияниями ухайдокали. Это была единственная кузница для поступления в художественные вузы… Вспомните, как бережно и заботливо обком партии собирал Союз художников, из Москвы скульпторов, живописцев приглашали, мастерские, жилье давали!

kleshchikovХудожник вспомнил, как первый секретарь обкома Сизенко лично побывал у каждого художника в мастерской. С этих пор художники первых лиц региона на своей территории не видели.

Поставил Клещиков о вопрос о том, кто довёл Художественный музей до позорного состояния, назвав его «сараем» и «норой» по сравнению с «дворцами» в других городах.

— За последние годы у нас не построено ни одного здания культурного. Я в 91-м Людмиле Захаровне Удаловой, тогдашнему директору, не совсем в шутку предлагал: «Пошли захватывать здание бывшего обкома под музей». Теперь там облдума и автостоянка. Можно было площадь Карла Маркса превратить в уникальную Площадь искусств с её историческими зданиями и сквером. А Думу переселить в новые кварталы. Не можете построить приличное здание Художественному музею? Освобождайте под него своё здание. Мы уже не один год просим создать отдел брянского искусства в Художественном музее!

Литераторы напомнили про исчезновение своего музея, фонды которого слили с фондами краеведческого музея. В Год литературы Брянск по-прежнему без литературного музея. Скромный зал, выделенный под литературные выставки в областной научной библиотеке, не заменит прежний двухэтажный уютный особняк 19 века с пятью залами, где теперь разместился ирландский паб.

Шла речь о том, что ничего хорошего не дало и недавнее объединение ТЮЗа и Театра кукол — напротив, породило ворох проблем. Интересно, что с этим согласилась и руководитель департамента культуры Елена Кривцова.

Потому и предстоящее музейное объединение у многих вызывает опасение и тревогу. Говорили том, что краеведческий музей, судя по выставкам, в последние годы превратился скорее, в зоологический. А руководители меняются там чаще, чем выставки: за последнее время — пять директоров. Как может стать основой объединения музей, который сотрясают коррупционные скандалы? Кому можно доверить фонды? Кто возглавит эту «гидру о трех головах»? Вот такие звучали вопросы.

murashkoХудожник и преподаватель Владимир Мурашко, в недавнем прошлом директор Художественного музея, высказал глубокие сомнения по поводу слияния:

– Художественный музей и краеведческий – разные сферы культуры. И понятно, что возможностей у руководителя подразделения будет гораздо меньше, чем у самостоятельного директора.

С ним солидарна завуч художественной школы, искусствовед Ольга Симанкова:

– Я много лет проработала в Художественнном музее, хорошо знаю его коллекцию. На 70 процентов — это произведения федерального значения. Есть опасение за сохранность коллекции. Слияние фондов недопустимо. Это будет полный раздрай. Краеведение – это совершенно другая сфера, нежели художественные ценности. У краеведческого – два десятка филиалов по области. И уследить ещё и за художественными будет невозможно. Мне приходилось общаться с сотрудниками подобных объединенных музеев — например, в Ярославле. Они жаловались, что в объединённой структуре страдает как раз художественный музей – денег на него не остаётся…

Сотрудники департамента культуры во главе с Еленой Кривцовой и Еленой Мариной излучали оптимизм и уверенность.

Елена Степановна, полгода назад возглавившая департамент, провела маленький ликбез по становлению рыночной экономики региона и проблемам «бюджетирования сферы культуры».

— В прошлом году наша отрасль культуры — это 20 подведомственных учреждений культуры — финансировалась в объеме 355 миллионов рублей. Это средства на зарплату, на капитальный и текущий ремонт. Средств недостаточно. А где найти ресурсы?

Она сообщила собравшимся, что «план антикризисных мероприятий» в сфере культуры создан по просьбе губернатора. В нём пять разделов: реструктуризация учреждений культуры, сокращение кадров, рациональное управление недвижимостью, увеличение объема платных услуг, сокращение аппарата управления культуры и расходов на него. План утвержден, одобрен всеми ведомствами и утвержден на коллегии департамента культуры.

— Цель объединения – не в ухудшении услуг, отбирании помещений и уменьшении фондов. Ни в коей мере! Это меры чисто административные, — убеждала Елена Кривцова. — Создается единое юридическое лицо, единая дирекция, которая включает в себя одного руководителя. Содержание работы руководителей отделений, станет гораздо глубже, интенсивнее. Администаритвно-управленческий аппарат сейчас в избытке. Анализ штатного расписания показал эти излишки. Эти меры могут сэкономить для всей нашей отрасли в 2016 году 47 миллионов рублей.

Под конец своего выступления руководитель брянской культуры сообщила, что эффект от оптимизации ожидается и в 2017 — целых 69 миллионов рублей. А значит, с курса поступательной оптимизации правительство региона сворачивать не собирается.

krivcovaРечь Елены Кривцовой присутствующих не слишком убедила. В ответ говорили о том, что экономия пойдёт за счет разрушения, за цифрами стоят люди, творчество, талант.

Участники встречи знали, о чём говорили: ведь пришли в основном те, кто немало души и времени вложил в работу того же художественного музея. Кто помогал в организации выставок, арт-гостиных, клубов, многолюдных акций «Ночь в музее».

На последней Ночи в музее было более тысячи участников. Это своими глазами увидел заместитель губернатора Александр Коробко, побывавший в эту ночь в музее. Нынешние же руководители департамента культуры – те, кто сегодня решает судьбу музея, на его вернисажах и встречах, — замечены не были. Это не мешает им ставить под сомнение всю работу музея.

Это были мнения, а на большинство вопросов убедительных и конкретных ответов дано не было.

Один из ответов присутствующих просто потряс. И.о. директора департамента заметила, что все – за объединение музеев. А «будируют этот вопрос лишь те руководители учреждений, кто боится лишиться должности».

В ответ стал нарастать гул возмущения. Ведь люди, поставившие подписи под письмом, на встречу в департамент пришли не затем, чтобы их обвиняли в лоббировании чьих-то корыстных интересов. Открытость в диалоге с обеих сторон предполагает взаимное доверие. А его пока нет. Да и зарплаты рядовых работников культуры на порядок меньше, чем у руководящих ими чиновников.

Что же касается самой идеи, то объединение социальных и культурных учреждений как выхода из финансовых трудностей – то эту практику поставил под сомнение Президент России в недавнем своем послании.

Татьяна Алещенкова

Вот как отчитался о встрече Депкульт.

Оцените статью
Брянская улица