Аэропорт «Брянск» неэффективно потратил бюджетные субсидии, считает КСП

Брянский аэропорт будет жить, если каждый год предприятию выделять 72 миллиона из бюджета, то есть – 6 миллионов в месяц. Рецепт выживания предприятия составляли депутаты думского комитета по промышленности. Пока ОАО «Международный аэропорт «Брянск» имеет из бюджета один миллион в месяц. Поэтому положение его шаткое: то должник, то банкрот. Для областного бюджета такая собственность — чемодан без ручки: и нести тяжко, и выкинуть жалко.

Аэропортовый комплекс был сдан в 1994 году. С 1995 года он имеет право осуществлять международные авиаперелёты. В 2012-2014 годах международные авиаперелёты осуществлялись в Турцию (Анталия). С 2015 они прекращены, на данный момент самолёты из Брянска летают только в Санкт-Петербург. Три летних месяца брянцы летали в Краснодар и Симферополь.

За 9 месяцев 2015 года брянский аэропорт осуществил 459 рейсов. Доходы по итогам 9 месяцев 2015 года составили 17 миллионов 349 рублей. Субсидия областного бюджета в этой сумме – 11, 5 миллионов рублей. А вот расходы авиапредприятия за тот же период составили без малого 56 миллионов рублей.

Таковы выводы Контрольно-счётной палаты Брянской области, которая в ноябре 2015 года провела проверку целевого и эффективного использования субсидий из областного бюджета. Результаты – выявление растущих убытков и неэффективного расходования средств.

«Программа развития предприятия не реализована, показатели не достигнуты», — делает заключение аудиторская комиссия КСП. В связи с этим средства областного бюджета в объеме 51,6 миллионов рублей (именно такую сумму «подарил» аэропорту бюджет области за три года — прим.ред.) использованы без достижения запланированного результата. А это противоречит статье 34 Бюджетного Кодекса РФ и свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.

При выделении субсидии, говорилось на комитете, цель казалась достижимой: выведение авиапредприятия в безубыточную работу. Планировалось создать терминал на территории аэропорта – но его до сих пор нет. Нет и рейсов в Милан и Барселону, активно рекламируемых в прошлые годы.

Аэропорт «Брянск» неэффективно потратил бюджетные субсидии, считает КСП

Подробности от Натальи Подобедовой, аудитора контрольно-счетной палаты Брянской области:

— На протяжении трёх лет, начиная с 2013 года по результатам хоздеятельности аэропорта складываются убытки. В 2013 году сумма убытков составила 30 миллионов рублей, в 2014 году – 41,6 миллиона рублей, по итогам 9 месяцев 2015 года — 26 миллионов рублей.

Помимо убытков, образовался большой объем кредиторской задолженности. С 2013 года она увеличилась со 136 миллионов до 191 миллиона рублей.

Если посмотреть структуру долга «Брянска», то в основном это задолженности по социальному страхованию и обеспечению – 40 миллионов рублей, по налогам и сборам – 28 миллионов рублей, расчеты по заработной плате — 6,5 миллионов рублей, по вневедомственной охране -11 миллионов рублей, перед брянским «Автодором» за использование спецтехники — 12 миллионов, «Агростройинвест» — 8 миллионов рублей…

При сохраняющихся убытках и растущей кредиторке существует задолженность и по краткосрочным займам, которые брались с 2008 года. На настоящий момент, с учётом просрочки по платежам, существует задолженность в 52 миллиона рублей.

— В период с 2009 по 2014 год подтвердить целевое направление займов мы можем, — пояснила Подобедова, — аэропортом документы были представлены: деньги направлялись на текущее содержание. А вот в 2008 году 33,2 миллиона рублей зависли, так как подтвердить направление их использования не представляется возможным. Документы об использовании этих денег на предприятии отсутствуют.

Имеда Рохвадзе, генеральный директор международного аэропорта «Брянск», пояснил, что займ этот был у компании, которая на сегодня распалась, частное лицо – представитель ничего пояснить не может, кроме того, что миллионы давались взаймы. Изыскать средства не предоставляется никакой возможности.

Убытки предприятия на 1 октября 2015 года – 219 миллионов 678 тысяч рублей. Погашать их предполагается исключительно из бюджета, то есть кармана налогоплательщиков.

Аэропорт «Брянск» неэффективно потратил бюджетные субсидии, считает КСП

Спасение предприятия депутаты увидели в его «дальнейшем развитии». Программа развития аэропортовых услуг разработана ещё в 2013 году, правда, она не работает. Значит надо, по словам заместителя губернатора Михаила Кобозева, разработать ещё одну программу, лучше прежней. Причём, по словам профильного зама, она уже создана и находится сейчас на согласовании в Росавиации и в структурах правительства Брянской области.

Михаил Кобозев, заместитель губернатора Брянской области:

— Эта программа предусматривает серьёзные мероприятия, среди которых будут и грузоперевозки — потому что на одних пассажирских мы, наверняка, не выползем. Вопросы использования инфраструктуры аэропорта мы отрабатываем, включем возможность привлечения дополнительных рейсов и бортов для организации грузоперевозок на хабе, которые уже у нас там есть. («Хаб» в авиации: узловой аэропорт, крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел – прим. ред.)

Михаил Семёнович в детали антикризисной программы для «Брянска» народных избранников посвящать пока не решился: «Если позволите, мы в течение трёх месяцев эту программу «добьём» окончательно и потом можем вынести на ваше обсуждение перед принятием», — сказал Кобозев.

К слову ещё в 2013 году реконструкция аэропорта была в Федеральной программе развития транспорта в 2018 -2020 годах. На этот период планировалось выделить из бюджетов всех уровней более трёх миллиардов рублей на развитие аэропорта «Брянск». Текст в последней редакции ещё висит на сайте «Минтранса» — открытых данных об отмене этой программы мы не нашли. Но до «золотого» периода аэропорту надо ещё дожить.

А пока депутаты посоветовали аэпопорту «Брянск» и его директору Рохвадзе – «зарабатывать».

Аэропорт «Брянск» неэффективно потратил бюджетные субсидии, считает КСП

Сам Рохвадзе замечания аудиторов видит необоснованными:

— Чтобы аэропорт развивался, нужно вкладывать в него не менее 72 миллионов рублей в год – 6 миллионов в месяц. У нас по программе развития авиации Брянской области для аэропорта была заложена определенная сумма. На текущие хозяйственные расходы деньги были выделены, а на развитие — нет. Поэтому претензии аудиторов мне непонятны.

Мы сохраняем аэропорт в такие кризисные времена, когда авиакомпании умирают. Если аэропорт снова окажется под угрозой закрытия, то о каком развитии мы можем говорить?

Мы сделали много, но не всё. Но сейчас реалии меняются. Когда я пришел, украинская тема вообще не звучала… Теперь же, чтобы обеспечить безопасность пассажира, даже в аэропорту, нужно вложить очень много средств. А если жить реалиями 20 века – когда в аэропорт ничего не надо вкладывать, то ничего и не будет.

Кредиторы подают в суды, с ними мы постоянно регулируем эти вопросы. При таком положении дел, когда аэропорт платит долги предшественников Рохвадзе, я бы посмотрел, как они бы «эффективно управляли».

Ни один из них [аудиторов] не представляет, что нужно, чтобы самолет полетел. Его ведь ещё нужно обслужить на земле. Для этого нужна техника, оборудование. Но у нас пока этого нет. Требуется искать софинансирвоание в федеральном бюджете, потому что в бюджете Брянской области на аэропорт было предусмотрено 12 миллионов рублей в 2015 году. На текущее содержание аэропорта надо 72 миллиона рублей, а нам выделили 12!

И после этого говорят: а почему из аэропорта не летает по 15 рейсов в день? А что вы для этого сделали?

Так сказал Рохвадзе. А мы после «промкомитета» задумались о том, как всё сложно в нашей брянской действительности.

«Неэффективный» Рохвадзе совсем недавно, в октябре 2015 года, награждён грамотой Брянской городской администрации «за безупречный добросовестный труд».

В мае представители правительства Брянской области, которое является хозяином убыточного «пожирателя субсидий», практически умоляли господина Кабанова из ООО «Стройдело» и других кредиторов не банкротить «Брянск». И кредиторы не поддержали свои же судебные иски.

При этом, буквально перед Новым годом, один из решительных депутатов-бизнесменов встал в Думе, да и предложил инвестора для ОАО «Международный аэропорт «Брянск». То есть неэффективный полубанкрот мог бы быть попросту куплен у собственника – субъекта РФ – вместе со всеми долгами и убытками.

Но тогда вопрос заглох, и больше не поднимался ни одной из сторон.

Аэропорт «Брянск» неэффективно потратил бюджетные субсидии, считает КСП

Оцените статью
Брянская улица