Жители Белых Берегов требуют от власти завершить реконструкцию солдатского мемориала к 9 Мая

Мемориал в память о 171-м белобережском солдате — тех, что пали в годы Великой Отечественной войны и были похоронены вдали от родины, стал эпицентром народного недовольства. Письма в «Брянскую улицу» рассказывают, что «три мэра подряд обещали завершить обустройство памятника», но к 9 Мая он может остаться незавершённым».  

В Белых Берегах, на поселковом кладбище, ещё до перестройки был установлен памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Это был обычный монумент советских времен, выполненный скромно, но с достоинством – фигура солдата с автоматом.

В начале двухтысячных памятник неожиданно демонтировали, мотивировав тем, что он пришел в негодность.

Петр Громов, депутат Брянского городского совета прошлого созыва, считает, что на самом деле реальных причин для такого радикального решения не было:

— Это была статуя из гипса, установленная в еще в 50-х годах. Повреждения имелись, но самые небольшие: кажется, маленький кусок руки отбит. Раньше памятник реставрировали, потом вот кому-то понадобилось снести. Я добивался сперва восстановления, но мне сказали: «Все, статую вывезли, теперь уже ее не найдешь, будем ставить новый памятник».

24 марта 2011 года, на встрече тогдашнего главы Фокинского района Дмитрия Стародубова с ветеранами войны и труда, а также с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей этот вопрос был поднят.

На встрече прозвучало предложение восстановить памятник в прежнем виде, но победило другое – сделать монумент еще более красивым и величественным.

Создали рабочую группу, которую возглавил Дмитрий Стародубов, в неё вошли тогдашний начальник главного управления городских территорий       Брянска Виктор Горин, завсектором архитектурной среды этого же управления Владимир Ковалев и другие официальные лица.

Эскизы рассмотрели на заседании рабочей группы 25 мая 2011 года. Договор заключили с московским ООО «Объемные решения и технологии». Затем дело отчего-то застопорилось, а на месте памятника уложены были гранитные плиты, на которых были высечены имена погибших в войне белобережцев.

Такое решение удивило и возмутило активистов-ветеранов.

Ведь памятник стоял на братской могиле восемнадцати партизан и солдат, павших при освобождении поселка.

А останки 171 жителя Белых Берегов покоятся на просторах России и Восточной Европы.

Безусловно: память земляков должна быть увековечена. Но она достойна отдельного монумента.

А перенесенные на могилу плиты, по их мнению, призваны «прикрыть следы преступления». То есть, как бы заменить собой убранный памятник.

Началась долгая, упорная борьба активистов-пенсионеров Людмилы Толстовой, Татьяны Ивановой, Петра Громова, Ивана Чибисова… Они «бомбили» обращениями властные инстанции. Но чиновники, как известно, умеют держать оборону.

В результате по проекту Заслуженного художника России Александра Ромашевского скульптуру солдата отлили из бронзы в Орле – и к 70-летию Победы, бронзовый Солдат был установлен на братской могиле Белобережского кладбища.

Однако мемориальный комплекс в том виде, каким он был задуман – так и не восстановили.

70-80-летние белобережские патриоты настаивают, на том, что плиты с именами погибших белобережцев должны стать стеной, отгораживающей кладбище от собственно мемориального участка. Сейчас они, по их мнению, просто «накиданы» на гипсовый постамент, который тоже должен быть отделан мрамором, плиты, постамент и солдат – все элементы монумента разного цвета…

L0xYCQkRByA

Вновь полетели обращения в администрации – районную и городскую, в Брянский Совет народных депутатов. Чиновники и народные избранники дружно отвечали: на завершение работ нет средств.

Сколько же денег необходимо, чтобы довести мемориал «до ума»?

Глава администрации Фокинского района Виктор Филипков разъяснил:

— Есть несколько проектов. Стоимость их варьируется от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Деньги предполагается взять не из бюджета, там их нет, а собрать в виде добровольных пожертвований.

Ещё в июне прошлого года заместитель главы Брянской городской администрации Людмила Гончарова в своем ответе Татьяне Ивановой определила «срок завершения мероприятий по созданию памятного мемориала 17 сентября 2015 года».

Заявление в Белых Берегах расценили как смелое: за каких-то три месяца предполагалось собрать деньги, начать и завершить работы. Обещание осталось невыполненным.

Сейчас, несмотря на подступающий День Победы, белобережцам уже никто ничего не обещает. «Мы не можем определить срок», — честно сказал Виктор Филиппков в телефонном разговоре.

Белобережские ветераны видят в этом какую-то неувязку: ведь вокруг звучат настолько пламенные патриотические речи, что как-то не верится в происходящее.

Возмущённые речи стариков сводятся к простому вопросу:

— Если к 70-летию Победы в Брянске ставили мобильные пилоны-треугольники и огромные макеты памятников Родины-матери и Солдата-освободителя, украсили каждый квадратный метр в городе… То что, 71-я годовщина — уже не повод доделать наконец раз и навсегда конкретное памятное место в Брянске в честь реальных павших наших солдат?

Оцените статью
Брянская улица