Фронтовая работа: Путин велел прибрать мусор – в Брянске тоже

Брянские власти в полном неведении о том, сколько мусора производят 34 тысячи юрлиц региона, спокойно относятся к работе несанкционированных свалок и благостно ждут, когда за неисполнение недавно ужесточившегося закона «о мусоре» будут возбуждены первые уголовные дела. Авось пронесёт. 

Вопрос о мусоре прозвучал на 14-й прямой линии президента России 14 апреля. Владимир Путин поручил регионам вплотную заняться проблемой утилизации, призвав активно поработать здесь и ОНФ, подчеркнув, что это «действительно фронтовая работа».

— Отходов у нас — 5,4 миллиарда тонн в год. Только половина из них утилизируется, а половина просто закапывается или выбрасывается куда-то. Причем этот процесс является неконтролируемым и очень криминализированным, — сообщил Путин.

В Брянске на эту тему прошёл круглый стол рабочей группы «Качество жизни» ОНФ под руководством Светланы Калининой – как раз накануне «Прямой линии».

Выяснилось, что проблемы, которые поднимались последние полтора года на предыдущих брянских «фронтовых» собраниях, в том же состоянии. Чиновники «не чешутся», надзор безмолвствует, незаконные свалки работают.

Незаконная свалка в Брянске горит

В конце 2014 года принят и подписан президентом федеральный закон № 458, в котором вносились очень значительные изменения в ранее существовавшие правовые акты. Изменения эти вступали в силу постепенно, последние — с 1 января 2016. Начали с введения нового понятия: вместо «твёрдые бытовые отходы» — «твердые коммунальные отходы», или ТКО вместо ТБО.

Теперь субъекты федерации должны разработать региональную программу в области обращения с такими отходами. В числе обязательных мероприятий — «проведение и выявление мест несанкционированного размещения отходов, бесхозяйных отходов».

С тем, что это крайне важно для Брянска и области, сталкивался, наверное, каждый брянец: взгляд то и дело натыкается на свалки и кучи мусора – иногда даже на остановках общественного транспорта.

Закон предлагает бороться с мусорной неразберихой с помощью разработки и утверждение территориальной схемы обращения с отходами. Теперь это задача и ответственность регионов. В Брянской области региональная программа в рамках исполнения закона №458 должна была появиться к 1 января текущего года. Из-за хронической неуспеваемости дедлайн отложили до 1 июля 2016 года. Одновременно с этим в регионе должен появиться один или несколько региональных операторов по работе с ТКО.

chibis

Региональным оператором по работе с твердыми коммунальными отходами станет одна или несколько организаций, которых на конкурсной основе уполномочат производить захоронение или переработку таких отходов.

Именно с ними, а не с перевозчиками, как это делается сейчас, должны будут заключать договора управляющие компании, ТСЖ, или же, напрямую, собственники жилых помещений.

Светлана Калинина

Почему это важно – разъясняет эксперт рабочей группы ОНФ «Качество жизни» Светлана Калинина:

— Перевозчик – частное лицо, он может занижать объем. Скажем, десять машин вывозить на полигон, и столько же — в овраги. И на этом экономит — кладет в свой карман деньги, предназначенные полигону. Ведь частник ищет прежде всего свою выгоду.

По словам Калининой, именно регоператор по ТКО должен будет предоставлять услугу, которую регламентируют изменения в Жилищном Кодексе РФ. Эта услуга называется «обращение с твердыми отходами» и прописывается отдельной строкой в счете- квитанции за услуги ЖКХ.

Деньги от населения, а также иных потребителей, будут поступать регоператору. Оператор будет рассчитываться за вывоз и утилизацию — как с перевозчиками, так и с полигоном. Перевозчики получат плату ровно за тот объем мусора, который подтвердит полигон, принявший их. Вот здесь и обрывается соблазн перевозчика не довезти мусор до нужного полигона или занизить его объём – ведь тогда он и денег ему достанется меньше.

В то же время управляющие компании потеряют возможность включать расходы за утилизацию мусора в плату за текущее содержание и ремонт — из-за правовой неразберихи это делается до сих пор, и потребитель дважды платит за одну и ту же услугу.

При этом сейчас у большинства управляющих компаний вообще нет договора с полигоном на утилизацию ТБО, а плата выставлятся — и деньги, собранные с жильцов, уходят, непонятно куда и кому.

Счёт за ЖКХ Брянск

Кроме прочего, определение вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО), как «коммунальной услуги» позволит решить проблему «утопания в мусоре» частного сектора. Ныне граждане, проживающие в частных домах, заключают договора на вывоз мусора «по желанию», что способствует росту мелких несанкционированных свалок.

При этом – что также очень важно – плата за утилизацию ТКО будет не произвольно устанавливаться управляющей компанией, как теперь, а формироваться из нормативов, установленных субъектом федерации.

Конечно, такие изменения в законе «о мусоре» пойдут на пользу, уверены в ОНФ – если их исполнять. Но как раз тут и начинаются проблемы. Их принципиально и нередко на высокой ноте обсудили на круглом столе брянского реготделения ОНФ 13 апреля — как раз накануне «Прямой линии» с президентом.

Во-первых, многие районы области не готовы к получению лицензий на транспортирование и размещение расходов. При этом иметь их надо уже к 1 июля 2016 года.

А с 1 января 2017 года нельзя будет пользоваться свалками и полигонами, не вошедшими в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов) – за это предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Если у района нет собственного законного полигона — а без лицензии его считай, что нет, хотя новые площадки подготовлены в каждом районе — куда он вынужден будет свои отходы девать? Отвозить соседям.

А ведь полигоны области уже и так заполнены на 70-80%. Нагрузка на законные полигоны возрастет и станет критической. Поэтому участники «круглого стала» имеют полное основание опасаться наступления в регионе «мусорного коллапса».

Фронтовая работа: Путин велел прибрать мусор – в Брянске тоже

С недостаточностью данных связана и неготовность территориальных схем, по которым и будет в основном определяться величина тарифов, в том числе – и для населения.

До сих пор нет утвержденных нормативов накопления ТКО как в Брянске, так и в других муниципальных образованиях.

Препятствие – «нулевая отчетность» юридических лиц и частных предпринимателей. Они не сообщают — а власти и не добиваются от них предоставления данных о том, сколько мусора и каких именно видов получается от их деятельности.

— На сегодняшний день на территории Брянской области зарегистрировано 35 тысяч предприятий, которые работают в сфере производства, обслуживания, – говорит Светлана Калинина — Из них только одна тысяча представляет в Роспотребнадзор объемы отходов от своей деятельности. Возникает вопрос: сколько «производит» мусора остальные 34 тысячи предпринимателей и фирм — и куда они его вывозят?

Такая же беда и с многоквартирными домами, и частным сектором, где объем вывезенных отходов до сих не определен – как в Брянске, так и в других муниципалитетах.

Счёт за ЖКХ Брянск

Закон также устанавливает прямую ответственность производителей и экспортеров товаров за утилизацию отходов, которые образуются в результате потребления этих товаров. Это сделано для того, чтобы, к примеру, тара, упаковки не пропадали, а перерабатывались с пользой.

Перечень товаров, которые должны быть утилизированы, а также нормативы их утилизации (процент от выпущенных в обращение) будут утверждаться Правительством Российской Федерации, и пересматриваться один раз в три года.

Те же «участники рынка», кто не сумеет выполнять норму утилизации, должны будут платить экологический сбор в федеральный бюджет. Средства от этих сборов затем направятся в регионы в качестве субсидий – прежде всего, на разгрузку и модернизацию полигонов, строительство мусорперерабатывающих заводов.

В преддверии необходимости принятия территориальных схем, получения лицензий, введения регоператора — исключительную важность принимает упомянутый президентом контроль со стороны власти. В Брянске и области ситуация – вялотекущая.

До сих пор у всех на устах пример со знаменитой Мичуринской свалкой в окрестностях села Меркульево. Сам губернатор Александр Богомаз едва ли не клялся покончить с ней. Ведь там не просто одно из множества упомянутых в законе «мест несанкционированного размещения отходов». МУП «Полигон» — юрлицо, учрежден администрацией Брянского района.

В отношении его руководителя Евгения Нестерова возбуждали уголовное дело по статье 171 (незаконное предпринимательство). Его осудили – и освободили от наказания по амнистии в честь 70-летия Победы. Причем ни во время процесса, ни после приговора Нестеров свою преступную деятельность не прекращал. Сейчас прокуратура возбудила новое уголовное дело — но свалка возле Меркульево работает и прекрасно себя чувствует – в отличие от местных жителей.

— Некоторые деятели, типа господина Чмыхова вывозят мусор именно туда, в Мичуринский, – говорит Светлана Калинина. — Потому что это выгодней, чем везти отходы на легальный полигон. Земли под Мичуринской свалкой и вокруг неё заражены, это всем известно. Второе уголовное дело по свалке завели – но по факту деятельность не приостановлена. Напрашивается вывод: здесь имеет место коррупционная составляющая. Чем иначе объяснить наглое безобразие?

Свалка в Мичуринском

Безразлично-пассивна бывает прокуратура. Например, в отношении отчетности, которой муниципалитеты пренебрегают.

— Муниципальные образования упорно не предоставляют объемов мусора, вывозимого из частного сектора, из многоквартирного фонда, от юрлиц. При этом свалок меньше не становится. Власти это видят, но не пытаются предотвратить появление свалок, пренебрегая своими контролирующими функциями. Простите, а не за счет ли бюджета потом ликвидировать эти свалки? Это нарушение закона, за это надо наказывать. Что делает прокуратура? Шлет и шлет представления муниципалитетам — уже второй год подряд – говорит Калинина. Конкретных мер реагирования нет.

Ситуацию на круглом столе брянского ОНФ пояснил природоохранный прокурор Максим Зубко:

— Выписывать штрафы муниципальным образованиям бессмысленно – им даже нечем их платить, нет денег.

Активисты ОНФ, тем временем, призывают пожалеть не муниципальных чиновников,  а людей, живущих в окрестностях свалок.

— Уже сегодня надо наказывать лично руководителей, ответственных чиновников муниципальных образований – за бездействие и саботаж, — «наезжает» Калинина всё жёстче..

Сегодняшний бардак с мусором в Брянской области – это большие потоки денег и материальная заинтересованность чиновников, откровенно говорят в «Народном фронте». Победить её сложно, особенно, когда рука руку моет.

Но федеральный эксперт по вопросам ЖКХ преисполнена решимости:

— Если нынешняя ситуация кардинально не изменится ближайшие полтора-два месяца, мы обратимся в Генпрокуратуру России — с требованиями принять жесткие меры: как к нарушителям, так и к нерадивым, а возможно, и ангажированным чиновникам на местах.

Оцените статью
Брянская улица