Севская полиция завела уголовное дело по факту экологической катастрофы

По данным прокуратуры, в реке Сев погибли 5,5 тысячи водных обителей, а ущерб достиг 3,2 миллиона рублей. Виновников уголовного преступления ищет севская полиция.

В Брянской области продолжают выяснять обстоятельства экологической катастрофы на реке Сев 31 июля. Призванные разбираться с серьезнейшей экопроблемой ведомства говорят обо всём, кроме ЗАО «Умалат» в привязке с ЧП.

Да, прорыв на заводе был. Да, массовый мор рыбы произошел. Да, ущерб посчитан. Кто виновен? Опять полная неясность. Причинно-следственную связь между событиями ни в одном заинтересованном ведомстве не спешат установить даже спустя почти месяц после произошедшего.

Такая неспешность дала повод читателям брянских СМИ, блогов и форумов заподозрить чиновников в попытке дать время «Умалату» замести следы.

Но резонанс оказался слишком велик — вслед за административными делами природоохранной прокуратуры за нарушение экологического контроля на заводе севская полиция всё-таки завела дело уголовное по факту отравления. Теперь вопрос — в наказании виновного.

Отравителя реки пока никак не увидят в региональном департаменте природных ресурсов и экологии. В сводке от 24 августа сообщается, что спасатели ГУ МЧС провели «мероприятия по отлову пятна агрессивных стоков протяженностью около 3.5 км в реке Сев на территории Суземского района», куда его унесло течением. То есть стоки имеются, а откуда – бог знает.

Ранее, в сводке от 12 августа, экочиновники сообщали, что стоки не дошли до реки километр.

И это при том, что все карты показывают: расстояние очистных «Умалата» до Сева — менее 500 метров.

Кстати, как говорят представители «Зеленого фронта», это даже не очистные, а огромные по площади «отстойники», а именно — поля фильтрации, к которым из-за специфического запаха невозможно подойти ближе, чем на 300 метров».

сев1

В управлении Росприроднадзора, который не решился забить тревогу, так как якобы не уполномочен, сделали еще одно необычное заявление. Оказывается, что по результатам экспертизы двух проб из реки Сев (500 метров выше и столько же ниже возможного места сброса сточных вод ЗАО «Умалат»), взятых 1 августа, всё оказалось чуть ли не идеально.

В верхней точке в 1,7 раз было превышено содержание фосфатов (по фосфору) — в 1,7 раза, ниже по течению – этот показатель превышен в  5,1 раза; нефтепродуктов — в 1,2 раза.

В обоих контрольных точках содержание растворимого кислорода было значительно ниже нормы и составляло 3,6 мг/дм. куб. и 2,9 мг/дм. куб соответственно — в летний период ПКД составляет 6,0 мг/дм. куб.

То есть, заключили эксперты Брянского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», вода не оказывает острого токсического действия на «тест-объекты».

Самым открытым среди трёх ведомств на сегодняшний день пока является природоохранная прокуратура. Но осторожничает и она. Рапортует об административных штрафах «Умалата» за прорыв очистных почти на 400 тысяч. О том же, кто слил агрессивные стоки в Сев и нанёс серьезный ущерб, ей же и озвученный, — официально не заявляет.

Всего же, как сообщили активистам МОО «Зеленый фронт» в ведомстве, в Севе погибли 5 465 экземпляров из числа «водных биологических ресурсов», общий ущерб оценили в 3 193 496 рублей.

И жертвы это, несмотря на усилия спасателей, не последние, уверяют экологи, Как заявляет департамент природных ресурсов, вместе с сотрудниками «Брянского леса» и Суземской администрации, представители МЧС установили оградительные барьеры и провели откачку загрязненной воды с помощью двух насосных станций. В результате этого «в реке Сев была значительно снижена концентрация загрязняющих веществ, а «гибели рыбы в трансграничной реке Нерусса не наблюдалось».

сев

Но, по данным «Зеленого фронта», угроза гибели всего живого в протекающей по территории федерального заповедника «Брянский лес» реке Неруссе, в соседнем Суземском районе остается. Тревогу забили уже и в граничащем с ним Середино-Будским районе Сумской области Украины.

«Брянская улица» решила вспомнить похожие события в регионе, когда из-за деятельности крупных предприятий массово гибла рыба, и не только. Ни в одном из случаев виновник не был «найден».

В 2006 году ЧП произошло на реке Вабля в Стародубском  районе. В августе 2013 года на той же Вабле и еще одной мелкой речушке Бабинец жители снова зафиксировали рыбий мор. В обоих случаях отравление связывали со сбросом отходов деятельности ТнВ «Сыр Стародубский», но как-то стыдливо и шёпотом.

В июле 2011 года мертвые щуки, сомы и лини заполнили прибрежную полосу реки Судость в Погарском районе. Тогда не нашлось даже подозреваемых.

Самый резонансный случай произошел в деревне Удельные Уты  Выгоничского района: в июне 2012 года в местном водоеме и прибрежной зоне погибла рыба, и мелкие животные, и птица. Земляникой, собранной в окрестном лесу, отравилась двухлетняя девочка. Тогда председатель комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области Василий Ишутин заявлял, что экологические проблемы в районе могли быть связаны с обработкой полей гербицидами с помощью сельхозавиации, но слово «Мираторг» не называлось.

Оцените статью
Брянская улица