Битва за «Снежеть»: от кого успешная карачевская ферма защищает свои земли?

Руководитель предприятия Олег Зайцев считает, что энергетики просто захватывают его территорию, и обороняется. Однако оппоненты фермера наступают по всем фронтам. В развитии истории поучаствовала «Брянская улица».

«Снежеть» поставили перед фактом

Сельскохозяйственное предприятие «Снежеть» работает с 2008 года. Хозяйство представляет собой группу компаний — сельхозпредприятий, в которых работает около 100 человек. Часть сотрудников занимаются животноводством, часть – растениеводством. На сегодняшний день на СХП насчитывается порядка 700 голов скота. Около 300 голов дойного стада.

Директор Олег Зайцев подчёркивает, что его «Снежеть» — одна из немногих, кто приобретает племенной скот, за свой счет, а не за счет полученных кредитов.

 — Мы растём и развиваемся именно на свои деньги, у нас нет фантастических ресурсов и больших финансовых вливаний. Считаю, что сейчас «Снежеть» является одним из самых стабильных предприятий района, — рассказывает фермер.

«Снежеть» владеет своей землёй на правах паевой собственности. Участок, на котором расположено хозяйство, находится недалеко от местечка Берёзовка на въезде в Карачев. Он состоит примерно на 400 паёв, из которых 230 – «снежетьские», остальные – принадлежат другим гражданам, передающих свои паи в пользование.

 — В 2012 году питерская «Федеральная сетевая компания единые энергетические сети» (ПАО «ФСК ЕЭС» — в дальнейшем) фактически поставила нас перед фактом изъятия земли. Нам сообщили, что на Березовке будут строить подстанцию, от которой через наши земли будут проходить линии электропередач. Я понимал, что строительство подстанции сократит территорию хозяйства и нам придётся убрать часть дойного стада. Но другого выбора у нас не было, так как было сказано: «…или даете «добро» на прокладку линии, или изымаем землю…», — вспоминает Зайцев.


«Снежеть» и ПАО «ФСК ЕЭС» заключили предварительный договор, по которому энергетики соглашались заплатить предприятию компенсацию. Однако до заключения реального договора, который бы дал право питерской фирме продолжить строительство на землях фермы, дело не дошло. Предварительный договор нужен был только для того, чтобы начать стройку, платить энергетики, как выяснилось, не собирались. Относительный мир продолжался до осени 2016 года. А потом, как говорит Зайцев, начался беспредел.

Открытое противостояние или рейдерский захват?

Осенью 2016 года после уборки урожая подрядчики ПАО «ФСК ЕЭС» неожиданно для «Снежети» начали строительство нескольких опор для линии электропередач на землях, всё ещё принадлежащих СПХ на законных основаниях. Фермер посчитал это прямым нарушением своих прав и фактическим захватом территорий.

— Человека можно лишить прав собственности только после судебного акта, либо по договору мены, дарения или купли продажи. В данном случае ничего исполнено не было – никаких договоров мы не заключали. ПАО «ФСК ЕЭС» самовольно захватило нашу землю и развернуло на них строительство, — рассказывает Зайцев.

Как подчёркивает фермер, незадолго до начала возведения опор в областном департаменте строительства и архитектуры его уверяли, что питерцы никакого разрешения не получат. Об этом свидетельствует и письмо департамента от 26 сентября 2016 года, подписанное директором департамента Галиной Солодун. Однако уже 30 сентября всё та же Солодун поменяла свою позицию и выдала разрешение.

В итоге, строительство было остановлено – ПАО «ФСК ЕЭС», вероятно, не ожидало, что встретит такой отпор. Но энергетики не собирались сдаваться и обратились в арбитражный суд, потребовав установить на интересующий их участок земли сервитут – ограниченное право пользования.

В случае удовлетворения иска СХП лишалось бы более 50 гектаров своих плодородных земель и получало за это всего 33 тысяч рублей компенсации (за три года пользования).

«Только специалисты ФСК плохо подготовились, не учли требования закона, и арбитражный суд передал это дело в Карачевский районный суд», — констатирует Зайцев.

Суд уходит в Новый год

Судебный процесс начался 21 декабря. Сторона истца, как сообщил Зайцев, всеми силами старалась «кончить дело» – добиться от Карачевского районного суда вынесения положительного для себя решения уже до Нового года.

При этом судом не учитывалось ни отсутствие извещения всех пайщиков, ни отсутствие сведений о досудебном урегулировании спора, ни требования о проведении предварительного судебного заседания. Несмотря на все эти недочеты суд назначил судебное заседание уже на 28 декабря.

Понимая, что на карту поставлено всё, «Снежеть» провела серьёзную подготовку к заседанию. В судебном заседании представители «Снежети» заявили о необходимости учитывать мнения и интересы всех пайщиков (таковы нормы гражданского кодекса — ред.), а также представили доказательства наличия не извещенных пайщиков. В этом случае все потуги оппонентов оказались тщетны. На заседании в среду, 28 декабря, судья Юрий Ковалёв постановил найти и опросить всех пайщиков участка.

«Прошедшее заседание внушает оптимизм: мы добились главного – суд нас услышал и готов вести дело в соответствии с требованиями закона, а не наших оппонентов», — подчёркивает фермер. Процесс возобновится 17 января 2017 года.

Олег Зайцев намерен продолжать борьбу.

– Часть подстанции энергетиков уже находится на нашей земле. А если они установят свои столбы так, как хотят, то поле станет невозможно эксплуатировать. В этой части Карачевского района земли песчаные. Это лучшее поле из имеющихся. Мы выращивали на нём кукурузу на силос. Если его отнимут, то мы не сможем заготавливать сочные корма для скота, а это основа в кормления в зимний период. – говорит Зайцев. – По сути энергетики могли бы найти нормальное законное решение. Но для этого нужно было всего лишь пойти на диалог. А они этого не хотят, — добавляет он.

После судебного заседания 28 декабря «Брянская улица» попросила представителей истца разъяснить свою позицию. Однако оба юриста от комментариев отказались, посоветовав отправить официальный запрос в ПАО «ФСК ЕЭС».

Оцените статью
Брянская улица