Второй проект по реконструкции усадьбы Алексея Толстого в Красном Роге не прошёл госэкспертизу

За несколько месяцев до 200-летия Алексея Константиновича Толстого усадьба «Красный Рог» продолжает оставаться в разрухе — «Главгосэкспертиза» не может одобрить очередной проект реконструкции.

Тем временем, план подготовки к юбилею писателя реализуется полным ходом.

Как мы уже писали, затягиваются суды с НИНЭ имени Третьякова, которое пытается отсудить 13 миллионов за выполненный, но отвергнутый общественностью проект. Второй проект реконструкции, за которую взялась фирма «Профреставрация», не утверждён.

В разрухе пребывает гостевой флигель и флигель Софьи Андреевны. Один частично уничтожен, другой, дворовый, снесён до основания. Все работы в усадьбе сейчас «заморожены».

Ситуация близка к критической настолько, что вызывает опасения: а состоится ли юбилей в усадьбе? Поводить хоровод над руинами, конечно, можно…

Есть повод опасаться и тем, кто увяз в «толстовских» миллионах,- в деле о затянувшейся «реставрации» могут появиться уголовные дела.

Наш источник со ссылкой на Министерство культуры сообщил, что последней каплей в терпении чиновников может стать представленный в Главгосэкспертизу России проект, который «не то что плохой — он просто некомпетентный».

«В новом проекте на выделенную сумму полностью переделан перечень видов работ, причем занижены объемы и завышена стоимость. Эксперты не могут найти исполнителей проекта, не у кого даже комментарии получить. В недрах Главгоса поговаривают об «уголовке».

Ожидается отрицательное заключение, а следовательно, это неиспользование финансирования в принципе, а юбилей Толстого уже в начале сентября. Усадьбу практически разорили, финансирования нет, а программа на контроле у Мединского. «Главгосэкспертиза» дипломатично выжидает, но такого к себе отношения терпеть не желает».

Как официально сообщили «Брянской улице» в пресс-службе ФГУП «Главгосэкспертиза России», 14 февраля стало известно: второй проект действительно экспертизу не прошёл.

По каким причинам документацию по «Рогу» завернули, в службе уточнить не смогли, пояснив, что такие сведения не разглашаются.

Единственное, смогли перечислить генпроектировщиков. Это фирмы — ООО «Профреставрация» (Москва); ООО «Гражданпроект-плюс» (Тверь), а также три брянских ООО — «БрянскСтройИзыскания»; «ГеоСфера» и «Новый проект».

Фирма «Профреставрация» уже хорошо известна читателям, следящим за перипетиями вокруг толстовской усадьбы. Именно с ней музей заключил контракт на изготовление проекта по реконструкции усадьбы летом 2016-го.

А затем именно этот проект утвердили в спешке и задним числом актом историко-культурной экспертизы. Без учёта мнения известной защитницы усадьбы Валерии Захаровой, с которой заключили договор об оказании консультационных услуг.

Правда, ни одного замечания общественницы проектировщики не учли. Что вполне объяснимо — акт о приёмке экспертизы был готов за неделю до того, как проектировщики из «Профреставрации» обратились к Захаровой, якобы нуждаясь в консультациях.

При этом на момент обращения к Валерии Даниловне (почти в единственном числе она представляет «гражданскую защиту» объекта культурного наследия) фирма-подрядчик ООО «Равелин» уже успела «взяться» за флигели.


О том, что проект реконструкции вряд ли одобрят, Валерия Даниловна сообщила нам ещё до того, как это подтвердили в «Главгосэкспертизе».

Ниже приведён текст комментария Валерии Захаровой для «Брянской улицы».

«Главгосэкспертиза занимается рассмотрением технической части проекта, но после историко-культурной экспертизы (ГИКЭ). А там – полный криминал.

По проекту ООО «НИНЭ» (Р. Прокопишин) историко-культурная экспертиза фактически не проводилась, а имел место сговор между руководителем проекта Прокопишиным и экспертом Ф. Забировой об оформлении материалов ГИКЭ с положительной оценкой проекта.

Сам проект был выполнен безграмотно, без учета исторических, архивных материалов и пр., а две его части Историческая справка (60 страниц) и проект усадебной территории с парком – были сворованы (плагиат) у предыдущих разработчиков (ООО «ПФ- Градо» и ООО «Русский сад»).

На эти обстоятельства было указано в «Замечаниях» по результатам общественных обсуждений, сданных в Департамент культуры, но заказчик не включил эти противоправные действия в иск к ответчику ООО «НИНЭ».

Полагаю, что эта безнаказанность подвигла компанию Прокопишина и его руководителя Ю. Волчок, экспертов Фаридовых Ф.М. и Р.М., а также представителя бывшего субподрядчика БГИТУ создать некий экспертный совет Фонда «Достояние поколений». Председателем брянского отделения назначен Прокопишин, который и займется разгромом историко-культурных памятников на Брянщине. На очереди после Красного Рога – г. Севск.

Новые компании – ООО «Профреставрация» и ООО «Равелин» пошли по тому же мошенническому пути в оформлении ГИКЭ. Используя безграмотную разработку фирмы «НИНЭ», они завершили разгром усадьбы. Как и в случае с Госэкспертизой, эти фирмы исчезли, не отчитавшись и не оплатив мои консультации, проводимые по просьбе Департамента культуры»/

Также общественница не исключает, что такое решение последовалj после того, как она разослала письма с просьбой прекратить варварство в «Красном Роге» во всевозможные инстанции, в том числе и Минкульт.

Помимо прочего, Захарову интересует, куда в итоге канули миллионы, выделяющиеся из на мероприятия по празднованию 200-летия писателя.

Самые крупные средства были запланированы на 2016 год: 163,2 миллиона из федерального бюджета и 70,1 миллиона — из областного на реконструкцию усадьбы, и 32 миллиона — на реставрационные работы.

Судя по тому, что практически из задуманного так и не проведены — средства вернулись туда, откуда и выделялись? Как же тогда быть с юбилеем? Получается, проводить на развалинах? А иного пока не предвидится.

Надеемся вскоре увидеть на вопросы, поставленные в данной публикации, на официальном сайте департамента культуры Брянской области. Население, которое своими налогами формально оказывается причастным к варварству, а не к сохранению наследия, имеет право знать официальные подробности.

А пока в усадьбе стоит «полная тишина» — Захарова добилась, чтобы дальнейшее, по её мнению, варварство прекратилось — управление охраны и сохранения историко-культурного наследия Брянской области заморозило работы после обращения общественницы —  о том, что «реконструкция» в усадьбе уже идёт полным ходом, депкульт уведомлять «охранное» не изволил.

Корреспондент «Брянской улицы» побеседовал с главным консультантом управления Евгением Бондаревым. Он подтвердил слова общественницы.

Действительно, работы не ведутся, так как не принят акт историко-культурной госэкспертизы от 20 сентября 2016 года, представленный «Профреставрацией». Документ не соответствует законодательству в области охраны объектов культурного наследия, пояснил чиновник.

При этом, говорит Бондарев, использование слова «незаконный» некорректно — акт всё-таки подписан аттестованными Минкультом экспертами — в нём только не хватает документов, требуемых законом.

Юридически это звучит так: «несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия».

То есть получается, что в случае, если в акте будут представлены и другие предписанные законом документы и если они устроят охранное управление, в том числе, в «части исторической», то оснований не принять его не будет —  работы возобновляются.

Мы поинтересовались у главного консультанта, а не смущает ли управление, которое не может назвать акт «незаконным», в таком разе нестыковка с датами? В том числе наличие в списке «странных документов из будущего» разрешения от самого управления охраны на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 12.09.2016 года.

Евгений Сергеевич пояснил, что разбираться с датами — это уже не их компетенция…

— Вы же понимаете, что у каждого органа власти есть свои полномочия, которые мы превышать не имеем права. В этой части (неразбериха с датами и другие замечания — ред.) мы не можем ничего ни подтвердить, ни опровергнуть. Мы не органы прокуратуры, чтобы заводить дела, устанавливать, был ли на месте эксперт, и так далее.

Бондарев также пояснил «Брянской улице», что охранное управление осуществляет надзорную функцию над двумя официально признанными объектами культурного наследия в усадьбе — гостевым флигелем и парком.

Проверка на месте проходила 15 сентября, то есть через три дня после выдачи разрешения на разработку документации по объекту — гостевому флигелю. И никаких работ во флигеле, кроме научно-исследовательских, — закладывались шурфы, на тот момент там зафиксировано не было, говорит Бондарев.

Только «был выявлен факт по вывозу мусора, брёвен». На что директор краеведческого музея («Красный Рог» — филиал музея — ред.) Ирина Кулешова представила разъяснение, что произошло обрушение части здания бывшей столовой пансионата.

Разъяснение специалистов охранного органа устроило, а вот Валерию Захарову — нет. Она пояснила, что обрушилась стена флигеля Софьи Андреевны, который действительно в бытность пансионата использовали как столовую.

Но уже после сентябрьского визита управления по охране культурного наследия, несмотря на отсутствие разрешения на проведение работ, реконструкторы продолжили «курочить» толстовское наследие.

И уже во время внеплановой проверки в «Красном Роге» 13 декабря 2016 года гостевой флигель предстал перед специалистами управления по охране наследия в полной разрухе.

Зато вместо разрушенных флигелей в усадьбе нашли «новшества» — ограждение в парке, а на его территории два строения — деревянный и кирпичный дома.

По итогам директор краеведческого музея отделаться отпиской не смогла — на неё был составлен протокол о нарушении КоАП по статье 7.13 «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». И 25 января Почепский суд оштрафовал Кулешову.

В то же время на каком основании и для чего эти здания возведены, специалисты управления так и не выяснили. Как и то, что с ними делать дальше. При этом Бондарев сообщил «Брянской улице»: «Нельзя говорить точно, что объекты построены с нарушениями. Но как они будут обосновываться в проектных решениях, я не могу пояснить».

— Когда решатся документарные вопросы, можно будет принимать решение об объектах.

То есть получается так: сначала наворотили, а потом «подогнали» документы?

Хотя удивляться не приходится: вся реконструкция в «Красном Роге» проходит под знаком грандиозной «документарной липы». И, возможно, терпению «наверху» приходит конец.

С чем приехала в Брянск из Москвы делегация во главе с профильным замом губернатора и директором департамента культуры, кроме отказа Главгоса принять ещё один «толстовский» проект? Поехали по собственной инициативе или..?

Не исключено, что отчёта потребовали на самом высшем уровне ведомства — министр культуры Владимир Мединский возглавляет с 2009 года оргкомитет по подготовке к празднованию 200-летия Толстого.

Мы надеемся, что итоги большой поездки и её итогов подробно и правдиво осветит пресс-служба областного правительства.

Валерия Захарова и ряд брянских общественников также намерены в самое ближайшее время встретиться с брянскими культурными чиновниками – к юбилею великого писателя можно успеть спасти хотя бы крохи «Толстого»…

ФОТО: пресс-служба правительства Брянской области, otzovik.com.

Оцените статью
Брянская улица