Город утрачивает историческую память и уродует облик: профессор Александр Городков о ситуации вокруг Пролетарского сквера

«Брянская улица» продолжает информировать читателей о жарких спорах вокруг судьбы зелёной зоны на въезде в Бежицкий район. Напомним, что Епархия настаивает на строительстве храма в Пролетарском сквере, инициативная общественность противится вырубке каштанов в месте отдыха ради культового сооружения и просит перенести его в другое место.

Свои позиции громко озвучивают протестующие, которые проводили пикет и митинг, неоднократно вставали живым щитом, пытаясь уберечь многолетние каштаны от вырубки.

Епархия также на уступки идти не собирается, но предпочитает действовать через СМИ.

Пока стороны взяли короткую передышку, до 1 августа — власти города пообещали собрать за круглым столом сторонников и противников строительства храма в Пролетарском сквере.

Накануне, возможно, решающего события мы обратились к уважаемому профессору Александру Городкову с просьбой высказать своё мнение по поводу — можно ли найти выход из сложной ситуации? Публикуем ответ Александра Васильевича без правок и сокращений.

Город утрачивает историческую память и уродует облик: профессор Александр Городков о ситуации вокруг Пролетарского сквера«Грамотный проект реконструкции ландшафта Пролетарского сквера – условие минимизации потерь зеленых насаждений

Сквер Проскурина, роща космонавтов, б-р Гагарина, «реконструкция» парка А.К. Толстого, уничтожение газонов на проспекте Ленина, застройка Майского и Пушкинского парков постепенная гибель «Больничного городка», массированное наступление на пойму Десны … уж больно длинный список экологических и градостроительных преступлений выстраивается, наводящий на весьма невеселые размышления.

Город с конца 90-х годов вступил в тревожную полосу своего развития, утрачивая свою историческую память, уродуя свой облик, некогда «самого зеленого города России», губя природу и возводя монстров и уродов то тут, то там…

Часто приходится слышать, что город преображается, обновляется, бараки и развалюхи закономерно уступают место новому строительству… Но, позвольте спросить, а что появляется вместо старой застройки? В этой связи лишь частично и кратко затронем проблему нового храмового строительства в Брянске.

О главном храме города говорено было немало. Нет, не специалистами, архитекторами, — те, как всегда отмолчались, а общественностью, ещё не утратившей чувство ответственности за судьбу Брянска.

Город утрачивает историческую память и уродует облик: профессор Александр Городков о ситуации вокруг Пролетарского сквера

Город получил масштабного урода, прижатого к главному проспекту, да еще и размещенного в природоохранной зоне Судков. Такой ляп в исторической зоне «Древнего Брянска» нанес ущерб градостроительной среде, веками формировавшейся здесь памятниками архитектуры древности – Воскресенской, Горне-Никольской церквами и Покровским собором, выразительным рельефом Петровской и Покровской гор.

Допущенная ошибка, казалось бы должна была быть осознана. Но этого конечно ожидать было бессмысленно. Однако, надо признать, что место для строительства  нового собора в Пролетарском сквере Бежицкого района уже в наши дни оказалось куда более удачным. Это и значительное открытое пространство, формирующее значительный бассейн видимости, сфокусированный на храм, возможность устройства удобных подходов к зданию, зеленое обрамление самого собора и т.п.

Напомним, что еще в 1992 г. архитектор В.Н. Городков предложил первоначальный проект собора в Пролетарском сквере, тогда ещё почти неблагоустроенном. Брянским архитекторам, хорошо знаком этот проект, мы неоднократно его публиковали. Более того, в составе проекта была полностью разработана архитектурно-строительная часть. Непонятно, в связи с этим, зачем понадобилась разработка нового проекта? Ведь логично было обратиться к проекту 1992 года Городкова и реализовать его.

Город утрачивает историческую память и уродует облик: профессор Александр Городков о ситуации вокруг Пролетарского сквера

Тем более, что генплан того проекта предусматривал максимальное озеленение и благоустройство всего сквера. Но, читатель, конечно, догадывается, что разработка нового проекта — это, прежде всего, финансирование. Вряд ли можно допустить, что сложный проект значимого культового здания выполнялся современными зодчими на общественных началах, как это бывало в прежние, далекие времена.

Конфликтность ситуации нам хорошо понятна. Для организации строительной площадки и размещения самого здания потребуются значительные технологические площади, расчищенные от… зеленых насаждений сквера. Можно ли обойтись без сноса уже достаточно взрослых деревьев? Вряд ли, да и строители не привыкли у нас к этому. Им куда легче начинать строительство с «пустыря». Так было, например, с бульваром Гагарина.

Возникает вопрос, а можно ли минимизировать потери зеленых насаждений? Мне представляется, что можно. И это нужно предусмотреть в грамотном проекте реконструкции территории. Видел ли кто-нибудь такой проект? Пока нет. А подойти к его решению здесь необходимо профессионально, не просто посадив деревья на свободных местах. Все должно быть продуманно и выверено. Вот когда этот проект станет достоянием гласности и общественность сможет обсудить проект благоустройства (а не интернет-картинки!) территории, тогда можно будет еще раз вернуться к дебатам и спорам вокруг уничтожения зеленого фонда сквера».

А.В. Городков, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной экологии и природообустройства БГИТУ, специалист в области экологии городской среды, природообустройства, ландшафтного проектирования и планирования. Сын архитектора Василия Николаевича Городкова.

P.S. Добавим, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Оцените статью
Брянская улица