Брянские сироты войны: подвиг отцов бессмертен – дети забыты

Седые сироты войны, дети погибших в Великой Отечественной войне солдат и офицеров, пытаются создать свою организацию. 15 членов инициативной группы в возрасте от 70 до 80 лет самостоятельно нашли в Брянской области 9 тысяч 300 таких же, как они, и собрали их подписи, чтобы «сирот войны» официально прописали в «Законе о ветеранах». Всех можно было увидеть 9 Мая в брянском «Бессмертном полку» с портретами их отцов в руках.

Накануне дня Победы моя мама случайно разговорилась с попутчицей, такой же пожилой женщиной, ехавшей вместе с ней в троллейбусе. Оказалось, что у обеих отцы погибли на фронтах Великой Отечественной, обе познали горечь безотцовщины, видели тоску в глазах своих матерей-вдов, которые работали не покладая рук, чтобы в одиночку поднять детей.

Тамара Васильевна рассказала, что дети погибших в войне пытаются создать свою организацию, но пока ничего не получается. Эта история меня так заинтересовала, что, приехав в Брянск, я отправилась на встречу с Тамарой Васильевной.

Маленький домик на тихой улице, ухоженный садик, кругом цветы. Очень сдержанная женщина 74 лет, которую никому в голову не придет назвать старушкой, спокойно и с достоинством рассказывает историю мытарств «Детей погибших участников войны».

Восемь лет назад все они, случайно или нет, перезнакомились, сошлись вместе и стали действовать – полтора десятка пожилых людей. Хотели справедливости: чтобы их погибшие на фронтах Великой Отечественной отцы юридически были признаны участниками войны, а они, их дети – членами их семей. Так и сформулировали. Вы могли представить, что такое возможно: чтобы отдавшие жизни за Победу, юридически в России – никто? Само собой, их дети – тоже.

Брянские сироты войны: подвиг отцов бессмертен – дети забыты

«Ходят тут…»

Как оказалось, так было не всегда: в 1995 году погибших участников и сирот войны попросту выкинули из «Закона о ветеранах» и вообще из российского правового поля. Выкинули, а вернуть забыли. Восемь лет бабушки и дедушки, оскорблённые непризнанием обивают пороги кабинетов, пишут слугам народа – от них отмахиваются.

Тамара Васильевна Яхимович, Ольга Александровна Тарасикова, Мария Ефимовна Малич… — эти и ещё с десяток подписей стоят под обращениями к Малашенко, Лабекину, Денину, Лаховой, Богомазу, Бречалову, Путину. Должности адресатов идут по возрастающей. Каков результат?

— Лахова не ответила с ноября прошлого года, рассказывает Тамара Васильевна. — Богомаз в своём ответе написал про другую категорию граждан. Когда мы указали на ошибку в ответном письме, пришло другое – с той же ошибкой, фактически переписанное как под копирку. Когда пришли за ответом в приёмную Медведева на Октябрьской, 34, нас даже стыдить начали, что «ходим тут».

— На Госдуме этот вопрос поднимался, но не набрал депутатских голосов, — подтверждают другие потомки погибших, — и не прошёл. Во многих ответах из Правительства РФ упоминается, что нас как категорию льготников может оформить и регион – такие полномочия есть. Правительство Брянской области посылает нас в областную Думу. При Денине нам даже устроили встречу с членами обладминистрации. Руководитель собеса Лабекин тогда сказал, что нас невозможно посчитать, трудности с учётом. Финансист сказала, что нет денег. Денин возразил, что деньги есть, но вопрос должен пройти через местную Думу… Потом всё заглохло.

Убитые и забытые

В СССР, как в военное время, так и после 1945 года был принят целый ряд законов (законодательством СССР в 1941г. (Приказ НКО СССР от 27.06.1941 г.; 1945 г. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436; «Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1984 г. № 209)) вдовы и дети погибших имели льготы и пользовались ими вплоть до 1995 года, когда был принят новый Федеральный Закон «О ветеранах». В этом законе даже не упоминаются погибшие за Родину, пропавшие без вести и их дети!

Скажете – бред, безумие, идиотизм! Тем не менее, «согласно букве закона» солдат, погибших на полях Великой Отечественной войны, власти юридически не признают участниками войны.

Статья 21 ФЗ «О ветеранах» от12.01.1995 N5-ФЗ называется «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий». В первом разделе этой статьи говорится только о мерах социальной поддержки семьям погибших инвалидов войны. Вот буквальный текст преамбулы:

1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении». Из преамбулы явственно следует, что с точки зрения законодателя, на фронтах сражались и погибали сплошь инвалиды, а не здоровые мужчины.

Второй раздел этой статьи не менее двусмысленен:

2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

  • Родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
  • Супруге (супругу) инвалида войны, не вступившей (не вступившего) в повторный брак;
  • Супруге (супругу) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившего) в повторный брак;
  • Супруге (супругу) ветерана боевых действий…

Как видим, согласно нашему законодательству, давно седые сыновья и дочери погибших воинов не считаются членами семей павших защитников Отечества, в отличие от вдов и родителей погибших фронтовиков Законодатели фактически отняли отцовство у погибших солдат. Павшие воины вообще не считаются участниками войны!

Может быть, о детях погибших военнослужащих Великой Отечественной войны упоминается в других законах? Увы, нет ни слова…

До сих пор в России все еще нет официально признанного статуса «дети погибших (пропавших без вести) участников Великой Отечественной войны», как нет и обеспечения их достойной старости. Маленькая поверженная Германия давно восстановила свою экономику, выплатила контрибуцию, заплатила за концлагеря и холокост, приняла закон о детях войны и на сегодняшний день в Германии дети войны получают достойную пенсию и социальное обеспечение.

С 2006 года закон о детях войны действует на Украине. В нем предусмотрено право на бесплатный проезд всеми видами транспорта, 25% скидка при оплате коммунальных услуг и еще целый ряд гарантий.

В России же о детях воинов, отдавших жизнь за Родину, забыли…

Надо ли говорить, что такое отношение к себе глубоко оскорбляет сыновей и дочерей погибших солдат и офицеров. Забытые государством люди стали пытаться отстоять свои права.

«Власть нас не признаёт»

Десять лет назад в Твери была создана городская общественная организация «Союз детей – сирот войны». К настоящему времени такие организации есть уже во многих городах России, они объединились в Межрегиональный Союз общественных объединений «Дети погибших защитников отечества в Великой Отечественной войне». Союз насчитывает 480 тысяч участников из 38 регионов страны.

Брянские сироты войны: подвиг отцов бессмертен – дети забытыЛидер Союза Раиса Алексеевна Богатырёва говорит: «мы считаем, что власть незаконно лишила нашу категорию граждан прав на государственную поддержку, что является дискриминацией и противоречит ст. 55 п. 2 Конституции РФ, а так же ст. 14 Европейской Конвенции по правам человека.

Подтверждением того, что мы являемся детьми погибших участников ВОВ служит «Извещение» о гибели наших отцов при выполнении воинского долга при защите Родины от Министерства Обороны СССР и «Свидетельство о рождении» — это все, что осталось в наследство от погибших отцов, отдавших жизнь за Победу над фашизмом.

Надорвавшиеся вдовы ушли в мир иной, а дети-сироты погибших военнослужащих с 1995 года вне закона. Более 10 лет мы проводим митинги во всех регионах в День защитника Отечества и в День Памяти и Скорби с лозунгами: «Как же ты могла, Россия, нас сирот войны забыть», «Мы не участники войны – мы павших воинов сыны». Наша главная задача – добиться, чтобы на законодательном уровне были внесены поправки в Федеральный закон «О ветеранах», принятый в России в 1995-м и по которому дети павших солдат лишились государственной поддержки. Мы боремся за то, чтоб наши погибшие отцы были юридически признаны участниками войны, а мы — членами их семей. Нас всего полмиллиона, а детей войны – 15 миллионов.

К сожалению, государство до сих пор не признаёт нас, хотя обязательная поддержка членов семей погибших воинов была предусмотрена законами и Российской империи, и Советского Союза. На склоне лет мы вынуждены бороться за то, чтобы власти внесли необходимые поправки в федеральный закон “О ветеранах”.

Мы не празднуем День Победы, как все остальные — мы только рыдаем от горечи, обиды и несправедливости!.. Оставшись голодными и холодными сиротами, без отцовской поддержки, мы могли бы легко сгинуть в тяжёлое послевоенное лихолетье, но мы поднимали страну на своих полудетских плечах. Теперь нам под 80 лет, мы нетрудоспособны и здоровья некрепкого, а главное, обделены вниманием со стороны государства. И мы уже более одиннадцати лет вынуждены бороться за справедливость. Наши отцы, погибшие на фронтах, не считаются участниками войны, а мы не считаемся членами их семьи. Власть нас не признает, нигде нас не вспоминает, будто нас не было и нет в этой жизни».

Регион может «своих не бросить»

Все эти годы старики пишут письма с требованиями изменения Федерального закона «О ветеранах» Президенту, Госдуме, Совету Федерации, Генеральному Прокурору, обращаются к лидерам парламентских партий. В ответ – отписки, бюрократическое отфутболивание.

Уже собраны 75 тысяч подписей для передачи Президенту Владимиру Путину, из необходимых ста тысяч, но власть упорно не замечает проблемы детей погибших фронтовиков. А люди просят не каких-то безмерных льгот или привилегий, выходящих за пределы разумного, вовсе нет! Все требования умещаются в нескольких строках:

— юридически, законным образом признать военнослужащих, погибших на Великой Отечественной войне при защите Социалистической Родины, участниками войны;

— признать сыновей и дочерей военнослужащих, погибших на Великой Отечественной войне, членами семьи погибших участников войны;

— сыновей и дочерей военнослужащих, погибших на Великой Отечественной войне, уравнять в праве на социальное обеспечение с детьми жертв политических (сталинских) репрессий.

В Брянске дети погибших фронтовиков не могут даже зарегистрировать свое общественное объединение. Люди своими силами составили списки, написали устав. И безрезультатно стучатся в кабинеты областной власти.

Областная власть везде и всюду оповещает население о невероятной заботе, любви и внимании, которыми они окружают ветеранов. А как же помощь детям погибших воинов Великой Отечественной войны?

Прежде чем написать, я многим рассказала эту странную брянскую историю. Почему брянскую? Потому что во многих других регионах, например в Челябинске, не дожидаясь Госдумы, сделали «сирот войны» региональными льготниками. И денег нашли на льготы, и медаль к 70-летию Победы за погибших отцов дали.

Так вот, многие, выслушав эту историю, переходили сразу к конструктиву:

— А зачем они ходят по всем этим администрациям? Зарегистрировались бы в Минюсте сами и действовали бы уже с позиции законной общественной силы.

Что это значит? Значит, им придётся сбрасываться с пенсий в 11-12 тысяч рублей на регистрацию в Минюсте, которая стоит от 20 до 60 тысяч рублей. Регулярно предоставлять отчёты в налоговые органы, соцстрах, пенсионный – как любое юрлицо. Пропустишь сроки – штраф. Трудно, страшно, непонятно и хлопотно для больных, пожилых. Всеми своими понятиями они всё равно в Советском Союзе, где «государство позаботится». Так что его дети честно проработали всю жизнь, ничего не просили, отдали стране свою молодость, силы, знания. Теперь они стары, больны, зачастую – беспомощны. Разве их отцы, отдавшие свои жизни в той страшной войне, могли представить, что Родина про них забудет, а их детей бросит? Вычеркнет из числа участников войны миллионы погибших воинов-фронтовиков?

Гражданское общество в помощь

Я предлагаю всем нам – жителям области, кому их отцы, погибшие в страшной войне, подарили возможность жить в мире, — помочь этим старикам. Ведь воины, погибшие на войне, вряд ли мечтали о пафосных памятниках, помпезных акциях к дате, марафонах, славословиях. Они отдавали жизнь за будущее своих детей, за их счастливую молодость и спокойную старость.

Давайте поможем детям погибших в войне с фашизмом создать региональную общественную организацию «Дети погибших защитников отечества в Великой Отечественной войне». Давайте соберем подписи под обращением к Президенту РФ о исправлении чудовищной ошибки, вычеркнувшей из числа участников войны солдат, отдавших в этой войне свои жизни.

555Организация — это их единственный шанс быть услышанными властями. У нас в области есть юристы, правоведы, адвокаты, в конце концов, есть юрфак БГУ – неужели не найдутся люди, которые могут помочь старикам?

Может быть, у нас найдутся бизнесмены, которые знают разницу между понятиями «меценат» и «спонсор», которые готовы будут помочь не для «создания позитивного имиджа» или «получения бонусов», а по-человечески.

Можно ведь реально помочь немногим оставшимся среди нас детям солдат, не пришедших с войны.

Предлагаю всем, кого эта история затронула за живое, написать свои идеи и предложения в «Брянскую улицу». Возможно, найдутся те, кто поможет в регистрации региональной организации «Дети погибших защитников отечества в Великой Отечественной войне».

Предлагаю собрать голоса на сайте под петицией за внесение в Федеральный закон «О ветеранах» дополнений и поправок, обеспечивающих включение в перечень членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны детей участника ВОВ 1923-1945 годов рождения, которым на день его гибели (смерти) не исполнилось 18 лет и уравнять в правах на социальное обеспечение сыновей и дочерей военнослужащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны с детьми жертв политических (сталинских) репрессий.

Давайте, наконец, вспомним, что мы не население, не электорат, а народ, и, как говорил один герой культового кино, «своих в беде не бросаем». Иначе никакие, самые пышные празднества, самые громкие обещания вечно помнить подвиги павших не смогут заглушить тихого голоса их детей -забытых стариков.

Марина Мозжерова — специально для «Брянской улицы»

P.S.: Дочь одного из павших на войне, жительница Брянска Мария Федотьевна Фролова, написала горькие стихи:

Года летят. Считаем даты,
Не видно белых журавлей.
Забыты павшие солдаты,
Забыты Родиной своей.

Врага теснили общей силой
И был народ непобедим!
Что ж власть героев разделила,
Отдав заслуги лишь живым?

Всё дали «деду за Победу» —
Квартиру, пенсию, авто…
И радостно к ним внуки едут
В наследство получить всё то,

Чем государство одарило
Живых участников войны…
Стоят в сторонке сиротливо
Погибших — дочери, сыны…

Так много лет стоим в сторонке,
Не в силах власти убедить…
Наследство наше — похоронки
Да боль, которой — не изжить.

Простить нас просим, ветераны!
Мы чтим ваш подвиг боевой.
Но кровоточат в сердце раны
За тех, кто спит в земле сырой.

За тех, кто спит в могилах братских
Иль неизвестно, где лежит…
И кто решением сил властных
Из списка вычеркнут, забыт…

Оцените статью
Брянская улица