Цыганские классы

Цыганских детей мы часто видим как маленьких попрошаек у ЗАГСов или подмастерьев своих отцов на телегах в поисках железного лома. Даже не представляем, что многие из них ходят в школу. Учатся с цыганской страстью, не забывают тетрадь и пропускают уроки только, когда в резиновых тапках больно идти по морозу. Но эта страсть только на четыре года…

В каждом районе Брянска есть школы, куда ходят цыганские дети. К примеру, в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 50, расположенной в Володарском районе, обучаются 44 таких ребенка. Здесь самое большое количество цыган по сравнению с другими учебными заведениями города: два чисто цыганских класса. В одном — 12, в другом 13 ребят. В остальных, смешанных классах, их от пяти до семи в каждом. Всего в школе 120 учеников, их них 44 ребёнка цыганского роду-племени.

Цыганские дети, как рассказала завуч школы Анна Загулина, в основном идут в начальную школу. Редко кто из них доучивается до девятого класса. Только одна ученица перешла в 2015 году в восьмой класс – и это чудо, редкость. Педагоги надеются, что девочка осилит дальнейшее образование.

— Ребята приходят сюда, потому что им нужно научиться читать и писать, — рассказывает Анна Михайловна. — Их родители этого не умеют, а когда нужно заявление заполнить или прочитать официальный документ, берут своих школьников с собой. Сюда никого из цыганят мы не заманиваем и не знаем, как они узнают о нашей школе. Видимо, у них свое «сарафанное радио»…

Преподаватели 50-й школы говорят, что цыганские ребята учатся с удовольствием. Они страстно пытаются постичь что-то новое, открыты, непосредственны. Занятия «без уважительной» не пропускает никто, болеют редко.

Q7ps0T_GwI0

До первых заморозков ребята ходят в резиновых тапочках. У многих обувь может быть и на два размера больше. Не все родители могут приобрести для своих чад школьную форму, и одевают детей по возможностям. Однако никто грязным в школу не ходит, письменные принадлежности есть у каждого.

Социально неравенство есть и среди цыган: кто-то зажиточный, кто-то бедняк. От бедности и «социальные» болезни. Некоторые дети из таких семей состоят на учете в тубдиспансере.

Утром в школе учеников кормят бесплатными завтраками. Некоторые дети приносят справки о том, что они из малоимущих семей, тогда таким ребятам дают порции побольше.

Первое время, когда цыган в школе было мало, они враждовали с другими ребятами. Сейчас все дружат.

У некоторых ребят экзотические имена: Русалина, Руфина, Роза… Но дома их называют по-другому, то есть некоторые дети имеют двойные имена.

DSC00843

Одним из серьезных препятствий в учебе цыганских детей являются ранние браки. Нередко детей женят в 12-14 лет. После этого в былые времена ребята обычно покидали школу. Да и сегодня цыгане уверены: начального образования для их жизни достаточно.

Во втором цыганском классе педагога Юлии Артюховой обучаются дети от семи до 14 лет. Ведь цыгане приводят их учиться не в шесть-семь лет, а когда решат, что надо, когда есть возможность. Первый раз в первый класс цыганята приходят полностью свободными от азов чтения, письма и счёта. В школе им выдают учебники, которые домой забирать не разрешается, так как многие живут в многодетных семьях: младшие братья или сестренки могут в момент порвать «азбуки».

Домашние задания в силу того, что это коррекционная школа, детям тоже не даются. С третьей четверти они выполняют «домашку» на продленке. В классе Юлии Артюховой, где обучаются 13 детей, назначены два старосты: девочка и мальчик постарше, они во всем помогают учителю.

DSC00833

Цыгане-родители очень заинтересованы в обучении детей. Если вдруг ребенок не явился в школу, то по самой уважительной причине: не было денег на проезд или теплой одежды-обуви. Педагоги иногда сами покупают что-то из одежды своим любимчикам.

Чтобы дети посещали школу и хорошо учились, Юлия Александровна часто встречается, общается с родителями. Цыганские мамы, любя «общество» и уважая науки, с удовольствием посещают родительские собрания.

В «цыганской» школе, как нигде важно постоянно держать учеников в тонусе. Делом они заняты постоянно. На уроках труда классная обучает детей шить, плести из бисера и лепить поделки из пластилина. Её цыганята участвуют в школьных спортивных соревнованиях и занимают призовые места по армреслингу. Вместе с детьми учитель разучивает песни, готовит танцы, с которыми они выступают на школьных праздниках. Потому, наверно, в 50-й школе «мальчики не обижают девочек и не воруют», — уверенно говорят учителя.

DSC00814

Результаты работы «цыганских классов» педагогов радуют. Ученики успевают по всем предметам, решают примеры и задачи, неплохо ведут тетради. По программе коррекционной школы, когда ребёнок во втором классе уже может сам прочитать сказку — это отличный результат.

Но вот печаль — ребята после 4 класса учёбу не продолжают. Многие помогают старшим в качестве дворников или собирают с родителями металл. Учителя стараются объяснить им, что пришло другое время, а потому нужно учиться и получать профессию.

Педагоги изо всех сил убеждают прирождённых кочевников: нужно окончить школу, получить профессию, выйти в люди.

И вот уже Артур и Вася из «цыганской школы» уже мечтают в дальнейшем стать автомеханиками. Катя, Артур и Алена признались: когда вырастут, хотят стать настоящими артистами.

DSC00844

Но мать-анархия в цыганской жизни пока берёт своё: недавняя проверка полиции более сотни брянских цыган показала: большинство живёт без документов во «временных строениях». Из всех проверенных только один представитель цыганской диаспоры работает дворником. Но ведь это поколение, не посещавшее «цыганские классы»…

По материалам «Брянской учительской газеты»

ФОТО Ольги ГАПОНОВОЙ и из личного архива Юлии АРТЮХОВОЙ

Оцените статью
Брянская улица