Владимир Носач: «Уголовное дело против меня – заказ маршрутной мафии»

Обвинённый в превышении должностных полномочий экс-глава МУП «Брянское троллейбусное управление» Владимир Носач назвал возбуждённое против него дело заказным. По его словам, при заключении сделок с московскими юристами он действовал открыто, законно и в интересах троллейбусного предприятия, которому добывал необходимое финансирование. Последнее, как утверждает господин Носач, очень не нравилось лоббистам маршрутных такси.

nosachВерсия следователей УМВД

По данным УМВД, Владимир Носач причастен к отчуждению из городского бюджета около 50 миллионов рублей. На эту сумму, как считает следствие, он заключал договоры с московскими фирмами «Перспектива» и «Финансы и право», которые помогали Брянскому троллейбусному управлению получать долги с Министерства финансов за перевозку льготников. Следователи уверены в том, что:

– огромная сумма была заплачена московским юристам необоснованно;

– директору МУП «БТУ» в тяжбах с Минфином нужно было использовать своих штатных юристов;

– Владимир Носач распорядился городскими деньгами без необходимого согласования с властями города.

В сюжете ГТРК «Брянск» подчёркивалось, что сумма нанесённого господином Носачем ущерба могла быть больше, но «благодаря оперативным действиям полиции перечисление второго транша удалось предотвратить» и спасти четыре с половиной миллиона рублей.

Версия Владимира Носача

Владимир Носач опровергает обвинение следователей УМВД по всем пунктам. По его словам, работая с московскими юристами, предприятие значительно больше получило, чем потратило, однако о прибыли в обвинении почему-то не говориться. Как утверждает господин Носач:

– МУП «Брянское троллейбусное управление» с помощью московской юридической фирмы «Перспектива» законно отсудило у Министерства финансов РФ более 150 миллионов рублей за перевозку льготников;

– 50 миллионов рублей были отданы московским юристам за услуги, остальные 100 миллионов рублей – потрачены на оплату потребленной электроэнергии, налогов, заработной платы, то есть на нужды предприятия.trall

– о заключении договоров с юридическими компаниями было изначально известно городским чиновникам; более того, это и происходило по их указанию, а в качестве третьих лиц в арбитражных судах Москвы даже принимали участие чиновники брянского отдела транспорта;

– работавшие в МУП «БТУ» юристы в силу своей компетенции не смогли бы отсудить деньги у Министерства финансов, поэтому пришлось обращаться к услугам москвичей.

Обвиняемый убеждён, что возбуждённое против него дело стало очередным этапом развала «Брянского троллейбусного управления».

В интервью корреспонденту «Брянской улицы» он обосновал свою позицию.

– Владимир Григорьевич, как вы восприняли предъявленное вам обвинение?

– Обвинение выглядит абсурдно. В заключении говорится, что бюджет Брянска лишился около 50 миллионов рублей, но о более чем 100-миллионой прибыли почему-то умалчивается. А эти деньги троллейбусное управление получило абсолютно законно, благодарю усилиям профессиональных юристов – фирм «Перспектива» и «Финансы и право», специализирующихся именно на таких делах. Эти компании взялись за неподъёмную работу. Они смогли доказать, сколько на самом деле должно платить Министерство финансов РФ нашему МУПу за перевозку федеральных льготников, и отсудили эту сумму.

– Как получилось, что вы обратились к услугам московских юридических фирм?

– Это абсолютно нормальная и общепринятая практика. Можно привести десятки и даже сотни примеров, как в стране, так и в Брянской области, когда транспортные предприятия действовали по такому сценарию. Прекрасно разбираясь в законе, юристы добивались от Минфина положенных выплат. Для испытывающего постоянный недостаток средств Брянского троллейбусного управления эти деньги были своего рода палочкой-выручалочкой. Простой смертный не смог бы отсудить для нас этих миллионов. Это было под силу только тем, кто на этом специализируется.

tral3

Своего рода аутсорсинг? Передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов специализирующей в этом компании?

– Да. Тем более что в результате этого договора наша организация оставалась в выигрыше. Компании брались отсуживать деньги, беря за свои услуги от 18 до 37 процентов итоговой суммы. Мы выигрывали суды пять лет подряд. Иногда цена за услуги менялась, но это была рыночная цена. Выигранным деньгам мы радовались, как дети. К примеру, на отсуженные в 2007 году 60 миллионов рублей купили 18 троллейбусов, контактную сеть, тягач, а также выплатили премиальные сотрудникам. Но на следующий год обожглись – выбрали фирму, которая брала за услуги дешевле, и проиграли. После этого год не участвовали в судебных тяжбах. Начался кризис. Лишенное нормального финансирования предприятие начало испытывать проблемы. В это же время началось стремительное развитие маршрутных такси. К самим перевозчикам я относился абсолютно нормально – люди взялись за баранку, чтобы заработать на кусок хлеба. Но к их хозяевам с чёрной кассой, к тем, кто в нарушение законодательства фактически организовал разрушение системы общественной транспорта в Брянске, опустив ее до уровня «извоза», уничтожая при этом троллейбус… В итоге меня заказали…

Когда мы возобновили практику, то выиграли 14 судов подряд. Вначале решили заключить два договора с «Перспективой» и один с фирмой «Финансы и право». Говорю, ребята, давайте по-честному, кто лучше – тот и выиграл. В итоге практика пошла хорошая. В первый год мы рассчитывали хотя бы на 15-18 миллионов. Но юристы из «Перспективы» сказали: нет, в этом году в Минфине инструкции другие, попытаемся заявить иск на 59 миллионов рублей. И они выиграли эти деньги!

– Всё происходило в рамках закона и в этот раз?

– Разумеется. Но плата за услугу была чуть выше обычного, около 36,5 процентов. Но мы подписывали белый договор, проходили проверки. Компания шла в суд, Минфин защищался до конца. Решение суда проходило три инстанции. Мы выигрывали, получали деньги, расплачивались за услуги. В результате троллейбус, который был на грани вымирания, снова начал получать финансирование. Скажите, понравится это конкуренту? marsh

– Вы имеете ввиду маршрутчиков?

– Именно. Но мы тогда об этом не думали. Хотя поведение маршрутчиков можно как-то объяснить – повторюсь, они защищали свою кормовую базу. А вот как объяснить поведение чиновников, которые одной рукой давали маршруткам в нарушение закона «зелёную улицу», а другой – перекрывали кислород троллейбусу? Троллейбусное предприятие стало для хозяев теневых перевозок костью в горле. И они решились на войну, целью которой стало уничтожение МУП «БТУ». Глядя на недавние события, на так называемую троллейбусную «оптимизацию» и возбуждённое против меня уголовное дело, я уверен, что всё происходило по заранее задуманному плану.

Когда конкуренты узнали о судах с Минфином, то решили использовать это – а именно доказать, что я нанёс городского бюджету ущерб. Одна из представителей маршрутного бизнеса грозила мне уголовным делом еще несколько лет назад. Но я не воспринимал это всерьёз, поскольку был уверен – закон на нашей стороне. По всем сделкам мы могли представить документы, справки, отчёты. Все наши операции были абсолютно открыты.

Вас обвиняют в том, что вы не использовали штатных юристов управления. Почему вы этого не сделали?

– При всём уважении к юристам МУП, тяжба с Минфином – это не их уровень. Штатные юристы – это как бы зацепка, чтобы показать якобы нанесённый ущерб предприятию. Но повторюсь: ущерба никакого нет и отсудить у Минфина 150 миллионов под силу только высококвалифицированным специалистам. Тем более, что обращение к услугам других юристов в интересах предприятия законом не запрещается.

mitingВ материалах следствия говорится, что вы проводили сделки с московскими юристами без согласования с городскими властями. Это так?

– А почему тогда никто не говорил об этом все семь лет, когда мы выигрывали суды? Каждый суд согласовывался с администрацией, мы отсчитывались, сколько денег пришло, сколько ушло. Мы делали ежемесячные и ежеквартальные отчеты о доходах и расходах, проходили годовые проверки всей финансовой деятельности предприятия. Нас проверяли контрольно-счетная палата и независимая аудиторская фирма. Но никто не делал замечания! Заместитель мэра по финансам Дмитрий Стрижаков даже давал нам письменные указания. Другое дело – да, формально, как говорят следователи, нужно было письменное согласование. Но тогда никто и не мог предположить, что законную процедуру назовут отчуждением имущества. Вообще, письменное согласование сначала хотела получить сама «Перспектива». Я пошёл на «верх», но там мне сказали: «Слушай, кто тебе это согласует, кому это надо? Сможешь выиграть – судись, пожалуйста. Мы только за, но лезть в это не будем».

Примечательно, что новый руководитель МУП «БТУ» Василий Романов сразу же отказался от услуг «Перспективы», проиграл несколько судов подряд, а на последнее заседание даже не отправил штатных юристов предприятия. Таким образом, троллейбусное предприятие отказалось от 25,5 миллионов, которые мы не успели отвоевать. Поэтому заявление пресс-службы УМВД о том, что благодаря умелым действиям оперативников удалось сохранить 4,5 миллиона рублей, следует перефразировать так: из-за бездарных действий заказчиков и исполнителей троллейбусное предприятие лишилось 25,5 миллионов рублей дополнительного дохода.

При желании следователь может найти документы, подтверждающие, что троллейбусное управление получало деньги и законно их тратило?

– Конечно! Это есть в материалах дела, там семь томов! Просто мне нужно быть полным идиотом, чтобы отчуждать деньги по каким-то схемам из своего предприятия, где проверяется каждая копейка. Там куча документов. Все операция с «Перспективой» и Финансы и право» проводились по-белому, без всяких чёрных касс.

Сейчас «Перспектива» продолжает свою деятельность?depo

– Да, разумеется. Эта очень уважаемая фирма.

– Владимир Григорьевич, создаётся впечатление, что брянский троллейбус уже ничего не спасёт. Но всё-таки, что, на ваш взгляд, можно сделать для его спасения?

– Если бы в нашем городе на первом месте стояли не деньги, а качество жизни горожан, то ситуация в троллейбусном управлении и в городском транспорте была бы другой. Я верю, что когда-нибудь у нас поймут, что в Брянске для перевозок людей нужно использовать преимущественно транспорт большой вместимости. Ведь транспорт малой вместимости – это пробки, загазованность, то есть все то, что сейчас мы имеем в Брянске. В больших городах Европы это поняли, в Москве тоже. Я не говорю, что нужно совсем убрать маршрутки. Просто нужно навести порядок в маршрутной схеме города, сделать так, чтобы все виды общественного транспорта друг друга дополняли. Если дорога для троллейбуса будет расчищена, если его не будут подрезать тучи маршруток, то он начнёт, как минимум, снижать свои убытки, о которых сейчас все говорят.

– Звучат разговоры, что власти хотят сократить число маршруток, заменив их автобусами на газовом топливе.

– Что мешало делать это последние годы? Почему нельзя было изучить пассажиропоток, выбрать на этом основании тип и количество подвижного состава, создать маршрутную схему, как этого требовал закон? Тогда бы и коммерческие перевозчики должны были пользоваться транспортом большой вместимости, оснащённым навигаторами, работать по расписанию. Это ведь всё в рамках закона! Но по каким-то причинам это не происходило. К сожалению, не просматривается никаких положительных решений и сейчас.

Дмитрий Радченко

Оцените статью
Брянская улица