Сотни жителей брянского поселения Белые Берега из аварийного жилья переселили в еще более аварийное.
Кошмарная эпопея развивается три года. Инвестор-застройщик Светлана Роман соорудила девять коттеджей по канадской технологии. Двухэтажки разваливаются на глазах. Новые дома отравляют жителей плесенью. В подъездах возгораются голые электропровода. Отремонтировать промокшие и расползшиеся «картонные коробки» не получится, уверены в брянском «Народном Фронте», общественной организации «Наш дом», а также в российском Фонде содействия реформированию ЖКХ. Людей надо снова переселять.
Брянский поселок Белые Берега прославился на всю Россию. И все благодаря Светлане Калининой, известной брянской ЖКХ-общественнице. Это она в апреле на встрече Путина с активом ОНФ рассказала о том, что жилье для переселения оказалось еще хуже бараков, из которых съехали люди. Жители Белых Берегов – две тысячи переселенцев из 680 тысяч по стране, которые попадают под федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья, от телевизоров не отрывались и уверовали, что теперь, через Калинину, «Фронт» и Путина придет им избавление. Как часто это бывает, программа, которая должна была улучшить жизнь людей, сделала их жизнь еще тяжелее.
Мы со Светланой Калининой идем по поселку. Прямо из-под 65-го дома на улице Куйбышева бьют ключи, размывают фундамент. Почему не заказали геологию перед строительством? «Да строить начали вообще без документов, — говорят хозяева дома, — разрешительной документацией обзаводились по ходу дела».
— Стоим на воде! — говорит Нина Чеботкова из дома 32 на улице Горького. — Вот у меня банка соли, от слизней. Ползают по всему дому. Из раковины страшный запах!
— Дочка болеет, внук болеет, в магазин от запаха стыдно зайти, — вторит Алевтина Машина с Куйбышева, 64.
Всюду черная плесень — под линолеумом, под обоями, за плинтусом. Над дверным косяком устрашающе трещины. Где-то провис пол – перекрытия-то деревянные. У кого-то, отошли обои и в щель (ладонь просунуть можно) видна улица. Жильцы показывают кладку: кирпич положен без раствора, обои поклеены прямо на кирпич. «Углы расходятся — забиваем поролоном», — говорят они.
Если смотреть на зелено-малиновые коттеджи со стороны – игрушка и загляденье. Если зайти в дома, в которые по программе переселения перевели из городских бараков две тысячи человек, – страшная сказка.
Через две недели после «путинского» выступления Калининой в Белые Берега приехала комиссия из Фонда содействия реформированию ЖКХ: советники Сергей Сычев и Дмитрий Василевский. За ними — бывший брянский мэр, а ныне региональный оператор по капремонту домов Сергей Смирнов (в период его градоначальствия и подписывались акты приемки работ), а также представитель компании-застройщика ООО «Евроотделка» Федор Стан. Последний — заместитель Светланы Роман (с ударением на первый слог) — застройщицы и владелицы компаний «Евроотделка» и «Еврострой». Ее муж — депутат Брянской областной Думы, председатель комитета по строительству…
В поселке ревизоров встречает бездна отчаяния. Половина жителей ушли хоронить бабушку, которая, переехав в «комфортное жилье» на улице Куйбышева, начала с недомоганий, а закончила окончательным переселением. Половина — караулит у подъездов с «уликами».
Ольга Махотина, местная активистка-«яблочница», демонстрирует выпавший из-под штукатурки кирпич – он рассыпается в ладони, а Ольгины руки покрываются краснотой и сыпью. Ольга идет на «следственный эксперимент» сознательно – чтобы показать, какие материалы были использованы при строительстве и почему «городок Роман» превратился в резервацию аллергиков и астматиков.
…Три года в «городке» постоянные гарантийные ремонты — меняют полы, перекрытия. Материалы строители выбрасывают прямо во двор. Видно, из чего построено жилье: тонкий ОСБ (ориентировано-стружечные плиты), пенопласт, гнилые перекрытия. Срок гарантийного ремонта — 5 лет. За этот срок все недоделки жилья, которое строилось по госпрограмме, застройщик должен устранить за свой счет.
Кто виноват? Зампред комитета по ЖКХ города Брянска Александр Косарев считает: это результат стремления застройщика удешевить стоимость квадратного метра жилья, возводимого по государственной программе.
Михаил Роман как представитель законодательной власти в регионе и муж создательницы городка для белобережских переселенцев утверждает: виноваты городские чиновники. Сначала уговаривают застройщиков ввязаться в социальное строительство, торопят с началом работ, а землю выделяют и оформляют по ходу дела.
Почему строители идут на нарушения, которые предлагает им власть — вопрос открытый.
Кроме того, говорит Михаил Роман, застройщику не выгодно участвовать в программе переселения:
Стоимость квадратного метра по этой программе составляет около 29 тысяч рублей за квадратный метр. Это с учетом внутренней отделки, всех коммуникаций и инвестиционной составляющей по водоканалу. На коммерческом рынке квадратный метр стоит уже больше 40 тысяч рублей без отделки, и тут строителю никто никаких претензий не предъявляет.
Жители считают: не можешь построить для людей нормальное жилье — не берись. Некоторые полагают, что не город навязывает застройщикам инвестпроекты — инвесторы выпрашивают дорогую землю под бараками, которую потом застраивают многоэтажными корпусами – тут прибыль перекрывают все риски и затраты на расселение с «дешевым метром».
Заметим, что компания «Еврострой», сдав «программное» жилье в Белых Берегах, тут же стало «Евроотделкой». И «Еврострой», и «Еврпоотделка» — фигуранты дел Брянской областной прокуратуры и Брянского УФАС. В ноябре 2012 года облпрокуратура пресекла попытку протащить через сессию Брянского горсовета преференции для этих компаний. Брянский УФАС уже несколько раз рассматривал дела о передаче этим фирмам земли под строительство без торгов, по допсоглашениям. Схема отработана: каждый раз за незаконное выделение «земли для своих» штрафуют, к примеру, заместителя облуправления имущественных отношений — на 15 тысяч.
В профильном департаменте за последние пять лет сменилось уже три руководителя. В городе — та же история с мэрами. Вечен только руководитель региона Николай Денин: 10 лет у руля. Руль ему помогают удерживать пяток местных торгово-строительных олигархов. Видимо поэтому «до губернатора не достучаться», — кричат жители московским проверяющим. Сейчас они нападают на тех, кто в наличии — на Стана и Смирнова.
Как умудрились один сдать, а другой принять в 2009–2010 годах такую работу? Федор Стан говорит: «Это недоделки, мы их устраняем!». Смирнов отвечает: «Это не я подписывал, это комитет по ЖКХ!». Сейчас Смирнов уже не мэр, а гендиректор НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области». Вскоре через его организацию пойдут десятки миллиардов рублей.
Комиссия из фонда содействия реформированию ЖКЖ приходит к выводу, что жить в коттеджах Белого Берега нельзя http://fondgkh.ru/news/122073.html.
Чтобы переселить людей в нормальное жилье нужно заказывать судебно-строительную экспертизу. Причем, оплатить ее должен заказчик работ: комитет по ЖКХ города Брянска и департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области.
Сейчас комиссия из представителей Брянского правительства, регоператора, департамента ТЭК И ЖКХ и других заинтересованных лиц еженедельно инспектирует Белые Берега. По словам местных активистов «антиаварийного» движения, пороки строительства пытался устранить сторонний застройщик Михаил Кабанов. Но и он быстро понял, что тут проще снести и построить заново.
«Если власти региона не решат эту проблему положительно, регион уйдет из федеральной программы», — обещает Сергей Сычёв. А ждать осталось недолго: 17 июня истекает срок решения проблем белобережских переселенцев, а уже 20-го судьбу аварийного фонда Брянской области решит в Москве комиссия Фонда содействия реформирования ЖКХ.
«Аварийка» у соседей
Федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья для правительства страны одна из приоритетных. До 2017 года Фонд ЖКХ совместно с регионами планирует расселить 680 тысяч граждан из 11,4 миллионов квадратных метров жилья. А всего в России признаны аварийными 13 миллионов «квадратов». Сейчас расселили половину бывших владельцев ветхого и аварийного жилья. Вопрос — куда. Какого качества квартиры им предоставили? Ведь брянский скандал – один из многих.
Мучения 70 семей в Воронежской области продолжаются: их переселили в дом, где зимой температура в квартирах не поднималась выше 15 градусов —закончились техэкспертизой и возбуждением уголовного дела против строительной фирмы. Проверка коснулась и местных чиновников.
Каждая новая двушка в Ростове взамен аварийной — жить в них также невозможно — обошлась по госпрограмме в стоимость хорошего частного дома с приусадебным участком в престижном районе. В Ростовской области люди отказываются въезжать в дома, пока подрядчик не приведет их в состояние, пригодное для проживания людей.
В новосибирском городе Бердске переселенцам вместо барачных двушек предоставляют однушки с помощью гипсокартоновых перегородок переделанные под двухкомнатные квартиры. Окна заделаны пластиком, батареи отваливаются. Фирма-застройщик в Бердске уже ликвидирована. Поменялась и городская власть.
Прокуратура признала дома непригодными для проживания, проверяют экс-мэра. В двух новых зданиях для переселенцев в Железноводске нет газа, воды и отопления. В документации на дома прокуратура не нашла заключений государственного строительного надзора.
Федеральная программа по переселению выполняется на фоне боевых действий: переселенцы воюют с застройщиками и чиновниками, иногда им помогает прокуратура. Застройщики и чиновники несут потери, но держатся в общем неплохо и рассчитывают на новые проекты. А расплачивается за все, в том числе и за экспертизу некачественных хором, налогоплательщик.