В общественные приёмные Брянской области стали обращаться люди, которые вырвались из-под украинского огня и бомбёжек, но в Брянске растерялись: здесь никто не объясняет, куда идти и что делать. Не хватило малости: широкого информационного оповещения, листовок с алгоритмом действий, согласованности ведомств в этом вопросе. А иногда и простой человечности.
Для помощи беженцам из горячих точек Украины в Брянске организован целый штаб под руководством заместителя губернатора Андрея Пономарёва. В штабе собраны представители всех служб и ведомств: от УФМС до здравоохранителей. В области зарезервированы для страдающих братьев десятки комнат в общежитиях и больничных палат. Тем не мальчика из-под Донецка с ногой, развороченой осколком, отправили для начала оформлять полис. Ещё одна семья, днями мыкаясь по инстанциям и сидя в очередях, в ночь возвращалась ночевать на вокзал. И это только благодаря сочувствию отдельно взятого полицейского: страж взял беженцев под личный контроль.
В общем и целом ситуацию с украинскими беженцами, которую УФМС и регправительство описывает как спокойную, пришлось взять под контроль местному отделению ОНФ. Люди бедствуют, им говорят «приходите завтра». И тогда они идут за помощью к общественникам, в том числе — в «Народный фронт».
«Массового потока нет, проблемы единичные. Но пока они единичные, мы можем их исправить», — отметила лидер рабочей группы «Общество и власть» регштаба ОНФ Ирина Кузьмина на заседании в Брянском отделении ОНФ. Сюда же были приглашены и жители Украины, бежавшие из Запорожья и Краматорска в Брянскую область.
По словам жительницы города Краматорска Донецкой области Аллы Нога, она с сыном приехала в Брянск к родственникам мужа. Сам он, уроженец Брянска, остается там с матерью, ей 85 лет. «Там уже не платят ни пенсии, нет работы, все стоит. Муж не может оттуда вырваться, потому что останавливают составы. Нам удалось! Мы выехали оттуда к родственникам буквально с пакетиком. Куда и как надо обращаться, я поняла только за две недели. Информацию мы больше черпали от тех людей, которые приехали сюда так же, как и мы — в очередях. Я ничего не хочу, я хочу, чтобы мне объяснили куда идти, успокоили», — сказала женщина.
С рядом преград столкнулся и уроженец Брянска, педагог Игорь Конов, который хочет перевезти в Россию семью из Запорожья, уже нашел здесь работу по специальности, но не может получить разрешение на работу по формальным причинам.
Жалобы и обращения беженцев вскрыли серьёзные просчеты информационного обеспечения, координации действий и согласованности действий брянских служб и ведомств. По словам Кузьминой, «фронт» помогает украинцам находить жильё и работу, получать медпомощь. Идёт работа и по «гамбургскому счёту»: «фронтовики» подключились к разработке алгоритма взаимодействия всех структур, которые должны помогать беженцам из Украины.
По информации врио УФМС Татьяны Мысленцовой, с начала года через брянские пункты пропуска, проследовало один миллион 700 тысяч человек, из которых половина — граждане Украины. На миграционный учет в Брянской области поставлены шесть с половиной тысяч граждан Украины. Около полутора тысяч украинцев проживают в регионе по разрешениям на временное проживание (РВП) и видам на жительство.
Ведомство отмечает увеличение количества обращений граждан сопредельной страны в связи с военными действиями на Украине: более 500 человек обратилось за РВП и видом на жительство, 124 — за получением гражданства Российской Федерации. Переселились в Россию, на Брянщину, 28 наших соотечественников по соответствующей госпрограмме.
А вот именно по беженцам точной статистики нет. Ведь люди едет в основном к родственникам, вырываются из-под пуль в никуда буквально единицы. Но что будет дальше?
В ближайшее время ОНФ подготовит памятку для граждан Украины с адресами и телефонами нужных служб. Там будут указаны и маршруты проезда, и перечень транспорта. Памятку будут выдавать приезжим при первом обращении в УФМС. К работе с приезжающими из Украины будут привлечены психологи и медики. Кроме того, есть договоренность с полицией, которая готова взять на себя функции дежурного инспектора.
«Дежурная часть полиции может отвечать на обращения украинских граждан, но при условии, если исполнительная власть ей даст полную информацию — кого куда направлять, со всеми адресами и телефонами. Полицейские могут взять на себя эту работу, от их предложения нельзя отказываться», — сказала Кузьмина.
Брянское правительство поддержало предложения общественников. ОНФ будет держать на контроле решение этих вопросов и надеется, что реакция власти будет быстрой.