Принесенные ветром войны

Валентина и Ольга в Брянск приехали из Луганска. На родине Ольга работала токарем, Валентина — формовщицей в частной пекарне. В Брянске они стали чесальщицами на Камвольном комбинате.

Луганцы говорят: «Бежали от неизвестности. Неизвестно, в твой дом сегодня бомба попадёт или соседа хоронить придётся».

— Но самое главное – говорит Ольга, — над сыновьями нависла угроза призыва в украинскую нацгвардию. Мужчин в возрасте до 35 лет «забривают». Отказ — концлагерь.

Ольга и Валентина бросили квартиры, имущество. Отправились в путь только с сыновьями, деньгами, документами и предметами первой необходимости.

— На поезда билеты купить было невозможно, — рассказывает Валентина. Да и опасно — поездом. Парней с поездов снимали украинские власти. Знакомые согласились вывезти нас на машинах. Думали, где переезжать границу – в Волжанке или в Изварзино. Под Изварзино в этот день бой шел. Мы в Волжанке четыре часа маялись. Когда через границу пропустили, сели на поезд на какой-то станции северней Ростова..

В Брянске Валентина и Ольга обратились в миграционную службу. И устроились на Брянский камвольный комбинат — чесальщицами.

Женщины рады, что есть работа, и она им нравится. В цехе шумно. Но луганской пекарне, по их словам, было еще громче. О наставнице — Зинаиде Николаевне Рубцовой — просили написать: «она замечательная». Соседи по общежитию хорошие, в комнатах — душ.

Вера Щелокова, начальник отдела по работе с персоналом ООО «Брянский Камвольный комбинат» говорит, что ее предприятие готово взять на работу еще тридцать пять иностранных граждан.

— Мы планировали принять на эти места выходцев из Средней Азии. Но славяне из Донбасса — фактически наши земляки..

Так, мало по малу, обустраиваются на новом месте наши люди из Украины. По данным департамента семьи, демографической и социальной политики Брянской области, в пункты экстренного размещения обратились 97 граждан Украины, 37 из них — дети. 30 взрослых с семью детьми ушли в семьи, на брянские квартиры. Это были данные на 8 июля. А 10 июля прибыли ещё 76 человек.

Прибытие беженцев взволновало Брянск. Их ещё совсем немного, но уже понятно, что это только начало.

Светлана Калинина, активист Общероссийского народного фронта, рассказывает, как всё начиналось:

— Вначале прибывали отдельные люди, семьи. Мы для них на вокзалах, в УВД оставили листовки с нашими контактными номерами. Сразу стали создавать базу данных людей, которые могут помочь, приютить. Ездили к фермерам, спрашивали: кто может приезжим дать работу, кров.

Многие Брянцы теснились в своих домах, квартирах – лишь бы не остались донбассцы без крыши над головой. Десять человек забрал к себе отец Никодим, священник из Карачева. Открыли пункт приема гуманитарной помощи. Бизнесмены часто берут к себе на полный пансион тех, кто вырвался из-под пуль без копейки.

У кого-то страх, что «самим не хватит», другая несёт с дачи ведро смородины: «Слава Богу, хоть что-то могу отдать..».

Некоторые стремиться «разбогатеть» сам на чужом горе. Группа волонтёров «Сердце — детям» сейчас как раз ищет квартиру для беженев, которым удалось вывезти все домашние сбережения. По незнанию они сняли плохонькую однушку на глухой брянской окраине за 10 тысяч в месяц. Юные добровольцы удивляются: «Как можно наживаться на чужой беде?».

А иные сталкиваются с «балованными» беженцами.

— Отдали трёхкомнатную квартиру семье, проживание бесплатное, дали работу — собственно, за квартирой и присматривать, убираться, рыбок окрмить. Положили «оклад» — 30 тысяч в месяц. Сказали — «мало».

Светлане Калининой запомнились бабушка с внуком. В центр приёма гуманитарной помощи https://bryansku.ru/bryanskij-narodnyj-front-obedinyaet-gorozhan-chtoby-pomoch-ukrainskim-bezhencam/ принесли полный пакет игрушек. «Это внук ребятишек организовал, —рассказывает бабушка, — и они ему несли, что было!». А ещё малец предложил бабушке сократить обычный взнос ему на телефон. Ровно на половину, со ста рублей до пятидесяти. Другую половину он уступает кому-нибудь из приехавших сверстников.

Семьи, временно приютившиеся в брянском кадетском корпусе многим брянцам стали родными. Сейчас их расселили в соцучреждения Выгоничского и Рогнединского районов. И брянцы рванули вслед:

«Аня Новоселова передает друзьям в выгоничи книги, диски с фильмами, новые трусики,носки и халатики», пишет группа Вконтакте «Сердце — детям». Евгения Бочарова передала молодежи книги и зеркало. Людмила Низикова передала в Выгоничи беженцам сахар и 10 кружек.

Евгении Ильюковой добровольцы говорят спасибо «за чудесный плащ, брюки и два шейных платочка для беженцев ,находящихся в Выгоничах!».

Фирма ООО «Смирнов Беттериз», закупила на 11 с половиной тысяч рублей закупила необходимого для подопечных из Рогнедино. ИП Зубарев подарил чайник и фен луганцам в Выгоничах.

Ребята просят дисков с фильмами и хотят жить и учиться в Брянске. Добровольцы просят откликнуться тех, кто поможет Владу и Полине, закончивших по два курса кулинарного колледжа в Луганске, продолжить обучение по специальности в Брянском техникуме питания и торговли. Сейчас они размещены в доме престарелых в Выгоничах. С собой у них только студенчиские билеты — санитарные и книжки и зачетки остались дома.

Про маму Полины в группе пишут: «вырвалась из ада». Она работала технологом по безопасности труда на стройке. Готова применить свои навыки и большой опыт в работе местером на брянских стройках.

У Катерины Протасовой есть возможность кого-то из беженцев трудоустроить продавцом. «Сердце — детям» предлагает работу женщинам -швеям в цехе, неподалёку от Аэропарка на улице Объездной, мужчинам — в мебельном цехе с зарплатой от 18 до 27 тысяч рублей.

Треть луганцев хочет остаться у нас навсегда. В основном это молодые, те, кто уже нашёл здесь друзей. Осталось только забрать оставшихся под бомбёжками родных.

Оцените статью
Брянская улица