ЧТО ГЕНПЛАН ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Итак, свершилось: проект Генплана, о необходимости принятия которого так долго говорили отцы города, наконец, выносится для обсуждения горожан на общественные слушания, которые состоятся 14 августа. Как уверяли нас городские власти, без нового Генплана Брянск зачахнет; без Генплана невозможно никакое развитие, улучшение и процветание. Генплан – наше все!

Три года этот проект создавал коллектив столичного института «Гипрогор». А брянские строители ездили в Москву и подсказывали.

И что мы получили в итоге? Что предлагают брянцам на ближайшие десятилетие, в каком городе им предстоит жить, Будет ли от комфортным, красивым, безопасным?

Сомнения возникают буквально с первых страниц. «Город Брянск при населении в 430 тысяч человек занимает гораздо большую территорию, чем многие города такой же людности. Его четыре внутригородских административных района (Советский, Бежицкий, Володарский, Фокинский) отделены друг от друга реками и оврагами, а протяженность города с запада на восток составляет более 20 км. Плотность жителей на 1 кв. км составляет 2317,8 человек». По плотности населения Брянск близок к Праге — 2473 чел/кв.км при населении в 1,3 миллиона и Варшаве, где этот показатель составляет 3326 чел/кв.км при более чем полутора миллионах жителей, Для сравнения — Париже плотность населения равна 4000 чел/кв.км, в Лондоне 5400 чел/кв.км, а в Москве даже 11610 чел/кв.км, но это огромные столичные агломерации, в которых экологи уже бъют тревогу из-за перенаселенности. Почему же наши власти считают достоинства города — простор, обилие зелени, реки, — недостатками, от которых надо избавляться? Почему мы гордо заявляем, что живем в самой большой по площади стране мира ї ведь 1/7 часть суши! — но стремимся превратить наши города в скученные, тесные «камеры хранения для людей»?

Читая материалы по обоснованию проекта (аж в 2-х томах!), невозможно отделаться от ощущения дежавю. «В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 года разработана Стратегическая доктрина формирования на территории области в зоне тяготения к международному транспортному коридору № 2 «Запад-Восток» Западной логистической платформы (ЗЛП) Центрального федерального округа (ЦФО).
Основной целью разработки Стратегической доктрины явилось обоснование целесообразности создания на территории Брянской области транспортно-логистического комплекса (ТЛК) и формирования на его основе региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), интегрированной в ЗЛП ЦФО в соответствии с ролью Брянской области в составе РФ как «Промышленной и транспортно-логистической территории «Центр-Запад» и стратегическими сценариями долгосрочного развития региона».

Ах, да, конечно, ведь это до боли напоминает бессмертные слова Остапа Бендера из плана по созданию межгалактического шахматного центра в Нью-Васюках!

— Не беспокойтесь, — сказал Остап, — мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!

Красивые, гладкие бюрократические фразы. Что стоит за ними, насколько реальна их реализация?

С 2011 года, когда начались работы по созданию проекта Генплана, экономическая ситуация в области изменилась, и далеко не в лучшую строну. Брянская область — глубоко дотационный регион, с многомиллионными долгами перед федеральным бюджетом. К июню этого года дефицит бюджета Брянска составлял 385,7 млн. руб. О каких инновациях можно говорить, если разоряются и закрываются старые, известные на всю страну предприятия, например, «Брянский Арсенал» с более чем двухсотлетней историей, а на их месте, как грибы, возникают торгово-развлекательные центры и гипермаркеты? В городе растет безработица, молодежь вынуждена выезжать в поисках заработка в более привлекательные регионы, однако в генплане нет и намека на развитие промышленности. В стране рецессия, инвесторы убегают, правительство добралось до накопительной части пенсий, вводятся санкции, а проектанты прогнозируют какой-то небывалый транспортный логистический узел «Центр-Запад». А на западе — охваченная войной Украина…

В сущности — весь проект это воплощение мечтаний застройщиков. Город отдан им для массовой жилищной застройки. Причем львиная доля проектируемого строительства впихивается в небольшое (по масштабам города, разумеется) пространство — поле бывшего аэропорта и прилегающая к нему территория. Но это — центральная, узловая часть, связывающая в единое целое Советский и Бежицкий районы. И что же предлагают нам в качестве перспективы развития? Сплошную массовую многоэтажную застройку. Причем стоит отметить, что, нарисовав огромный массив жилых домов, проектировщики не озаботились подумать: как будут выезжать из этого района его будущие жители? В плане не заложено строительство НИ ОДНОЙ новой транспортной магистрали, а вся нагрузка ложится всего на три на уже существующие двух-трехрядные дороги. То есть транспортный коллапс в центре города уже заранее запланирован.

Еще одна немаловажная деталь: в передовых странах мира уже давно поняли важность экологии для жизни горожан. Но в нашем генплане проектировщики недрогнувшей рукой предлагают уничтожить более 60 гектаров особо охраняемой природной территории «Деснянского лесопарка» под многоэтажную застройку в Бежицком районе от улицы Бурова до реки Болвы в Московском микрорайоне.

А это только наиболее «выдающиеся» места генплана… Почему же власти города так настаивают на утверждении этого варианта генплана, несмотря на множество критических замечаний, а зачастую и скандалов, сопровождавших все этапы его разработки?

На ум приходит крылатое выражение, известное еще со времен Древнего Рима: Cui prodest (кому выгодно?). Римляне рекомендовали своим судьям при разборе дел всегда выяснять этот вопрос. Да и классики марксизма советовали «когда не сразу видно, какие политические и социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т.п., следует всегда ставить вопрос «Кому выгодно?» ». В.И. Ленин, между прочим.

В нашем случае долго искать выгодоприобретателя не приходится. И это отнюдь не горожане, которым по новому генплану предлагается стоять в многочасовых пробках на узких городских дорогах, выгуливать детей на детских площадках в «шаговой доступности» от тех же самых дорог, дышать выхлопными газами и смогом в отсутствие парков и скверов.

Вряд ли их обрадует такая перспектива. Но эти идеи горячо поддерживаются многочисленными строительными компаниями для которых каждая пядь города ценна именно как строительная площадка, а что не застроено, то, с их точки зрения, пропадает, не принося прибыль. В точности как у прапорщика из кинофильма «Дембель»: «в природе все должно быть параллельно и перпендикулярно. А что не параллельно и перпендикуляроно (для строинвестора – не застроено), то валяется».

Привычка путать свою шерсть с государственной и взгляд на город как на территорию, отданную им на кормление, приводят к появлению таких «планов». В них горожанам отводится лишь роль бессловесных статистов, покорно несущих денежки и заполняющих квартиры-соты в многоэтажках, без нормальной современной инфраструктуры и минимального комфорта окружающей их среды обитания. Для себя же эти господа предпочитают строить уютные особняки, окруженные тенистыми садами, зелеными газонами и цветниками, в тихих, чистых местах, подальше от шума и пыли.

Предстоящие слушания покажут, согласны ли жители города с такой перспективой…

Оцените статью
Брянская улица