Вспомним старый, еще советских времен анекдот. В некоем научном центре решили устроить проверку представителям разных народов на выносливость. Установить, сколько времени те могут находиться без пищи. Подопытных добровольцев разных национальностей заперли в изолированных помещениях. Связь с внешним миром должна была осуществляться по телефону. Как только испытуемый чувствовал, что муки голода становятся невыносимыми, он брал трубку и просил дежурного его освободить. Дольше всех держался посланец российского крайнего севера. Сначала его стойкость восхищала. Затем – стала внушать тревогу, все большую и большую. В конце концов решено было северянина навестить. Несчастный, от которого остались кожа да кости, сидел, и, обращаясь к аппарату, в отчаянии шептал: «Телефона! Телефона! Моя кушать хочет!».
Просим прощения за не толерантность. Тем более, некоторое невежество по части пользования телефоном присуще не только детям тундры из анекдотов. А диалоги с выключенным аппаратом приносят, бывает, и денежные дивиденды. Пример тому – практика, применяемая компанией «Ростелеком». В последние годы многие люди переходят на сотовую связь. Платить еще и за домашний телефон бывает накладно. Вот и не платят. Разумеется, номер отключают.
Граждане думают, что на этом их общение с вышеназванной компанией завершено. Но забывают они, что, по договору, взимается еще копеечка «за обслуживание линии». Операторы сотовой связи «за обслуживание» со своих клиентов ничего не берут. Потому как не являются в своей отрасли монополистами. У них другие методы откачки «лишних» денег. А вот у «Ростелекома» в этом отношении руки развязаны.
Итак, возможно, менеджеры компании сидят над списком замолчавших номеров и читают мантру: «Абонента, абонента! «Ростелекома» кушать хочет!». Хотя, скорее всего, обходятся без всяких колдовских приемов. Но, подобно герою анекдота, на прямую связь, в нашем случае, с клиентом, сразу не выходят. К чему торопиться. Денежки –то капают. И лишь когда наберется более – менее приличная сумма, предъявляют счет. Абонент (фактически уже бывший) может недоумевать и возмущаться. Но платить, тем не менее, придется. Потому как все законно.
Под такую схему, в частности, попала жительница Брянска Пелагея Петрухина. С нее потребовали 3 тысячи 826 рублей. И прокуратура, и суд признали обоснованность данных требований. И деньги с Пелагеи Егоровны взыскали. Удержали из небогатой пенсии. С пенсионерами в подобных случаях вообще приятно иметь дело. Нынче ведь многие норовят зарплату получать неучтенным налом, минуя бухгалтерию. А тут – направил исполнительное производство в пенсионный фонд – и жди себе. Никаких хлопот. Как говорят «наши западные партнеры» — бизнес, ничего личного…
На этом, однако, история не закончилась. На авансцене появилось новое действующее лицо – компания «М.Б.А. Финансы». Эта структура направила Пелагее Петрухиной новый документ. В котором утверждается, что данная гражданка все-таки «Ростелекому» осталась должна. И долг был связистами уступлен этим самым «Финансам». Каковые очень желают по-хорошему получить означенную сумму. Платежка прилагается.
Через знакомого своей дочери Пелагея Егоровна обратилась в «Ростелеком» — узнать, откуда образовалась еще и новая задолженность. Но сотрудники телефонной компании объявили, что все долги бывшего абонента Петрухиной погашены еще летом прошлого года. Как появились новые? Ведь договор вроде уже расторгнут. Такие вопросы задала дочь Петрухиной
Елена, позвонив в «М.Б.А. Финансы» по телефону, который указан был в присланном требовании. Ответил нежный девичий голосок. Но затем милая девушка, ничего не объяснив по существу, сказала: «Ну вот. Приедут к вам инспекторы, со всем разберутся».
Фраза вроде бы невинная. Но тон, каким она была произнесена, в сознании Елены вызвал воспоминания о веселых девяностых, а в образе ожидаемых инспекторов отчего-то представились крепкие, хмурые, конкретные ребята. С целью интенсивного взыскания долгов оснащенные бейсбольными битами, утюгами и паяльниками.
Эта история не уникальна. Подобные перипетии пришлось пережить, например, другой жительнице Брянска. Натальи Голубевой. Выскочивший вдруг долг перед телефонистами в восемь тысяч рублей — из них пять составляли «пени». После множества переговоров, почему пени не приходили в каждом счёте, а были выставлены одномоментно при полной оплате выставленных накануне трёх тысяч рублей, оператор ответственно заявил:
Мы начисляем пени только после основной оплаты «тела» долга. А до этого момента они продолжают начисляться.
Тайно от абонента, заметим!
Голубева немедленно оформила заявление об отказе от услуг «Ростелекома» в части телефонного номера, но с оставлением интернета. Этот потребительский «демарш» был воспринят в штыки — сотрудники ОАО как могли упирались: «Это невозможно!». Стоящий рядом техически грамотный мужчина пришёл на подмогу, объяснил, что препятствий оставить интернет при снятии номера — нет. После этого в дом Голубевой в течение трёх недель попеременно ходили ТРИ «специалиста» компании, включали-выключали компьютер, созванивались с «центром» и заявляли, что «что-то там у них не работает». После угроз УФАСом, прокуратурой, судом и Божьими карами — интернет «завёлся». По тарифу он был дешевле прежнего. Но через месяц пришёл удивительный счёт: за снятый телефонный номер, Голубева оказалась лодна ещё пять тысяч… Наталья платить не стала, тоже ждёт «инспекторов» от М.Б.А.-вышибал.
При наборе в интернет — поисковике «М.Б.А. Финансы» всплывает много живописных ссылок. Компанию обвиняют в мошенничестве и вымогательстве. Причем довольно часто рядом с М.Б.А. фигурирует также «Ростелеком». О том, как возникают подобного рода «долги», немало историй, например, на странице.
Вот одна из них: «В 2011 году мы купились на рекламную акцию и подключились к интернету ростелека (подключение бесплатно, несколько месяцев по сниженному тарифу). К слову сказать, вызывала «специалиста» не я и договор оформлен не на меня. Я была сторонним наблюдателем. Пока «специалист» работал, я предварительно закинула удочку, что мне по другому адресу надо провести интернет. Но дело было перед новым годом, беготня — всем некогда, я сказала, что еще подумаю, мы обменялись телефонами и расстались. Дальше они (РТК) начали мне звонить. Позвонили раза четыре-пять, а были как раз всякие каникулы, мне некогда, потом я вообще от этой идеи отказалась и послала их мягко, но твердо… Примерно через полгода мне звонит девица из ростелека и говорит, что у меня задолженность 130 руб за интернет как раз по тому самому предполагаемому адресу… Я ей вежливо объяснила, что никакого договора я с ними не заключала, никто ко мне не приходил, никакое оборудование не ставил и никакие услуги мне не предоставлялись. Мне сказали «спасибо-до свидания». А сегодня мне приходит письмо от МБА, что я должна оплатить 130 + 200 (за их услуги). Я им дозвонилась… Дальше у меня волосы до сих пор стоят дыбом!!! ВНИМАНИЕ!!! Изначально ростелек выкатил мне счет в 130 рублей за то, что я ПРОЯВИЛА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ в их услугах!!!!!!!!!!! Т.е они тупо доставали меня своими звонками, а когда я послала их, просто начислили мне долг. Люди добрые!!! Кто-нибудь вообще с подобным сталкивался?!?!?!» Далее идет очень жесткая оценка моральных и деловых качеств сотрудников «М.Б.А. Финансы».
В общем и целом, можно предположить следующую схему. «Ростелеком» «сливает» «М.Б.А. Финансам» персональные данные клиентов (в том числе – бывших и несостоявшихся), имеющих такого рода «задолженности». Коллекторы оформляют требования и их рассылают. Авось кто-нибудь и заплатит – суммы- то не очень большие, да еще некоторые впечатлительные натуры могут быть поколеблены анонсированным визитом инспекторов… Если такие предположения верны, то, нам кажется, часто высказываемые подозрения в «мошенничестве и вымогательстве» имеют под собой некоторые основания. И прокуратуре все же следовало бы уделить вышеназванным структурам более пристальное внимание.