Брянские общественники «закрывают» наживу на мусоре

Платить за вывоз мусора мы станем меньше, при этом в Брянске станет чище. Так будет — если поправить местное законодательство об обращении с отходами. Эту задачу взялись решить сами участники «мусорного» рынка при помощи неравнодушных общественников. Они предлагают привести к общему знаменателю кубометры отходов, квадраты жилплощадей, количество жильцов и, конечно же, рубли — те самые, что платят по квитанциям горожане.

Инициатором поправок в местные правовые акты выступил гендиректор ООО «Чистая планета» Владимир Чашников, его поддержала руководитель брянского центра «ЖКХ-контроль» Светлана Калинина, брянское отделение «Народного фронта» и организация «Брянские экологи».

Ожидается, что предложения гражданских активистов будут рассмотрены уже на ближайшей, январской сессии Горсовета.

Не свалки, а чистое золото

Свежая история: «Брянские экологи» нашли незаконную свалку в посёлке Мичуринский. Нашли и виновных — местную администрацию. Стараниями природозащитников свалку пытаются закрыть.

Завели уголовное дело, виновных оштрафовали на 140 тысяч, и даже уволили главу Брянского района по фамилии Емельянов, поменяв его на главу по фамилии Сысоев. Результат? Мусор продолжают валить , где валили — скоро уж месяц прямого нарушения распоряжения брянского губернатора.

Ни власть свалке и недобросовестным перевозчикам не указ, ни суд, ни следствие, ни удар рублём. В настоящий момент бесхозный мусор там горит (среди зимы!), местные жители дышат отравленным воздухом, а пожарные расчёты вторые сутки борются с огнём, раскинувшимся на нескольких гектарах.

Несвежая история. В октябре 2013 года на перевозчика под названием «Спецавтопредприятие» (руководил им Александр Чмыхов) завели уголовное дело  — первое и на тот момент единственное в ЦФО за наживу на мусоре.

Согласно информации, полученной следствием, перевозчик собрал с населения на «утилизацию» отходов на семь миллионов, до полигона довёз и рассчитался — на два миллиона, а денег с населения собрал —все 27 миллионов. Вывод следствия: «Спецавтопредприятие» получало незаконную прибыль, а «Чистая планета» — ущерб в крупном размере. Дело о мусорных миллионах почему-то зависло до сего дня. А Александр Чмыхов, на минуточку уволился и вот уже снова — директор того же самого – ранее МУПа «Спецавтохозяйства», а теперь МБУ «Дорожное управление Советского района».

И наконец, история обобщающая. В области за последние три года подготовлены и открыты 25 новых мусорных полигонов. В них вложено от 30 до 50 миллионов бюджетных рублей. Тем не менее, они не работают. Глава брянского Росприроднадзора Сергей Пирогов недавно обозревал область с вертолёта. Рассказывал, как хорошо видны вокруг официальных полигонов незаконные свалки.Функционируют вовсю!

Почему так?

_MG_5423

Куб с метра или куб с человека?

К слову, таких «мичуринских свалок» в Брянске и вокруг него — навалом. В одних только Брянских оврагах общественники нашли 18 точек несанкционированного сброса отходов. А ещё за гостиницей «Брянск», на склоне Покровской горы… Обращения от граждан с указанием номеров машин, выгружающих мусор в балки, поймы, лески поступают в надзорные органы и к власти. Среди них часто мелькают номера спецтехники ООО «Спецавтопредприятие», ООО «СпецАвтоКом». Но ставить постоянные засады и заставы на перехват таких мусоровозов — у общественных экологов нет ресуров. Власть и надзор пытаются вмешиваться, но выгода перевозчика от недовоза ТБО на Полпинский полигон в разы больше штрафов. Такая уж нынче система «мусорных» рачётов.

Идеальным экспертом по бухгалтерии отходов оказался Владимир Чашников, гендиректор ОАО «Чистая планета». Его предприятие — одно из крупнейших в ЦФО: 10 га площади, мусороперерабатывающий завод, 450 тонн принимаемого мусора в день. «Чистая планета» считает себя самой грандиозной жертвой брянской мусорной истории. Именно до их полигона в посёлке Большое Полпино, считает Чашников, самый крупный «мусоровоз» в Брянске ООО «Спецавтопредприятие» упорно не довозит ни бытовые отходы, ни причитающуюся ему оплату…

— Источник мусора и денег за его «уборку» — люди и предприятия. Население платит за вывоз и утилизацию мусора исходя из утвержденных устаревших нормативов. Норматив, рекомендованный правовыми актами РФ — 1,58 м3 в год с человека или 1,98 м3 в год с человека. Этот расчет применяют управляющие компании при начислении платы с жителей как за вывоз, так и за утилизацию. Только большинство УК делают это, исходя не «из человека», а из метража жилища. Разброс здесь: от рубля пяти копеек до рубля 90 копеек за квадратный метр с квартиры или домовладения. И не важно, что мусорят люди, а не метры жилплощади.

Очевидно, что при таком подходе образуется некий излишек средств. Часть его уходит на текущее содержание жилья. Часть — перевозчику за сбор, транспортировку и утилизацию отходов. Ключевое слово — «утилизацию».
Прокуратурой города даны уже четкие разъяснения в вопросе незаконности перечисления денежных средств, собранных с населения за «утилизацию» ТБО, в адрес перевозчиков. Как следствие-представления Прокуратуры в адрес нескольких управляющих компаний и иски в суд в защиту прав жильцов.

Перевозчик крайне часто «утилизирует» собранное на свалку, где тариф гораздо меньший, чем на полигоне, так как не устанавливал его никто из властей. Потому как свалка незаконная и не имеет лицензии для той самой «утилизации». А часто и до свалки не доезжают… И получается, что люди заплатили: за вывоз куба ТБО – 185 рублей, за его утилизацию — 98 рублей. Всего почти 300 рублей за куб. Но заметная часть этой суммы оказалась «оптимизирована» в карман перевозчику.

Может ли проверить представитель полигона, столько ли кубов перевозчик собрал, сколько привез для размещения? Нет. Потому что отчётность представлена разными договорами с разными критериями, где рубль привязывается в одном случае к метру, в другом – к человеку, но только не к объёму мусора. Обязать перевозчиков предоставлять надлежаще заверенные транспортные накладные, подтверждающие количество отходов, зачастую не предоставляется возможным. И полигон попросту не знает, сколько кубов ТБО изначально вывезено от населения. Только приблизительно, с опорой на данные прошлогоднего следствия Чашников догадывается — недовоз того, за что собрана плата с жителей — в три-четыре раза.

DSC_8454

Не секрет, что иные управляющие компании предлагают перевозчику: «Десять процентов возврата с сэкономленной суммы с твоей стороны, и мы не интересуемся, куда едет мусор». В результате такого сговора население обмануто и обсчитано, свалки растут, крысы плодятся, экология и санитарное состояние территорий ухудшается.

К тому же на манипуляциях с кубами, «человеками», метрами и рублями перевозчик, по подсчётам утилизаторов, кладёт себе в карман до 30 миллионов рублей в год. И это только один перевозчик. Та же схема, считает наш эксперт, вырисовывается и в Бежицком районе- с перевозчиком ЗАО «МастерДом Эксплуатация» и ООО «УК МКС-Брянск». Возможность как бы законно выловить из мусора несколько миллионов, неумолимо манит…

К слову, заместитель министра Минстроя Андрей Чибис, за прошедший год «не вылезавший» из Брянска, был поражён, когда узнал, что в Брянске мусор считают по метражу, при том, что методические рекомендации Министерства прописывают плясать однозначно от человека — количества жильцов в квартире или домовладении. Тем более что новый закон об отходах приписывает с 1 января 2015г вести расчет платы за мусор строго по количеству проживающих. По мнению Чибиса, из всех Российских регионов только Брянский застрял в такой системе расчётов. Она и создаёт мутную среду, в которой кто-то легко ловит чужие миллионы.

А ведь ситуацию можно изменить так, что перевозчик не будет сбрасывать мусор где попало, а искать его, как хлеба ищут. Сам соберёт и вывезет незаконные свалки.

Сбор отходов — перевозчикам, утилизацию — полигону

Всем было бы выгоднее, считает Чашников, плату за сбор и вывоз оставить перевозчикам, а утилизацию – полигонам. Вместе с брянским отделением «Народного фронта» и своими юристами он подготовил проект постановления для горадминистрации. Оно должно решить сразу две проблемы. Во-первых, население не будет переплачивать, получать полный объем услуг за свои деньги, при этом понимать: сколько, кому и за что оплачивает. Во-вторых, полигон, а соответственно, и бюджет города Брянска не будет обсчитан.

В этом проекте, что называется, для горадминистрации «нарезали задач»: «…Определить и утвердить нормы накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Брянска… пересчитать весь жилфонд и предприятия, промониторить объемы накопления ими отходов и на основе реальных данных принять нормативы». А потом — вывоз и утилизацию — разделить. И это должно быть сделано, так как все описанное в проекте соответствует федеральному законодательству, которое многими УК и перевозчиками просто не исполняется.

Управляющие компании в этом случае будут обязаны заключать два раздельных договора: с перевозчиком и с утилизатором, либо трехсторонний договор. А если в договоре с управляющими компаниями полигон как исполнитель услуг не фигурирует, то «в таких условиях не выполняется ФЗ «Об охране окружающей среды», не обеспечивается эффективный контроль за доставкой отходов надлежащему получателю», — говорится в аналитической записке.

DSC_8452

К тому же «отсутствие договора между потребителем и оператором полигона не позволяет подтвердить факт и объем оказания услуги размещения отходов», отсюда — свалки, отсюда-законная возможность любого жильца затребовать у УК возврата денежных средств, уплаченных им за услугу «утилизация ТБО». Нет договора с поставщиком услуги, нет акта выполненных работ по «утилизации», нет реального подтверждения – верните, будьте любезны.

Ту же точку зрения отстаивает и «фронтовичка» Светлана Калинина, с недавнего времени возглавившая Центр общественного контроля в Брянской области. «Антимусорные» поправки она активно отстаивает в кабинетах власти. Вопрос попал в повестку дня очередной сессии Горсовета. Да и деваться некуда: 29 декабря вступили в действие новые изменения в 89-ый федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Надо соответствовать новым, прозрачным
правилам.

— Это единственный вариант для точных расчётов и возможности контроля, — говорит Калинина. — Управляющая компания собрала с населения сто кубов, и,соответственно, сто кубов должен по акту принять полигон. Получается, если утилизатор получает свою часть «мусорных» денег по отдельному договору напрямую, то перевозчику моментально становится невыгодно везти мусор в лес, в овраг, на свалки. Ведь полигон всегда может сказать «управлялке»: «Перевозчик Ваш мусор нам не доставил». И управляющей компании придется спрашивать с перевозчика.

Поддерживает инициативу специалистов и общественников и брянский мэр Вячеслав Тулупов. Ещё недавно он возглавлял исполком ОНФ и участвовал в напряжённой борьбе с мусорной коррупцией. Вполне логично, считает градоначальник, что бытовые отходы производит не «квадратный метр», а человек. Тем не менее, он «в схватки хозяйствующих субъектов не вступает» и собирается проверить по экономической линии обоих главных героев мусорной истории — и мега-перевозчика и супер-полигон. Мэра, собственно, интересует наполнение городского бюджета.

С мусором можно договориться

Кто был в Белгороде, знает, что чистота там — образцово-показательная. Рецепт: один перевозчик — один полигон. Монополия, на которую все согласились: контролировать проще. Отношения между ними расписаны чётко. Мимо утилизатора не провезут, в том числе и потому, что администрации районов четко контролируют управляющие компании. И, к слову, нет таких ситуаций как в Брянске — с группой компаний «Домовой», когда УФАС не указ, и жилинспекция проигрывает суды управляющей компании. Белгородская мэрия и губерния там не заинтересованы в разграблении своих белгородцев. В этом принципиальная позиция власти — можно сказать, часть местной идеологии.

А вот под Петербургом, со слов запомнившегося на Брянщине Вадима Потомского, нынешнего Орловского губернатора, действует другой вариант. Все управляющие компании заключают договора с полигоном, и именно полигону платят за вывоз и утилизацию. При этом полигон нанимает перевозчика, на которого укажет «управлялка».

sFtBMychuBE

Все тарифы известны и прозрачны для трёх сторон: полигона, перевозчика и управляющей компании. Полигон, к примеру, получает сто кубов и деньги. Из них по договорному тарифу отдаёт причитающееся перевозчику- за доставку отходов. И оставляет себе своё — за утилизацию по установленному тарифу.

Сколько привёз утилизаторам — столько и заработал. Поэтому есть шанс, что из лесков и оврагов перевозчики сами будут бесхозный мусор выгребать, чтоб получить побольше прибыли. Здесь главное — создать заинтересованность, возможность заработать на работе с мусором, а не на тарифных выкрутасах вокруг него.

Оцените статью
Брянская улица