Сахалинский «Левиафан»: история Александра Богомолова, моряка-нефтяника

Торговля полурабским трудом российских специалистов процветает в компании Sakhalin Energy («Сахалин Энерджи») — она является оператором международного нефтегазового мега-проекта «Сахалин-2». Бригадир палубной команды морской нефтедобывающей платформы «Лун-А» Александр Богомолов, — рассказал «Брянской улице» о том, на каких условиях работают на «Сахалине-2» квалифицированные морские нефтяники.

У Богомолова и «Брянской улицы» есть общий друг — житель Брянска, моряк и спасатель Дмитрий Мельниченко. Ещё недавно он пытался помочь товарищу через профильные издания МСЧ, пока безуспешно.

Мы, в свою очередь, направили историю в ряд федеральных СМИ — молчание. Говорят, история слишком специфическая.  Но мы подумали — пусть каждый сам решит, насколько эта история типична. Ведь в Брянске как минимум несколько тысяч человек поработали на Крайнем Севере, на опасных производствах, в том числе в нефтянке.

Впрочем, высокооплачиваемое рабство — «заёмный труд» — процветает не только там. 1 января 2016 года вступит в силу закон о запрете заёмного труда, который Президент РФ подписал ещё 1 мая 2014 года. Но что делать тем, кто в предыдущие годы стал его жертвой и потерял миллионы?

Баснословная нажива группы лиц на перепродаже трудовых ресурсов искусно маскируется в договорах между рекрутинговыми буферными фирмами. Реальный работник, как и его реальная зарплата, теряется в цепи перепродаж от компании к компании. И если на первый взгляд понятия «обман», «мошенничество», «рабский труд» не монтируются с названиями «Сахалин-2» и Газпром, то история Богомолова показывает — возможно всё.

Три года моряк-нефтяник воюет один на один с «системой». Инстанции футболят его, не решаясь дать ход уголовному делу — при полном пакете документов и множестве свидетелей.

С одной стороны — молчание или отписки сахалинских властей и правоохранителей. С другой — отчаянная борьба Александра Валерьяновича, его семьи . И – нарастающий возмущенный гул морской платформы, свидетелей и жертв произвола.

«Левиафан-2», готовый сценарий.

154 Трудоустройство в рабство

— В 2006 году компания Sakhalin Energy («Сахалин Энерджи») стала заниматься подбором персонала для обслуживания морских нефтегазодобывающих платформ (сокращённо МНГДП) по проекту «Сахалин-2», — рассказывает Александр Богомолов.

Под этот заказ была создана создана рекрутиноговая компания ООО «СМНМ-ВИКО». По её объявлению в интернете мы с товарищем Артуром Сысоенко, пришли устраиваться на работу — морскими специалистами.

По адресу город Южно-Сахалинск, я пришел в гостиницу «Наталя», на здании висела вывеска компании — «СМНМ-ВИКО». У меня попросили все документы морской специализации и сказали: документы направляются в «Сахалин Энерджи» для просмотра и дальнейшего собеседования.

Документы были одобрены. Последовал вызов в «СМНМ-ВИКО» для собеседования с представителем конечного нанимателя — «Сахалин Энерджи», Тани Картер при участии сотрудника «СМНМ-ВИКО» Сергея Полехина. Мы проходили собеседования для работы в должности deck-foreman — (диспетчер палубы или бригадир палубной команды). Собеседование прошли, нас утвердили.

CIMG5137И тут… нам дают на подпись срочный договор с испытательным сроком простого стропальщика 5-разряда в строительную компанию «Сахалинморнефтемонтаж», сокращённо ОАО «СНМН». А это береговая специальность, другие навыки, не та ответственность и более узкий круг задач. А ещё значительно меньшие деньги: базовая ставка 34 рубля в час (от неё уже начислялись дополнительные выплаты). Мы напряглись: «Что это?» Нам ответили: «Ребята, это временно, вы на испытательном сроке. Если вы устроите заказчика, вас переведут в ООО «СМНМ-ВИКО».

Проходит полгода испытательного срока, поднимаем вопрос. Ответ: «Ребят, ну вы же работаете на платформе диспетчерами палубы, как и устраивались, получаете зарплату, пока просто нет возможности вас к себе перевести».

При том, что зарплату мы получаем как за стропальщика — терпим и работаем, потому что 140 тысяч за вахту (ежемесячно по 70 тысяч) — тоже приличные деньги, у нас семьи, надо кормить. И надеемся, что как нам и говорят, время пройдёт и всё утрясётся. Понятно, что, если бы нас записали официально бригадирами палубной команды, то ежемесячный заработок наш был бы значительно выше. Но мы не подозревали, что нам откроется через четыре года, в 2012-м году.

Продан два раза с 16-кратной наценкой

В 2012 году Александр Богомолов начинает своё расследование  и обнаруживает, что ООО «СМНМ-Вико» договором «аренды» или «заёмного труда» от 2007 года передала его, Богомолова, заказчику «Сахалин Энерджи» как бригадира палубной команды с почасовой базовой оплатой — 540 рублей в час (от неё также исчисляются дополнительные выплаты). За двухмесячную вахту должен был выходить миллион рублей.

В то же время, ООО «СМНМ-Вико» по договору от того же года берет его же, Богомолова, у ОАО «СМНМ» как берегового стропальщика с базовой ставкой 34 рубля в час. За вахту — два месяца – 140 тысяч рублей, межвахтовый период не оплачивается. Передаёт «с концами», так, что трудовые договорные отношения у Богомолова зафиксированы только с ОАО «СМНМ».

DSC00541При этом между ООО «СМНМ-Вико» и ОАО «СМНМ» существует подписанный контракт о персональной страховке на Богомолова в размере 10 миллионов долларов. Логично, ведь нефтедобыча в открытом море — опасное производство с повышенным риском. Только вот семье берегового «стропальщика», оформленного в ОАО «СНМН» она не грозит — у стропальщика производство не опасное. А с ООО «СМНМ-ВИКО» у Богомолова личных трудовых и договорных отношений нет.

Между двумя буферными СМНМами существует только общий внутренний контракт передачи морских специалистов на нефтяную палубу «в связи с производственной необходимостью», в нём — общий реестр персональных данных работников и их должностей. По этому документу такие как Богомолов с лёгкостью превращались из стропальщиков в палубные бригадиры и обратно.

Упрощая до схемы: компания ОАО «СМНМ» купила Богомолова в компании ООО «СМНМ-Вико» как стропальщика, а в компанию «Сахалин Энерджи» передала как бригадира палубной команды(deck-foreman).

Компания «Сахалин Энерджи» платит компании ООО «СМНМ-Вико» за труд бригадира палубной команды Богомолова 540 рублей в час. Компания ОАО «СНМН» платит стропальщику Богомолову 34 рубля в час.

СМНМы — буферы между конечным заказчиком и конечным работником. При этом у буферов свои договорные отношения: о возмездной передаче заёмных трудовых ресурсов. В них фигурируют персональные данные работников вплоть до сумм страховок на них.

Разница между почасовой оплатой труда стропальщика и бригадира палубной команды огромна. И можно предположить, что она оседает между двумя рекрутинговыми «буферами» с откатами тем, кому следует закрыть глаза на мошенничество.

Просто стропальщик

Все пять лет с момента зачисления на палубу Богомолов работает именно бригадиром палубной команды на опасном производстве — на нефтедобывающей платформе «Лун-А» проекта «Сахалин-2».

— В «Сахалин Энерджи» мы работали диспетчерами палубы со всеми вытекающими обязанностями: обеспечение безопасной посадки вертолетов, так как являемся спасателями МЧС, имеем личные номера, — рассказывает Богомолов о своих трудовых буднях. — Проходили дополнительное обучение в Малайзии по борьбе с пожарами от «Сахалин Энерджи», как диспетчеры вертолетной площадки — допобучение в Хабаровске.

56Я был ответственный за безопасную работу с кранами. Имел специальность пожарного с допуском к работе в дыхательных аппаратах системы Драгер — по программе МЧС. Участник аварийно-спасательной группы при ЧС. Имею специальность тальман – это по заполнению грузовых документов, стропальщик – участие в грузовых операциях, оператор бункеровочной станции – приемка и слив буровых растворов и топлива, такелажник – выдача и приемка грузозахватного оборудования, и его отбраковка.

В подчинении бригадира, то есть в моём подчинении — два крановщика и четыре палубных рабочих. Надо сказать, что почти всегда мы работали в условиях сокращённого экипажа, так что нагрузка на каждого падала большая, чем полагалось. Также я по своим должностным обязанностям работал со всеми руководителями других подразделений, обеспечивающих процесс бурения и жизни платформы.

И всю эту работу выполнял простой «стропальщик пятого разряда» — по срочному договору со строительной компанией, которая не имеет никакого отношения к платформе. Нашим руководством на платформе занимались начальник платформы и начальник жизнеобеспечения платформы. Бригадир и палубная команда подчиняется напрямую только им. Табеля рабочего времени, в которых указывалась должность и место работы каждого, заполнялись на платформе за их подписью.

Более того у меня на руках контракт, с указанием моей фамилии, и заявки к этому контракту, где так же указана моя настоящая должность. Там же стоит отметка о зачислении в штат платформы, которая принадлежит «Сахалин Энерджи», указано место работы и часовая ставка. Та часовая ставка которую нам с Сысоенко должны были платить — плюс годовая переработка и премии. А платили нам просто как стропальщикам пятого разряда. И это не мошенничество?

За это всё Богомолов и хотел получить ту зарплату, за которую его продали конечному заказчику – «Сахалин Энерджи». В общей сложности ему предстоит вернуть потерю более чем в шесть миллионов рублей за пять лет.

Уволен за расследование

Прежде чем заявить о результатах своего расследования в инспекцию по труду, губернатору Сахалинской области, в полицию, в следственные органы и прокуратуру – Богомолов с товарищами по несчастью обратился к генеральному заказчику «Сахалин Энерджи» в лице их представителя Газпрома Михаила Марсадола. А также написали руководителю «Сахалин Энержди» от Газпрома Андрею Галаеву — ныне он покинул пост и работает в ООН — о том, как компании перепродавали их с 1000-процентной «маржой», учитывая страховки.

DSC02541Попытка пожаловаться заказчику привела к тому, что Богомолова и Сысоенко уволили из ОАО «СНМН» с формулировкой – «по требованию заказчика». Заметим: за весь период работы Александр Валерьянович Богомолов имеет множество грамот и поощрений от «Сахалин Энерджи».

По мнению нового богомоловского адвоката, ОАО «СМНМ» должна была бы заключить с его подзащитным допсоглашение за его подписью. Или уволить Александра Валерьяновича и предоставить его компании ООО «СМНМ-ВИКО» или в «Сахалин Энерджи». Ни того, ни другого сделано не было. В этой ситуации адвокат считает необходимым добиться возбуждения уголовного дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

На мёртвые души суд закрыл глаза

Полтора года Богомолов судился с работодателем, фирмой «СМНМ», для того, чтобы хотя бы восстановиться на работе. Удалось — в этой же компании, но не бригадиром палубной команды, кем работал по факту, а стропальщиком — как записано в трудовой книжке.

Южно-Сахалинский городской суд признал действия работодателя незаконными. Самое интересное, что все данные, все документы, подтверждающие прямые махинации работодателей-посредников — прозвучали в процессе… со стороны ответчика «СМНМ».

— В суд первой инстанции ответчиком были предоставлены все документы подтверждающие, что я работал и стропальщиком, и бригадиром палубной команды на МНГДП, — рассказывает Богомолов. А именно: персональный контракт который был заключен между ООО «СМНМ-ВИКО» и «Сахалин Энерджи» в 2007 году, персональные годовые заявки, по которым я заезжал на объект на протяжении пяти лет, табеля учета рабочего времени на бригадира палубной команды, обязанности бригадира палубной команды, подписанные «Сахалин Энерджи» и моим работодателем.

Богомолов и Сысоенко как участники процесса хором подтверждают: суд не принял к рассмотрению безусловные документальные подтверждения их настоящего места работы и их истинного работодателя. В суд не были вызваны свидетели, которые, бок о бок работая с Богомоловым и Сысоенко на палубе, могли быть показания о том, кем истцы на самом деле работали. При этом представители «СахЭнерджи» и ОАО «СМНМ» в два голоса доказывали в суде, что должности бригадира палубной команды у обоих не существует. Суд принял доводы ответчиков при наличии документов, подтверждающих обратное.

Мертвые души, том второй, рукописи не горят.

Футбол по подследственности

Богомолов не успокоился. С 2012 по 2015 год его рабочий стол распух от переписок, а головы работодателей – от его неудобных вопросов:

— А где деньги, господа, за бригадира палубной команды?

— Почему не приводите в соответствие документы, кем и где я на самом деле работаю?

— Моё фактическое место работы — Морская нефтегазодобывающая платформа (МНГДП), по классификации «Ллойд» это судно, а значит где моя международная страховка, тем более что это опасный производственный объект?

«Друзьями» Богомолова по переписке стали Южно-Сахалинская инспекция по труду, Агентство по труду по Сахалинской области, прокуратура области, прокуратура города, следственный комитет города, СК РФ (Москва), Приемная президента, приемная Премьера Д.А Медведева, Минтруд, Генеральная прокуратура, УМВД по Сахалинской области, УМВД города, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, и даже специализированный журнал МЧС «Центр Безопасности», для которого пишет из Брянска бывший коллега Александра – Дмитрий Мельниченко.

После личных приёмов у чиновников Богомолов выходил с огромной надеждой: явные признаки статьи 159 «Мошенничество» правоохранители, надзор и госслужащие видели сразу, о чём и сообщали тут же вслух. Однако письменные ответы приходили обтекаемые: мол, мошенничество усматривается, но мы передали по подведомственности – пусть там разберутся.

CIMG5128

Копии уникального богомоловского «архива» в редакции есть. Особенно прелестен двухгодичный «футбол» от следователей к полиции и обратно. На этом фоне серенько выглядят отказы прокуратуры со стыдливыми формулировками: мол, контракт между ООО «СМНМ-Вико» и «Сахалин Энерджи» ув. Богомолов, вас вообще не касается. А верхом бюрократической изворотливости можно признать ответ из Госинспекци по труду: мы всего лишь занимаемся проверкой нарушений, а тут же признаки целого мошенничества, уголовка — тут пусть лучше суд поработает… Минтруд и вовсе чётко заявил: форма вашего контракта и ваши трудовые отношения вне поля зрения российских законов.

В течение великого богомоловского похода за правдой компания ОАО «СМНМ» обанкротилась, исчезла, полностью уступив права на своих рабочих компании ООО «СМНМ ВИКО»

Сундук мертвеца

За войной Богомолова три года наблюдают морские специалисты нефтедобывающей платформы «Лун-А» месторождения «Лунского». Минимум полсотни человек (реестр основной судовой команды по контракту между «Сахалин Энерджи» и «СМНМ-ВИКО» в редакции имеется) сочувствуют молча – боятся потерять работу. Остаётся пресса и «телек», где они тоже готовы расказать о происходящем бардаке.

Чем дальше, тем труднее людям сдерживаться и бояться. Даже у безмолвных свидетелей беззакония начинают «открываться рты»:

— Все чиновничество, связанное с этим проектом, знает о том, что творится. А мы знаем, что мы рабы для них, что деньги, недоплаченные нам, идут на содержание им. Нас просто имеют как специалистов, проводя как неквалифицированных рабочих! А кто требует вернуть уворованное – того просто выкидывают.

— Они заранее продумали план мошеннических действий по отмывке денег путем подлога документов, замены договоров и замены должностей высокооплачиваемых на низкооплачиваемые профессии. Это мошенничество и рабский труд. Богомолов честно отработал пять лет, за него эти деньги кто-то получал, а он не может доказать, где и кем на самом деле работал.

Цитата из письма Александра Валерьяновича друзьям: «Я и семья доведены до отчаяния, мне стыдно смотреть им в глаза от своего бессилия, а также больше обидно за нашу незащищенность в нашем государстве. Законы не работают, мошенничество процветает, власть бездействует и закрывает глаза на произвол».

А десяткам его коллег стыдно смотреть в глаза ему. У них свои семьи, надо кормить своих детей. Они довольствуются малой частью реально заработанного, готовы кормить своим трудом мошенников. И думают: а кто вступится за них, если их лишат и этого?

— На Сахалине людей продают из рук в руки, между фирмами крутятся большие деньги, Богомолов ведь не один такой. Деньги уходят налево, налоги с них не платятся, получается, с этих контрактов имеют сахалинские чиновники? Деньги уже поделены, и никто не хочет с ними расставаться. Здесь человек один против системы. Сахалинские власти сознательно не хотят разбираться в этих нарушениях. У них все хорошо: строятся коттеджи, покупаются джипы, недвижимость за границей, их дети учатся за рубежом. Губернатор открыто купается в роскоши, его разоблачает «Народный фронт», но он почему-то выходит на досрочные губернаторские перевыборы-2015. А на нас, простых смертных, им наплевать. Люди все запуганы компанией, боятся потерять работу.

А что же Богомолов? После суда работает стропальщиком, но всячески ущемлен. На прежнее место работы его не направляют: ссылаются на то, что заказчик, «Сахалин Энерджи» отказался от него. Заработанную плату занижают в разы и вовремя не выплачивают. Богомолов снова идёт в суд. Он хочет, чтобы работодатель выплатил ему деньги по контракту за «бригадира палубной команды» за весь проработанный Богомоловым в этом качестве период. Ипотеку надо выплачивать. Жена родила второго ребёнка.

Человек среди инвестиций

Заметим: на период работы и увольнения Богомолова с товарищем Газпром являлся, и является основным акционером «Сахалин Энерджи».

«Сахалин-2» (платформа «Лун-а») — первая в мире морская нефтедобывающая платформа, где «Сахалин Энерджи» — оператор проекта. В 2007 году ОАО «Газпром» скупил контрольный пакет её акций у компаний «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиши», и стал мажоритарным акционером «Сахалин Энерджи».

С 2007 по 2009 год компания оказала поддержку социальным проектам на сумму более 350 миллионов рублей. Социальные программы компании признаны как на федеральном, так и на региональном уровне. На протяжении последних лет компания — победитель Сахалинского областного конкурса «Благотворитель года». Её программы являются победителями и лауреатами самого престижного Российского конкурса лучших практик в области социальных инвестиций в различных номинациях.

План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера. Спорт против подворотни. Стипендиальная программ вузам. Гранты инициативным группам (150 дел). Спешите делать добро (поддержка волонтёров). Сахалинская лососевая инициатива. Сахалинское партнёрство по вопросам дорожной безопасности. Это названия постоянно действующих на Сахалине программ компании.

Сельские больницы, школы, вузы, экология, искусство – нет сферы на Сахалине, не охваченной заботой «Сахалин Энержди».

И где тут увидеть отдельно взятого человека и его права?

Оцените статью
Брянская улица