Жители Больничного городка третий год борются с высотной застройкой ООО «ПИК» — теперь им пообещали новое жилье. 25 квартир в доме-призраке, который планируют построить на могилах расстрелянных фашистами горожан. Некоторые задумались…
«…При вскрытии ямы длиной 18 метров, шириной 8 метров, глубиной 3 метра, расположенной вдоль дороги, ведущей из Больничного городка в лес, обнаружено 768 трупов, среди которых старики, женщины, юноши. Трупы поголовно нагие. Расстрелянные в затылочную часть черепной коробки. Расстрел производился перед приходом частей Красной Армии в последние числа августа и начало сентября 1943 года. В остальных вскрытых ямах, расположенных на запад от первой на песчаных бугорках, обнаружены разложившиеся трупы расстрелов 1941-1942 годов».
Это цитата из акта Чрезвычайной городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 16 ноября 1943 года. Он хранится в архивах Орловской области. В 1943 году, когда немцы оставили Брянск, ямы с трупами мирных жителей вскрыли, военные преступления зафиксировали и вновь засыпали их следы землей. Сейчас точное место рвов, где вповалку были захоронены жертвы фашистов, установить практически невозможно. В 80-е годы прошлого столетия этим вопросом занимались поисковики завода «Литий». Они составили примерную схему захоронений расстрелянных немцами людей, в том числе и на Больничном.
Местные говорят, что поросшая соснами площадка городка представляет собой одну большую братскую могилу. Некоторые еще помнят, как старики после войны запрещали детям собирать тут ягоды – «На смерти растут…». Сегодня все идет к тому, что «на смерти» могут вырасти уже не ягоды, а многоэтажки.
Война сегодняшняя
В сотне метров от памятного участка стоит двухэтажный домик узнаваемой послевоенной постройки. Про такие у нас говорят: «Пленные немцы строили». Прямо за ним возвышается серая коробка строящегося дома. Между большим домом и маленьким домиком уже третий год идет война.
Конфликт между жителями дома 1947 года постройки и фирмой «ПИК» разгорелся, когда застройщик получил разрешение на строительство здесь двух многоквартирных домов. Расселять старинную двухэтажку тогда никто и не думал. Зато у нее практически отняли придомовую территорию и планировали отрезать от окружающего мира многоэтажками. Одну из них начали строить буквально впритык к послевоенному домику.
Также по планам застройщика под топор шел уникальный городской лес – единственный в пределах Фокинского района. Местные уверены: «ПИК», аффилированный с экс-начальником брянского управления имущественных отношений Дмитрием Полещенко, намеревался обманом захватить территорию вплоть до Московского проспекта, попутно вырубив сосны, в свое время завезенные сюда аж из Пицунды. В защиту своих интересов инициативная группа Больничного города не раз выходила с плакатами на улицы, с митингами на площади, с исками в суды. Высаживали на месте рубки зелёных насаждений маленькие сосенки, а через несколько дней находили их складированными за «пиковским» забором. Писали письма 450-ти депутатам Госдумы, Президенту – бессчётно…
«Больничный» конфликт перерос в политику. За права горожан боролись в том числе нынешний врио губернатора Александр Богомаз и мэр Вячеслав Тулупов. Резонанс, вызванный строительством и протестами, немало поспособствовал смене власти в регионе. Жители двухэтажки даже стали надеяться на лучшее. Однако не так давно спорная стройка возобновилась. А жителям мятежного домика осталась только усталость и чувство, что их проблема – отыгранный акт пьесы с уже написанным финалом.
Щедрый откуп
Впрочем, на днях городская власть сделала очередную попытку договориться с рассерженными горожанами. И.о.замглавы Брянской городской администрации Людмила Терехова и и.о. главы Фокинского района Виктор Филипков встретились с жителями проблемной двухэтажки. С их слов выходило, что остановить неугодную стройку первой многоэтажки уже не удастся – продолжать ее застройщику разрешили по суду.
По второму многоквартирному дому, который пока даже не заложен, тоже идут суды. Его судьба еще не решена. Впрочем, в обмен на лояльность местных жителей к этой стройке и развитию прилегающей территории ООО «ПИК» якобы готово бесплатно выделить им 25 квартир с минимальной отделкой. В несуществующем пока доме. Гарантом «сделки» должен выступить муниципалитет.
В то время, как некоторые жильцы двухэтажки задумываются о перспективах улучшения своих жилищных условий за счет фирмы «ПИК», один из лидеров местного актива Наталья Королева уверена: обещания жилплощади в доме-призраке, на строительство которого даже не получено разрешение, – очередной обман.
— В соглашении, которое подготовило Фокинская районная администрация, не сказано о самом главном. ООО «ПИК» никого не собирается переселять в ущерб себе. Раньше они так и говорили: пусть вас горадминистрация расселяет, мы этим заниматься не будем. Теперь же в обмен на переселение жильцов в несуществующий дом горадминистрация будет должна перевести землю Больничного городка из зоны ОД4 (по градостроительному регламенту это зона учреждений здравоохранения и социальной защиты, жилая застройка в которой запрещена – прим. «БУ») в зону Ж1 (жилая застройка разрешена – прим. «БУ»). То есть провернуть ту самую операцию, против которой мы боролись в судах и выиграли. А потом этого застройщика уже никто не остановит, — рассказывает активистка.
По мнению Натальи Королевой, предложенная «сделка» — лишь способ замирить людей до выборов. Если бы у властей и правда были планы переселить 25 квартир бунтующей двухэтажки, им бы предложили жилье в первом — уже почти построенном доме. Общественница полагает, что после сентября об обещанных квартирах просто забудут. А ООО «ПИК» начнет новую стройку – в том самом месте, где возможно захоронены жертвы фашизма.
«Это бомба!»
Общественники говорят, что документы из орловского архива по захоронениям расстрелянных мирных жителей на Больничном городке признали правомочными и Брянская городская администрация, и надзорные органы:
— Когда я принесла архивные акты в городскую прокуратуру, мне сразу сказали: «Это просто бомба!» — говорит Наталья Королева, потрясая пачкой исторических документов.
Сейчас «актив» Больничного занимается увековечиванием памяти погибших мирных жителей. Обратились в комиссию по топонимике с просьбой установить в сосновом бору рядом с храмом Вознесения Господня гранитный крест – «чтоб каждый знал, что это за место и мог ему поклониться». А пока на участке перед конфликтной стройкой возвышается временный деревянный крест, который местные поставили за свой счет. Над предполагаемой братской могилой православный священник отслужил панихиду.
Городская прокуратура тем временем вынесла предписание, в котором говорится о запрете каких-либо строительных работ в указанном месте без проведения предварительной разведки на предмет захоронений. Впрочем, обратит ли на него кто-нибудь внимание, когда в игру в очередной раз вступят большие деньги, — большой вопрос.
Кстати, братская могила на Больничном – не единственная в Фокинском районе. Всего, по архивным данным, здесь было захоронено порядка десяти тысяч расстрелянных. Местным жителям памятны такие места, как лагерь советских военнопленных «Майзе» на территории нынешней военной части. А ещё здесь есть Пробное поле, на котором в свое время обнаружили 14 ям, наполненных трупами женщин, стариков и детей — в общей сложности 7 тысяч 500 человек, преимущественно евреев и цыган. Сведения об этом дошли до иерусалимской организации «Яд Вашем», которая занимается увековечиванием памяти еврейского народа, пострадавшего в годы войны. Как следствие, в скромном сквере возле завода «Литий» появилась мемориальная черная плита «Памяти мирных жителей, расстрелянных в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистскими окупантами».
Спорный участок на Больничном находится с другой стороны проспекта Московского – через дорогу от означенного мемориала. Что появится в год 70-летия Великой Победы над братской могилой людей, погибших от рук захватчиков: памятник или многоэтажка, — решат брянские власти.