Глава Брянского регионального избиркома Игорь Каплунов теперь с легкостью будет преодолевать дальние дороги меж казёнными домами: для его передвижений закуплен новый автомобиль представительского класса с душой японца и полутора сотней «кобыл» под капотом стоимостью 1 миллион 200 тысяч рублей. Закупка сомнительная по всем признакам. Однако официальной реакции, к примеру, распиаренного губернаторского помощника по нечестным закупкам Владимира Шкуркина брянская общественность не увидела и не услышала.
Вороная Toyota Camry была проторгована для избирательной комиссии Брянской области накануне Дня Победы. Все прошло тихо и гладко, как для «своих». Формально — по закону, через торги. Но — с одним участником.
Поговорка «дарёному коню в зубы не смотрят» к случаю с избиркомовской Тойотой не подходит. Финансы на средство передвижения были «от Чурова». Но «заказчик» в лице избирательной комиссии Брянской области составил конкурсную документацию с большим пристрастием. Госучреждению требовалась непременно новая машина, выпущенная не ранее этого года на одном из предприятий стран Таможенного союза – в России, Белоруссии или Казахстане (чистокровные «иномарки» покупать чиновникам с некоторых категорически не рекомендуется).
Ещё подробности: мультифункциональное рулевое колесо, несколько полезных при движении систем – антиблокировочная, антипробуксовки, распределения тормозного усилия, усиления экстренного торможения и курсовой устойчивости; полный комплект подушек безопасности – фронтальные, боковые и «шторки», а также приятный во всех отношениях двузонный климат-контроль; задний и передний датчики парковки и света.
Само собой, предусмотрено было и наступление зимы в виде обогрева передних сидений. Среди других пожеланий: возможность запуск двигателя с кнопки, отличная аудиосистема и много чего еще. Например, досконально были перечислены, вплоть до миллиметров габариты транспортного средства, а также его технические параметры (особенности двигателя – даже «степень сжатия рабочей смеси в цилиндрах», трансмиссии, подвески и рулевого управления) и динамические характеристики. Так, «время разгона от 0 до 100 км/ч, сек – не более 10.5», «максимальная скорость, км/ч – не менее 207», «расход топлива, смешанный цикл, л/100 км – не более 7.2». Перечисление всех «хотелок» вылилось в итоге в двухстраничную таблицу.
Даже не шибко искушенный знаток машин, минут десять порыскав в Интернете, вряд ли бы засомневался, что под выставленное описание подходило лишь новое поколение престижного бизнес-седана Toyota Camry. Цитата из рекламного буклета гласит, что авто признано «пользователями Рунета лучшим легковым автомобилем в своей ценовой категории». Значит, и участник торгов мог быть, скорее всего, только один: кроме компании «Автомир-32» других официальных дилеров японского концерна в Брянской области попросту нет. А потенциальным участникам из других регионов своих, надо полагать, «закупок» хватает.
Так как по закону теперь даже единственный участник может выиграть «несостоявшиеся» торги, к 20 мая (через 14 календарных дней после подписания контракта) «Автомир-32» должен поставить избиркому обещанный автомобиль А тот, в свою очередь, подписать акт приема-передачи транспортного средства и перечислить в течение 10 дней обещанную денежную сумму.
Автозакупка регионального избиркома вызвала большой общественный резонанс.
Впрочем, Игорь Каплунов, к которому репортер «Брянской улицы» обратился за комментарием, не видит в этом ничего предосудительного. Он вовсе не скрывает, что в комиссии «хотели именно Тойоту Камри», да и он «уже привык к этой машине»:
– Сейчас у меня тоже Тойота Камри – нормальная машина, в эксплуатации хороша. Но она уже устарела, хоть и хорошая машина: с 2008 года ездит – пробег большой, столько лет мотаемся по командировкам, недавно вот в Тамбове был. Решили обновить. Мы ее заказывали еще в прошлом году, но деньги только вот сейчас пришли. Вы ж сами понимаете, мы представляем Брянскую область. А что тут такого, не понимаю? Торги есть торги. Мы выставили условия, а кто там уже участвовал: закон сейчас позволяет одному участвовать…
Есть и другие доводы у Игоря Викторовича в пользу именно этой покупки:
— У нас в гараже администрации такие же машины, и у всех заместителей губернатора тоже Тойоты Камри. Правда, в 2008 году попалась как раз японская сборка, тогда с Москвы нам ее гнали, а сейчас – питерская. Но и она никуда не «уйдет», будет здесь бегать, в гараже будет стоять. На следующий год, когда будут перевыборы членов избиркома, быть может, черт его знает, другой человек придет на мое место, спасибо скажет мне за такую машину.
И то верно, грешно отказываться от хорошего, тем более, если есть возможность. Ведь раньше, еще в самом начале своей «избиркомовской» карьеры, вспоминает Каплунов, он «ездил на ГАЗ-24 (старая добрая «Волга» – Прим. «БУ»), потом ЦИК дал 500 тысяч рублей, и губернатор дал 400 тысяч — тогда еще можно было делать покупки, беря деньги из разных источников — и мы купили первую Тойоту. Не на УАЗике же ездить куда-то…».
Возможно. Хотя, не далее как в начале этого года непосредственный шеф Каплунова – глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Владимир Чуров посетовал в радиоэфире «Русской службы новостей», что стремится пересесть со служебного BMW седьмой серии на УАЗ «Патриот». Но ему «не удается уговорить на это лиц, принимающих решения». Несмотря на то, что «в астраханской степи ни одна иномарка не проехала бы. И это очень важно – добраться туда, куда не ступала нога другого наблюдателя».
И далее: «В снобистской Москве не очень жалуют продукцию Тольяттинского или Ульяновского автозаводов. Но Lada Largus берет своей практичностью и соотношением цена-качество».
Выходит, что Каплунову тоже кто-то что-то не разрешает, а брянский снобизм никак не меньше столичного. Но критикой главу брянского избиркома не испугать и не смутить.
– Спокойно отношусь… Сейчас выборы начнутся, и снова будут меня полоскать, – пояснил руководитель брянского избиркома «Брянской улице».
А что думают о случившемся региональные политики — те, кто постоянно по роду своей деятельности регулярно взаимодействует с региональным избиркомом?
Все они сошлись в одном: покупка по нынешним, кризисным временам не совсем оправданная – есть много похожих машин такого же класса и уровня комфорта, но других марок («немцы», «корейцы»), которые дешевле на 400-450 тысяч рублей. При этом никого данная покупка и то, как ее «оформили», не удивила. Мол, брянские власти всегда подобным отличались – вспомнить хотя бы два «Мерседеса» прежнего губернатора каждый стоимостью в несколько миллионов рублей и как обычно проводятся конкурсы такого рода…
– Объявили бы нормальный конкурс, как в апреле — на освещение деятельности главы городской администрации Брянска. Тогда сумма контракта упала с 200 до 50 тысяч рублей, а цена одной газетной полосы – с 20 до 5 тысяч рублей. Был бы подобный конкурс — и никаких вопросов! – говорит председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» и журналист Сергей Курденко. – Напрягает сам факт объявления конкурса под конкретного победителя – это неправильно. Как у нас пишут? Типа тираж газеты должен быть 2200 экземпляров – понятно все, значит, под Панихина конкурс объявили. Или тираж местной печатной вкладки должен быть столько-то – опять же яснее ясного все, для «АиФ-Брянск» постарались. Неправильно и описывать в условиях заявки всю конкретику. Зачем было обязательно прописывать скорость в 209 километров в час?! Где у нас так можно гонять?..
– Облизбирком никаких представительских функций не выполняет – констатирует член Совета Федерации от Брянской области, лидер регионального отделения ЛДПР Михаил Марченко.
– Это чисто техническая структура, которая организует и проводит выборы. Поэтому не понимаю, зачем им машина представительского класса? Могли и более дешевый аналог купить, причем по комфортности и функционалу ничуть не хуже, – И, вообще, по большому счету могли взять одну из машин в гараже администрации, не покупать новую.
– Избирательная комиссия Брянской области всегда очень умело осваивала бюджетные деньги. С ноября 2011 года по март 2012 года она заключила и оплатила четыре государственных контракта на общую сумму более шести миллионов рублей на поставку 1 тысячи 498 стационарных ящиков для голосования с прозрачными и полупрозрачными стенками, – вспоминает член Территориальной избирательной комиссии по Фокинскому району города Брянска коммунист Александр Бобров. – Этого количества достаточно, чтобы оснастить все избирательные участки области. Такие урны позволяют избегать «вбросов». Однако на прошедших 8 сентября 2013 года выборах в Брянском районе как минимум на четверти участках были применены урны старого образца. Куда «ушли» новые, так и осталось загадкой. Но в возбуждении уголовного дела в отношении председателя ИКБО Игоря Каплунова было отказано. Несмотря на то, что деньги из бюджета потратили.
Стоит также сказать, что общественность сразу же вспомнила и про нового помощника врио губернатора Владимира Шкуркина, взятого 17 марта этого года на государеву работу с конкретной целью – отслеживать нечестные закупки. Однако на покупку облизбиркома он публично не отреагировал.
Не удалось с ним связаться, как мы ни пытались, и «Брянской улице». Впрочем, от источников, близких к Шкуркину, известно, что «закупку он видел, но ничего поделать с ней не смог, так как тут федеральные деньги».
Александр Чернов, специально для «Брянской улицы»