Без машин по центру Орла проехали брянские велосипедисты восемь километров – и почувствовали себя полноценными, полноправными… и вообще людьми! Семеро велоактивистов из Брянска поучаствовали в международной акции «Велодень» и рассказали об этом «Брянской улице».
«Велодень» — это некоммерческий проект, который призван объединить людей, увлечённых велосипедом: и профессионалов, и любителей, с целью популяризировать велосипед как экологическую альтернативу городскому автомобилю. Велоактивисты выступают за здоровый и активный образ жизни, взаимоуважение и вежливость на дороге.
— На «Велодень» нас пригласили ребята из орловского велоклуба «Крути педали» месяц назад, когда мы ездили на экскурсию в «город первого салюта» город Орёл. – рассказывает Екатерина Кулешова из Брянска, она же идейный вдохновитель поездки на «Велодень».
— Тогда, месяц назад в Орле, многие из нас ехали впервые по дорогам города велоколонной. Транспорт уступал нам дорогу, пешеходы не кидались под колёса. Красота! Именно тогда мы почувствовали, что значит быть полноценным участником дорожного движения, а не изгоем — недотранспортом.
Традиция массовых заездов зародилась ещё в Европе, откуда попала в Украину и сформировалась как неофициальный праздник – «Велодень». Пионерами российского «Велодня» стал Курск, который провёл свою первую акцию в 2011 году, через год эстафету перехватил Орёл. В том же 2012 году к празднованию «Велодня» присоединилась Беларусь, город Гомель.
С инициативой провести «Велодень» в Орле к городским властям обратились активные жители – велосипедисты. Одним из таких людей был Алексей Тепляков.
— Мы в очередной раз побили рекорд по количеству участников. – рассказывает корреспонденту «Брянской улицы» один из организаторов «Велодня-2015» Алексей Тепляков. – Количество зарегистрированных велосипедистов на данный момент достигло полутора тысяч человек. В этом году меня порадовало, что администрация Орла и ГИБДД пошли нам навстречу и для нас перекрыли восемь километров проезжей части города на время проезда колонны. В прошлом году это было всего три километра. Таким образом, мы показываем людям как много велосипедистов в городе, как правильно ездить, не нарушая ПДД, как нужно относиться к велосипедистам на дороге.
Велосипедистов действительно было множество. Никаких ограничений по возрасту, физической подготовленности, модели велосипеда – в велопробеге участвовали абсолютно все! Колонны со всех районов города и области постепенно заполнили центральную площадь имени Ленина. Затем пошла регистрация участников праздника, с выдачей сертификатов и памятных сувениров с символикой «Велодня»: человек, держащий велосипед над собой. После регистрации велосипедистов пригласили на съёмку общей фотографии. Съемку делали организаторы с крыши здания областного драмтеатра имени Тургенева.
Затем любители двухколёсного транспорта выстроились в общую колонну и поехали длинной шумной вереницей по центральным улицам города до площадки у ТРК Гринн, где организаторы подготовили конкурсы и соревнования на открытом воздухе с раздачей памятных подарков и розыгрышем главного приза – велосипеда.
— Никакое мероприятие «для галочки», навязываемое жителям города властями не сравнится с мероприятием, которое жители города организовывают сами – делится своими впечатлениями волонтёр «Велодня» Светлана. – Когда я увидела на страничке, что нужны волонтёры для проведения «Велодня» я отозвалась — и не жалею.
Здесь не было ни флагов, ни транспарантов с символикой политических партий и общественных организаций. Только люди, велосипеды и воздушные шары.
В Брянске, пожалуй, не меньше велосипедистов, чем в Орле. С каждым годом их становится всё больше: ведь покупка велосипеда – самое выгодное вложение денег в своё здоровье. К тому же будни велосипедиста насыщены событиями и впечатлениями.
Вот только не замечают велосипедистов на дороге автолюбители, прижимают к бордюру или вовсе подрезают. Всё чаще в сводках ГИБДД появляются случаи столкновения автомобиля и велосипеда. Не замечают нас и власти города. Велодорожку однажды «нарисовали» в Володарском районе на улице Тельмана — без слёз не взглянешь! — противоречащую всем законам безопасного передвижения. Пообещали в прошлом году велодорожки проложить по улице Романа Брянского и Объездной, но обещанного не исполнили.
Проведение «Велодня» в Брянске в следующем году, по мнению велоактивистов, может изменить отношение людей к велосипедам и велосипедистам на дорогах, обратить серьёзное внимание властей на сложную ситуацию с велопарковками в городе и, возможно, поможет созданию велодорожек.
— Не нужно бояться идти на диалог с властью, нужно искать взаимовыгодное партнёрство. Я думаю, есть смысл чаще проводить подобные праздники не на административном уровне, а на общественном: когда люди что-то делают для людей – порекомендовал организатор «Велодня — 2015» Алексей Тепляков будущим организаторам «Велодня» в Брянске.
Ирина МИРКИНА специально для «Брянской улицы»