Евгения Семёновна Ильченко – профессиональный инженер-строител
Ещё в прошлом году Евгения Семёновна была помощником депутата Брянской областной Думы, ныне Брянского мэра Вячеслава Тулупова. Вместе с ним она оказывала немалую помощь неравнодушным горожанам, которые пытались направить развитие Брянска в мирное русло: туда, где есть закон, красота, гармония, здравое решение экологии города, соблюдение прав горожан.
«Брянская улица» получила замечательного, солидного автора-эксперта – значит мы на правильном пути. Итак, слово Евгении Семёновне.
— Сейчас в Брянске прорабатывается и решается судьба генплана-законод
Фрагмент зон охраны ОКН (объектов культурного наследия) центральной части — действующий документ и новый вариант исторического участка ПЗЗ, май 2015:
При внимательном изучении нового варианта ПЗЗ видим, что улицы Урицкого и Пионерская, улица Набережная — высотная застройка, Ж1.
Бывший Арсенал у Покровской горы – ОД 1, то есть общественно-дело
Исторические территории и зеленые зоны легко, на ходу, меняют статус на зоны коммерческой и высотной застройки.
В городе с уникальным, неповторимым ландшафтом теряем парковые зеленые зоны отдыха в новых планах смелых застройщиков.
А люди хотят видеть зеленые бульвары улиц и дворов с цветущими деревьями и детскими площадками, с выходом в парковые Судки и зеленую пойму реки Десна с пляжами, прогулочными дорожками и подвесными мостиками — вот цивилизованное будущее, настоящее РАЗВИТИЕ Брянска.
Реальной заботой о Брянске и юном поколении была бы бережная реставрация и реконструкция памятников историко-культур
У молодежи перед глазами должны быть материально осязаемые примеры нашей высокой Российской культуры и нашего уважительного отношения к истории. Ведь патриотизм растёт из сердца, знаний, среды обитания, а не из пустословия и пафоса.
С ХI по XVII век десятки раз строился и погибал в огне сражений тогдашний Детинец — Брянская крепость (цитадель). Восстановить его несложно — древним строителям хватало двух месяцев. Построить башни, крепостные стены и постройки внутри крепости, аналогично историческим – было бы очень правильно. А новым содержанием их наполнили бы центр ремесел и искусств, русской кухни и медовых настоек, музей русского быта.
Башни Детинца станут роскошными видовыми площадками на зеленую пойму Десны.
Спонсоры, уверена, будут — тема интересная, при этом не самая сложная и затратная в исполнении.
Из истории
1607 год. В Стародубе появился самозванец Лжедмитрий II и стал рассылать грамоты населению с призывом идти в поход на Москву. К разбойнику стали собираться со всех сторон отряды, примкнули Чернигов, Путивль, Новгород-Северск
ий и польские авантюристы. Выступили к Брянску. Из Москвы посланные царем Василием Шуйским воеводы: Князь Михаил Фёдорович Кашин и Андрей Никитич Ржевский отстроили Брянскую крепость на Покровской горе и стали ждать врага.
9 ноября 1607 года подошли Лжедмитрий с Лисовским, неудачно попытались взять Брянск с налета и начали осаду. Через какое-то время у защитников Брянска закончилось продовольствие. В городе «был такой великий голод, что начали есть лошадей»,- писал современник. Войско осаждавших росло, но и к защитникам на помощь из Мещерска и Москвы двигались царские войска под началом воевод князей Василия Масальского и Ивана Куракина.
15 декабря московский отряд вышел к Брянску по левому берегу Десны (район современной Заречной улицы). Лед ещѐ не стал, лодок не было, и неприятель простреливал реку. Князь Масальский в бессилии смотрел на погибавшую Брянскую крепость.
В это время оголодавшие войны, оборонявшие город, увидели московское войско, выскочили на стены и стали громко просить о помощи. Москвичи не выдержали. Они единодушно заявили: «лучше нам всем погибнуть, чем видеть гибель братьев! Так умрем же за православную христианскую веру и за святые Божьи церкви и получим у Христа венец мученический».
Воины Князя Масальского испросив у друг друга прощения, бросились в ледяную воду – и почти без потерь перешли на правый берег. Соратники самозванца открыли огонь по плывущим ратникам, но из Брянской крепости в тыл Лжедмитрию ударили осажденные – и враг отступил. За оборону Брянска царь наградил воевод.
В петровскую эпоху, а именно в период русско-шведской войны по приказу Петра I в городе Брянске была заложена корабельная верфь. Здесь строились суда Брянской флотилии – они участвовали в сражениях с турками.
С 1870-х годов в Брянске бурно развивается промышленность. По указу Екатерины II началось строительство Брянского Арсенала. Уже к весне 1785 года были отлиты первые пушки. Каждая четвертая пушка, находившаяся на вооружении русской армии в Отечественной войне 1812 года, имела клеймо Брянского Арсенала.
Исторический план сохранился, часть построек, в том числе возведенные по проектам архитектора Н.А. Лебедева, ещё существуют. В здании Дворца культуры завода Дормаш, насколько известно по проекту реконструкции, должны разместиться концертные залы филармонии. Реконструкция же самой территории завода возможна под Этнографический музей под открытым небом, где можно собрать, воссоздать утраченные памятники Брянска,в том числе деревянного зодчества.
Создание музея артиллерии – актуальная тема исторической роли «Арсенала» в обороноспособнос
Пушки «Арсенала» – на гербе города. И ещё один аргумент в пользу создания такого музея — имя нашего земляка, Героя Социалистическог
А если территорию «Арсенала», которую сейчас планируют застроить многоэтажками, продуманно наполнить зелеными насаждениями и бульварным выходом к реке, арт-выставками, клубами реконструкторов исторических событий?
Ресторанчиками русской кухни и кондитерскими, небольшими стилизованными гостиницами для туристов и сувенирными лавками-магазинч
В этом случае Брянск приобретет: Этнографический парк, Центр исторических сюжетов (в идеале — с верфями и кораблями времен Петра I), Брянский центр отдыха и исторической реконструкции.
Как ни назови – такая территория несомненно будет иметь статус привлекательной рекреационно-тур
истской зоны, по-настоящему живой, объёмной во времени. Ведь нельзя же исчислять историю Брянского края исключительно от партизанского движения – раз уж мы собрались праздновать 1030-летие любимого города?
Смотрю на любимую горку, по которой когда-то бегала в институт, и сердце кровью обливается. Что же так не везет родному древнему городу?
«Дубрава» — сегодня нелепый торговый центр. Здесь, в исторической части города, более уместен ресторан, как и было в 1980-е годы.
Комплексное решение требуется древнему участку Рождественской горы — бульвар Гагарина, улица Луначарского — с новым Дворцом бракосочетания, сквером у дома №45/9 вместо неорганизованных зарослей и восстановленным комплексом храмов (только без помпезности!) на площадке ниже, рядом с кафе «Медведь».
А что же с исторической застройкой, на четной стороне бульвара, где сегодня стоят в руинах, немым укором вопиющему равнодушию и бесхозяйственнос
Там же к месту придётся и музей народных ремесел, клубы художественного творчества, сувенирные магазинчики, маленькие кафе и кондитерские.
Исторически грамотный, деликатный и в то же время актуальный проект реконструкции этой части бульвара разработал архитектор-реста
Что касается лестницы, требующей ремонта, на мой взгляд, негоже делать её слишком помпезной, выпадающей из общего образа исторической застройки. Ведь, когда в 1970-е годы в «Брянскгражданпр
К сожалению, и Славянскую площадь сейчас трудно назвать площадью.
Грустные обшарпанные здания, нагромождение камней, чахлая зелень. Да вот появился страшный высотный дом на берегу Десны (улица Пионерская, улица Набережная).
А ведь мечтали о настоящей набережной! Ещё первый главный архитектор города Б.П. Шавырин в 1946 году видел её парадной, и в то же время, зеленой и уютной.
То, что предлагается сегодня брянскими архитекторами по реконструкции Набережной, неприемлемо.
Почему, сегодня ансамблевая застройка — в кои веки! — не рассматривается в контексте застройки исторической улицы Калинина, бывшей Московской — застроенной, в основном, зданиями в стиле позднего классицизма ХIХ века (ну уж ни как в стиле палладианства!).
Если мы любим…
В истории Брянска — имена уважаемых купцов-меценатов Павла Семеновича и Семена Семеновича Могилевцевых, княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, Николая Алексеевича Вязьмитина, купца Некрасова – тех, кто подарил городу внимание новым строительством общественных зданий изысканной архитектуры, провели водопровод и канализацию, бескорыстно цивилизовали Брянск. Хочется надеяться, что найдутся и новые современные меценаты. Не оскудела же ими Брянская земля?
Если мы любим свой неповторимый древний город, то возьмем с собой в завтра: Брянск — город золотой в изумрудной зелени чистой поймы полноводной реки Десна, в уникальных ландшафтах Судков, подобных которым нет нигде в мире.
Восстановим и Детинец — крепость средневекового Брянска на Покровской Горе.
Сможем сделать цивилизованную реконструкцию исторического «Арсенала» – как Брянского Этнографического Парка
Проведём грамотную реконструкцию Рождественской горы с обновленным спуском к Славянской площади — Набережной.
Евгения ИЛЬЧЕНКО, председатель совета ветеранов проектных организаций при СРО НП «БРОП»
Фотографии из соцсетей «Одноклассники» (группа «Старый Брянск») и ВКонтакте (группа «Брянск глазами разных поколений»).