Александр Богомаз и Игорь Довидович ярким дуэтом по центру — в добротных синих костюмах. По краям, в скромных серых пиждаках – Сергей Курденко и Михаил Ивако. Такую картину увидели зрители канала «Россия 1», включившие телевизоры в 9:00. Первые дебаты в брянской истории сразу всех кандидатов в губернаторы. 11 лет назад кандидатов в прямом эфире ГТРК «Брянск» было всего двое. Галина Тихомирова лично модерировала жаркий спор уходящего Юрия Лодкина и восходящего Николая Денина — на него брянские народы возлагали большие надежды…
Речь шла о надоях с урожаями. Оно и понятно: сельское хозяйство – тема, близкая нынешнему врио губернатора и кандидату №1. Опять же импортозамещение — тема тем. Может ли обеспечить себя едой Брянская область?
— Может, — уверенно говорит кандидат от «Единой России». Правда от импортных мандаринов и бананов и лимонов мы отказаться не можем, а молоко, мясо, зерно есть своё, чужого не надо.
Михаил Ивако демонстрирует причастность к сельскому хозяйству:
— До 8 класса я распахивал картошку, боронил картошку…
Он удивляется противоположному явлению: почему это наши сетки с картошкой идут в Аргентину?! Похоже, представитель «Патриотов России» желает и ни в чём не повинной Аргентине импортозамещения…
Справедливоросс Сергей Курденко не поленился и проехал в сторону Жирятина посмотреть, всё ли благополучно на брянских полях. Увидел, что не всё. И давай осторожно критиковать:
— Вдоль трассы поля обработаны, а дальше не всё благополучно…
Богомаз как будто осерчал:
— Чтобы говорить, советовать, надо знать ту ситуацию, которая есть! В Стародубском, Жирятинском районах, в Комаричком, Севском – земли свободной нет!
Тут Курденко и говорит:
— Надеюсь, у меня будет такая возможность: не говорить, а делать.
На губернаторство своё намекает, значит… А мы такие сидим у телеков и верим.
Зашёл разговор об израильской моркови: с чего это у нас – израильская морковь? Своей нету что ли? Оказалось, во всём виноваты «Магниты» и «Линии».
Понятно, что торговые сети эти — федеральные, говорит наиперевейший кандидат, — а значит решать с ними вопросы должно правительство России.
— Но земли-то под «Магниты» мы тут в Брянске выдаём – и даже на болотах! – вновь возражает Ивако относительно полномочий власти брянской.
– Они выданы не вчера, а позавчера! — вновь как будто свирипеет Александр Васильевич относительно разрешений на строительство.
Говорить «при Денине», «денинская власть» — вроде как уже и неприлично в день годовщины отставки Денина и «приставки» Богомаза. А «позавчера» — класс, ювелирно! За год так и не подсказал никто Александру Васильевичу – отнимай ты у них по суду, Александр Васильевич, землю, находи нарушения, выводи из аренды – ну в пойме «Десны» же «Линия» стоит! Вот и приходится констатировать упущения арестованного предшественника, а не личными достижениями хвалиться…
Ну а Ивако не преминул заметить:
— Придя к власти я это положение рассмотрю и буду регулировать…
Тут ему от Курденко подача:
— У вас коллега в Облдуме держит торговую сеть, и у него там импортные продукты, — вы с него спросите!
Ивако отвечает, что да, он-де знает, с кого спросить. А справедливоросс продолжает уже в сторону Богомаза:
— Если вы, Александр Васильевич, уступите мне своё место, я займусь этим вопросом!
Безмолвствует Александр Васильевич. Режиссура даёт сбой.
Изящно, тонко идут дебаты. Перевалили за половину, а всё никак не летят друг в друга убийственные вопросы равновеликих, остро конкурирующих брянских кандидатов.
Одни только милые рокировки в стиле барокко. Менуэт, пары сходятся – шаг вперёд, два назад – пары меняются партнёрами…
Врио губернатора радуется федеральным целевым программам. Говорит, проблема в том, что раньше информация об ФЦП до простого фермера не доходила. Потому и гранты получали только свои. Другое дело теперь: информация вся размещена… — где бы вы подумали? – на стенде в помещении Департамента сельского хозяйства!
На стенде! Александр Васильевич, надо было сказать «на сайте департамента…!». Но нет обратной связи через ТВ-экран с Александром Васильевичем. И может оно к лучшему. Потому что идём на сайт – а там информации о порядке попадания фермера в целевые программы никакой и нет. Неужели в век интернета ехать бедному «сельхознику» из Унечи, а то и Новозыбкова – сфоткать информацию со стенда. А может лучше в блокнотик переписать?
Но это всё – дело частное. Главное – общая цифра: на восемь миллиардов рублей помог федеральный центр сельхозпроизводителям Брянской области. Это много. Брянский регион получил 1/30, а не 1/85 (по количеству регионов РФ) часть всех средств данной ФЦП.
Но, раздери его КОИБ, в монолог влезает Михаил Ивако:
— Из них четыре с половиной миллиарда забирает «Мираторг»?
Ивако, конечно, прекрасен. Спасибо, кэп, как говорит молодёжь. Вот так разоблачил.
А если прямых вопросов друг другу позадавать? Ведь много, слишком много знают собравшиеся в студии ГТРК про тайную жизнь региона. Но нет вопросов.
Пикировки затухают, не успев начаться. Оппоненты властвующей персоны как будто прижимают уши и отскакивают, едва «царь» тяжелеет взглядом и изменяется в голосе.
Как будто не ожидал Курденко, что вызовет раздражение его невинная реплика «областная власть должна помогать мелким производителям», потому что крупные уже достигли уровня лоббирования своих интересов в «центре»…
— Скажите мне, чем отличаются СПК, фермерское хозяйство и агрохолдинг? – спрашивает Богомаз.
Курденко как бы теряется. Слишком длинная пауза. В последнее время любит барин холопьев посечь.
Но Курденко разве крепостной? Он как бы конкурент. Пытается объяснить:
— Если по устройству хозяйства, в устройстве финансов…
Проехали. Ведущий Игорь Довидович уводит честную компанию в дебри ценообразования. Мол, как ни приеду, — говорит тележурналист, — в командировку на село, тут же отечественный производитель спрашивает: «Когда же повысятся закупочные цены?».
А Богомаз в ответ проявляет ещё одно своё свойство, отточенное ровно за год – отвечать не на тот вопрос, который задан, а на который хочется. Смысл таков: когда будут наши фермеры собирать урожай зерновых не пять центнеров с гектара, а сорок – тогда и наступит счастье. А сорок они будут давать в ближайшие три года. И зря некоторые товарищи не приехали на семинар на эту тему.
И опять возражения. Курденко: больше произведут – наоборот резко снизится себестоимость. Ивако: продажа в два раза больше, чем закуп, так надо выровнять наценку, отнять «прослойку» у спекулянтов…
Но их не очень слышно. То есть как бы слышно, но диалога нет. Не то, что острой дискуссии. Отработали сценарий и ладно.
Но всё равно интересно. Люди в прямом эфире сообщают о себе больше, чем их слова. А ещё занятнее – выражение лиц, дрожание голоса, направление взгляда, мимика, жесты. Общий план, быстро-быстро моргает ресницами – неловко, крупный, ложь отсеивается, перевод камеры, робкие попытки живых реплик, диалогов, реакций…
Не всё получается в соответствии с полученными в департаменте внутренней политики инструкциями.
За «конкуренцией» в прямом эфире следят тысячи брянских станиславских и не верят. Смотрите люди, завтра они должны научиться делать это лучше. Дебаты продолжатся завтра, 10 сентября, и послезавтра – 11-го. На канале «Россия 1» политики попытаются удивить нас в 9:00, на «России 24» — в 10:00.