«Дома Могилевцевых» в Брянске сосчитали

Памятный знак в честь крупнейших брянских меценатов, купцов-лесопромышленников — братьев Павла и Семёна Могилевцевых накануне Дня города Брянска появился между жилыми домами №3 и №5 по проспекту Ленина в Советском районе Брянска. А 105 лет назад, в 1910 году в такой же торжественной обстановке в Павловском сквере по улице Московской (ныне Калинина) был открыт памятник Павлу Могилевцеву.

Памятник был построен на средства Семена Могилевцева. Автором его стал скульптор из Керчи по фамилии Тюев. Монумент представлял из себя фигуру благотворителя и припадающую к нему гимназистку. Это был первый памятник в городе Брянске, который свидетельствовал о безмерной благодарности горожан к известному брянскому меценату. Его снесли ближе к 1920 году. Позже, в 50-х, на постаменте Могилевцева появился памятник партизанскому командиру Дмитрию Кравцову и одноимённый сквер.

Что ещё есть в Брянске в память о щедрых купцах? Не так давно в городе заработал музей братьев Могилевцевых по адресу улица Фокина, 62. Городской музей начинался со школьного – в средней школе № 18 города Брянска. Затеяла его учительница Ирина Кеня, впоследствии она возглавила Фонд братьев Могилевцевых. В память о щедрых и неравнодушных брянцах в 2007 году на здании бывшей женской гимназии на улице Карла Маркса, дом 2, власти установили мемориальную доску. Пожалуй, это всё.

А что дали Могилевцевы Брянску? Павел Семенович (1844-1909) и Семен Семенович (1842-1917) построили на свои средства храм, семь образовательных учреждений, три больницы, подарили городу водопровод и электрическое освещение. С конца XIX века Павел и Семён Могилевцевы избирались гласными Брянской городской думы.

Личных своих средств братья извели на городское благоустройство – около миллиона и 28 тысяч рублей. Не за один год, конечно. И всё-таки цифры годовых бюджетов города Брянска меркнут в сравнении с бескорыстными вложениями в город брянских купцов: в 1900 году городская казна распоряжалась 65-ю тысячами рублей, в 1909-м году – 271-й тысячей…

Некоторые здания, построенные на средства братьев-меценатов, уже прекратили свое существование, но кое-что еще осталось. Мы узнали, как сейчас себя чувствуют каменные подарки братьев Могилевцевых и каким целям служат. Всего из них «в живых» числятся шесть.

Инфекционная больница

Это малоприметное здание стало первым даром купцов-меценатов городу. Больницу открыли на улице Горячковской (сейчас – Софьи Перовской, дом 41) в 1890 году. Для этих целей братья Николай и Семен Могилевцевы предложили подарить городу дом с флигелем и садом, пожертвовали две тысячи наличных рублей и закупили необходимое оборудование для медиков.

Инфекционка

В доме разместилась Александрийская имени братьев Могилевцевых городская больница, а во флигеле – Марьинский приют для сирот и престарелых бедняков. Это было единственное в городе и уезде лечебное заведение, где могли бесплатно лечиться очень бедные люди. Долго оно, правда, не простояло. Жители Брянска подарок не оценили – то ли другие купцы из зависти, то ли другие бедняки из озорства в ночь на 16 июня 1905 года больницу подожгли.

Однако купцы Могилевцевы снова дали денег, и здание было восстановлено. Сейчас здесь размещается Брянская областная инфекционная больница, куда попадать даже просто на экскурсию мы никому не посоветуем. Старину этого места можно остро прочувствовать, обойдя «инфекционный» сад снаружи. Особенно она заметна в местах, где из стен зданий начинает потихоньку выкрашиваться красный кирпич.

Кожвендиспансер

Дом №16 по улице Кулькова, что возле гостиницы «Брянск», тоже был вручен городу братьями-меценатами. Правда, тогда к кожно-венерологическим болезням это здание не имело никакого отношения. Зато имело отношение к монахиням. Больница на 10 коек принадлежала Петропавловскому женскому монастырю. Построили её по проекту архитектора Николая Лебедева. Он служил штатным архитектором «Арсенала» и активно сотрудничал с братьями-благотворителями, благодаря чему в Брянске появились несколько нарядных зданий из красного кирпича в стиле «а-ля рюс».

Кожвен - монастырская больница

Больницу начал строить Семен Могилевцев после смерти своего брата Павла Могилевцева, которого похоронили на монастырском кладбище. Заработала она в 1911 году. А спустя три года при монастыре уже был организован госпиталь «для больных и раненых воинов» на 20 коек. Его назвали в честь погибшего от боевого ранения князя Олега Константиновича, сына великого князя Константина Романова. После закрытия монастыря в 1923 году в здании монастырской больницы устроили детскую ортопедическую больницу. А во время Великой Отечественной, по некоторым данным, здесь действовал эвакогоспиталь – наряду с тем, что находился у станции Снежетьская.

«К нам стали привозить раненых бойцов: мы их оперировали, перевязывали, чистое белье одевали, кормили, затем их грузили и отправляли. Так мы работали две недели и ночь: казалось, что прошла целая вечность. Вся больница была, как операционная», — пишет в своих воспоминаниях Пелагия Митина, бывшая в ту пору госпитальной медсестрой.

Во время оккупации здание монастырской больницы пострадало, но не сильно. В 1946 году его восстановили и отдали под детский онкодиспансер. А в 1952 году сюда переехал кожвендиспансер. И с тех пор тут, кажется, мало что изменилось: узкая лестница и узкие коридоры, массивные стены и низенькие двери. Разве что пластика на стенах добавилось.

О том, что раньше тут была именно монастырская больница, напоминает лишь стенд православно-медицинской тематики на входе. А первое, что бросается в глаза внутри – надпись: «Осторожно, низкий потолок».

Особняк на «пушке»

Сейчас про этот резной, красно-белого кирпича домик №223 по улице Калинина (ранее она называлась — улица Московская, а район дома №223 – Новая Слобода) в Брянске мало кто знает и помнит. А когда-то он был единственной возможностью выбиться в люди для девушек из бедных семей. В двухэтажном каменном здании, подаренном городу Семеном Могилевцевым, устроили женское ремесленное училище имени Любови Могилевцевой, матери братьев-меценатов. Его, как и стоящее рядом церковно-приходское училище, построил архитектор Николай Лебедев в своем фирменном «завитом» стиле.

Калинина 223 женское ремесленное

Здесь совершенно бесплатно обучали 120 девушек небогатого сословия азам кухарского и швейного дела, и не только. Два года их учили арифметике, грамматике, истории и Закону Божьему. А потом еще три года – специальности. Материю для обучения будущих швей предоставляло училище, а преподавателей, рассказывают, выписывали аж из столичного Петербурга. Пособием для учениц служил дорогой, но очень модный журнал «Шик Паризьен». Полугодовая подписка на него стоила порядка 10 рублей – по тем временам огромные деньги. А по итогам года лучших учениц возили на экскурсии в Москву и Киев – для провинциальных ремесленниц это было особенное поощрение.

В советское время ни о каком «паризьене» здесь уже не вспоминали: будущих швей и кухарок в училище сменили будущие медсестры. Потом в здании разместили специализированную школу для детей с отклонениями в развитии. В 2008-2009-м при главе города Николае Патове, эту старину хотели отдать под детский сад, но не срослось.

Калинина 223 школа дураков

Сейчас в домике 223 уютно расположился Брянский филиал Международной академии бизнеса и управления. Кабинет академического рисунка влегкую соседствует здесь с лабораторией таможенного контроля. Но вкус старины при этом все еще ощутим, и почувствовать его может любой желающий – вход в здание свободен.

А в соседнем доме 221, ранее заброшенном, на втором этаже тоже виден люминисцентный свет. Здесь разместились специалисты загадочного АНО «БУМЦ». Пообщаться с БУМЦами не удалось, равно как и просто побывать внутри бывшего училища – все двери здания оказались заперты на замок. Может, духов они там вызывают, может, алхимические опыты ставят – неизвестно. Ясно одно: занятие это, судя по всему, требует безлюдности и уединения.

Спасо-Гробовская церковь

В минувшем году один из самых нарядных храмов Брянска – Спасо-Гробовская церковь – отметил 110-летие. Знаменитые купцы-лесопромышленники подарили его горожанам в 1904 году.

Это та самая красная церковь-шкатулочка, что возле гостиницы «Брянск». Вообще-то она – Спасо-Преображенская. По легенде, еще в XIII веке здесь стоял кафедральный собор Брянской епархии, но многие нынешние исследователи брянской старины считают это именно что сказкой. Мол, сочинили её брянцы из гордости, что в средневековье Брянск был кафедральным городом. Как бы то ни было, средневековые брянские епископы, судя по всему, имели свою резиденцию в Петропавловском монастыре, рядом с которым погребали священнослужителей, в том числе владык Нектария и Нафанаила. Церковь, построенную «на владычних гробех», в народе окрестили «гробовской». Так и повелось.

Храм старинный

Строил Спасо-Гробовской храм все тот же архитектор Лебедев. Это было первое общественно-религиозное здание в практике зодчего. Возводили его четыре года – сначала на средства Николая Могилевцева, а после его смерти – на средства Семена и Павла.

Открыли храм в 1904 году, но спустя всего 26 лет богослужения в нём прекратились. Сначала его использовали под клуб для рабочих механического завода. Потом в здании долгое время действовал морг, работали судебные медики-эксперты. В стенах пробили новые окна. Внутри храма-морга навели перекрытия, обустроили кабинеты.

Приводить церковь к ее прежнему виду пришлось знаменитому брянскому архитектору Василию Городкову – он разработал проект реставрации. Реставрировали постройку, сверяясь со старинными чертежами, чтобы сохранить подлинный лебедевский стиль.

Храм

Сейчас сюда стоит зайти хотя бы для того, чтобы полюбоваться на восстановленные своды и новый мраморный иконостас. Кстати, самый первый иконостас этой церкви тоже был выполнен из этого материала. Правда, как он выглядел, в архивах так и не нашли.

Рядом с храмом, на средства всё тех же братьев Могилевцевых была возведена кирпичная церковно-приходская школа.

NT5qJRzF03o

Но до настоящего времени она не сохранилась. Здание снесли в 1980-е годы, когда началась современная застройка проспекта Ленина.

Наркодиспансер

Знаменитая «пьяная больница» – дом 177 по улице Калинина – таковой была не всегда. Начиналось всё куда приличнее – с учебного заведения. В 1908 году в здании, построенном Николаем Лебедевым в своем излюбленном неорусском стиле, открылся первый класс торговой школы имени Семена Васильевича Могилевцева, отца благотворителей. В ней учились дети «среднего сословия» – мелких торговцев, приказчиков и служащих. Кадры готовили для той же торговли.

наркодисп старое

На начальном этапе будущие приказчики изучали Закон Божий, русский и немецкий языки, арифметику, историю с географией, товароведение, каллиграфию и рисование. Следующим этапом было постижение бухгалтерского дела и основ коммерции.

Так продолжалось вплоть до Первой Мировой войны, во время которой торговую школу отдали под госпиталь. Позже здесь поочередно размещались комендатура города, школа, родильный дом. Сейчас здание занимает Брянский областной наркологический диспансер. Считай, тот же госпиталь, только на другой войне.

Наркологичка сейчас

Административное здание на площади Карл Маркса

Это единственное здание в Брянске, где не забыли про братьев Могилевцевых, отметив их заслуги мемориальной доской. Раньше здесь размещалась Казенная женская гимназия, которую открыли в 1907 году на Красной площади – так тогда назывался площадь Карла Маркса. Спроектировал этот «институт благородных девиц» по-брянски – как уже можно догадаться – Николай Лебедев. А воплотила его замысел артель каменщиков Гаврилы Настина.

На строительство гимназии братья-благотворители выделили 20 тысяч рублей. Кроме того, меценаты платили стипендии ученицам из небогатых семей. Вообще же обучение в гимназии было не из дешевых. Родители младшеклассниц ежегодно платили 43 рубля, а в старших классах плата возрастала до 70 рублей в год. Позади гимназии, кстати, раньше располагался большой фруктовый сад. По весне его арендовали крестьяне из пригородных сёл, а средства, вырученные от аренды, также шли на содержание этого учебного заведения.

гимназия КМ старая

Сейчас здесь расселились несколько ведомств. В арчатом коридоре стоят терминалы для оплаты всевозможных услуг, а пластиковое «великолепие» налоговой службы изуродовало правое крыло первого этажа. Но рассказывают, что лебедевский терем еще хранит память о временах Семена и Павла Могилевцевых. На третьем этаже, например, можно увидеть настоящую плитку начала ХХ века, кое-где сохранились старинные двери. Правда, чтобы до этого всего добраться, вам придется преодолеть охранительный кордон – к чиновникам нынче так просто не пускают. Но даже судя по первому этажу, оно того стоит.

Гимназия КМ сейчас

Конечно, подарков городу от братьев Могилевцевых было значительно больше. Но годы войны и советской власти сделали свое дело. Так, например, с лица земли исчез родильный приют, стоявший на углу улиц Горького и Луначарского. Сейчас на его месте – медколледж им. Н.М.Амосова.

Родильный приют разрушен во время войны Родильный приют сейчас

Иногда называют в числе утраченных здание казённой мужской гимназии на Калинина.

Промка начало века

Но это не так: мужская гимназия превратилась в Городской дом культуры, в народе это Промка. Здание радикально изменило свой внешний облик при послевоенном восстановлении города.

Промка Вязьмитин Промка совр

Нет больше и фонтана «Самсон», который стоял на месте слияния двух ветвей городского водопровода в Петропавловском монастыре. Его разрушили в 20-е годы ХХ столетия как буржуазный пережиток.

Самсон

Сейчас во дворе обители можно было «полюбоваться» лишь развалинами бетонного основания, на котором стояла скульптура.

Самсон сейчас

Известно, что Павел Могилевцев был погребен на территории Петропавловского монастыря. Но в советское время памятник был сдвинут с его могилы, и сейчас место захоронения установить уже невозможно.

Надгробие Павлу в храме Введения Пресвятой Богородицы

Надгробный монумент мецената в монастыре, однако, сохранился – в память о Павле Семеновиче перед ним совершают заупокойные литии. А вот памятник Павлу Могилевцеву, установленный в Павловском сквере (сейчас – сквер Кравцова), утрачен.

После революции бюст благотворителя сняли, а на его место водрузили фигуру условного красноармейца. Позже её сменил памятник военачальнику Клименту Ворошилову, а после войны – командиру партизанского отряда Дмитрию Кравцову.

кравцов

Есть, впрочем, в городе память о благотворителях Могилевцевых, прикоснуться к которой может любой желающий. Это те самые каменные львы у входа в Тютчевский сквер. Раньше они украшали особняк дочери Павла Могилевцева Валентины, который стоял в самом центре нынешней площади Ленина. Говорят, они символизировали семью. Правда, вскоре после смерти отца Валентина с мужем уехали.

львы

Род купцов-благотворителей прервался, а нам осталось лишь сохранить кое-что: их подарки родному городу, память о дарах утраченных, благодарность за добро и желание, подобно им, делать что-то в своей жизни и для общего блага.

Елена КУЗЬМЕНОК

ФОТО автора и из группы ВК «ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА БРЯНСКА. Хронограф» и «Брянск глазами разных поколений»

Оцените статью
Брянская улица