Юбилейный пятидесятый магистральный тепловоз «Витязь» ушел в преддверии Дня машиностроителя на Байкало-Амурскую магистраль. Несмотря на широко презентованный в начале этого года новый брянский тепловоз «2ТЭ25КМ», разработанный еще в 2007 году, «Витязь» все еще в линейке тепловозных моделей предприятия.
За это время БМЗ выпустил уже полсотни таких тепловозов. До конца года счет «Витязям» уже перевалит за полсотни, по итогам года завод выпустит и отправит на БАМ в депо Тында восемь таких машин. Эти тепловозы будут выпускать и в следующем году. В целом, контракт с РЖД на «Витязи» подписан на три года.
Как оказалось, «Витязи» столь востребованы на БАМе потому, что они как нельзя лучше подходят для сложного профиля пути этой магистрали — дорога изобилует подъемами и спусками.
— Асинхронный привод в сравнении с коллекторным, который использовался на старых тепловозах, дает плавность и уверенность хода на сложных участках, — пояснил гендиректор БМЗ Александр Василенко.
Всего к концу года на БАМе будет эксплуатироваться 51 «Витязь». Как рассказал Василенко, эта модель начала выпускаться на БМЗ в 2007 году именно для сложных сибирских условий. Сейчас завод планирует усовершенствовать эту модель тепловоза, сделав ее с восемью парами колес на каждую из двух секций, вместо шести пар сейчас. Таким образом, в усовершенствованной модели там где состав тянули три секции тепловоза, можно будет использовать всего две секции.
Также БМЗ продолжает выпускать тепловозы «2ТЭ25КМ». По словам директора предприятия, их производство увеличат почти в два раза – до 113 машин в год.
Здесь ожидают коммерческого эффекта. Если в этом году завод реализует товарной продукции на 20 миллиардов рублей, то в следующем, по словам Василенко, эта цифра вырастет.
В 2016 году БМЗ намерен продолжить выпуск и своего пока единственного в мире маневрового тепловоза, работающего на природном газе. Он пока и существует в единственном экземпляре. По прогнозам, в следующем году РЖД закажет у БМЗ несколько таких машин.
Завод готов сделать полторы сотни газовых тепловозов. Дело тормозит лишь сложность заправки: на железных дорогах ещё нет сети заправочных станций для газовых тепловозов. Пока появилась первая — на Урале, в одном экземпляре. Этот вопрос РЖД должно решать совместно с «Газпромом» и Правительством РФ.
Сегодня газ для первого в мире газового тепловоза, зачастую, приходится возить автомобильным транспортом, что экономически нецелесообразно. В итоге, эксплуатация «машины будущего» получается не дешевле того же тепловоза на дизельном топливе.
Однако спрос РЖД на тепловозы БМЗ в следующем году скорее всего, родит и предложение: развитие сети газовых заправок на железной дороге может продвинуться.