Жители 270 домов улицы Первомайской города Карачева проигрывают в борьбе с трассой Р-120 — её называют то федеральной, то региональной — за сохранность своих домов. За них попытался вступиться брянский Роспотребнадзор, зафиксировав превышение уровня шума и связь разрушения домов с шумовой вибрацией. Однако надзорное ведомство проиграло дело в арбитражном суде, сообщает его пресс-служба.
Больше года жители карачевской улицы Первомайской пытаются «отвести» строительство трассы, которая по проекту проходит по их домам и тянется от Орла через Брянск и Смоленск до границы с Белоруссией. Масса обращений вплоть до прокуратуры, десяток материалов и телесюжетов в СМИ не спасили их от глобальной реконструкции дороги, на которой они вдруг оказались вместе со своими домами: трассу расширяют с 9 до 15 метров.
Кроме того, по заявлениям жителей, шумовая вибрация разрушает их дома: приходится ставить стяжки. Социальная напряжённость «на участке дороги» доходила до того, что местная женщина облила себя бензином и грозила себя поджечь. Однако самосожжение не состоялось, а дорога – да.
Проверка Роспотребнадзора по коллективному обращению граждан показала, что уровень шума создаёт такую вибрацию, которая действительно может влиять на появление трещин в стенах домов.
В ответ на это иск в арбитражный суд подало Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства». Предписание Роспотребнадзора вовсе не «отменяло» саму дорогу, но обязывало дорожников «провести мероприятия, направленные на снижение уровней шума в жилых помещениях ряда домов по улице Первомайской и улице Володарского города Карачева до показателей, соответствующих требованиям СанПиН».
Но и с этим автодор не согласился, попросив суд признать предписание вне закона. Брянский арбитражный суд так и сделал.
Изучив материалы дела, суд установил, что проверка проведена территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Брянской области с нарушением требований закона № 294-ФЗ. Не было распоряжения руководителя или заместителя руководителя, предписание не содержит ссылок на акт проверки. А это, как счёл суд, само по себе влечет недействительность результатов проверки.
Конкретных указаний на способ устранения нарушений суд также не увидел. Зато принял во внимание довод заявителя: проектная документация «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия км 78+000- км 83+000 в Брянской области» получила положительные заключения Санкт-Петербургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России». По этому документу проект не вредит окружающей среде, к которой суд отнёс и дома граждан.
В свою очередь Карачевская городская администрация подтвердила нецелесообразность установки шумозащитных экранов в сложившейся градостроительной ситуации ещё на этапе ремонта спорного участка автодороги. Шумозащитные экраны, как было сказано, невозможно установить из-за многочисленных пересечений, примыканий и плотности застройки.
Самый интересный довод заявителя, который поставил в деле точку: при измерении шума и вибрации в жилых домах не была учтена давность постройки домов, «так как указанные нормы СанПиН не применяются к жилым зданиям и помещениям, построенным до 2010 года».
В результате суд встал на сторону дорожников, а предписание управления Роспотребнадзора признал не соответствующим закону.
Возможно, ведомство ещё подаст апелляцию в Двадцатый арбитражный суд, и решение будет обжаловано.