Бывший спасатель назвал главной задачей брянского ГУ МЧС — сокрытие информации о чрезвычайных ситуациях от населения и власти

Наш читатель и автор, один из важных свидетелей по делу Денина Александр Лебедев, человек из системы ГО и ЧС, рассказал о том, как, по его данным, руководство ГУ защищает, а вернее, оставляет беззащитным население области перед лицом чрезвычайных ситуаций. При этом автор называет фамилии настоящих брянских спасателей, честно исполняющих свой долг на опасной службе.

Главное управление МЧС России по Брянской области (ГУ) ежедневно в адрес губернатора направляет доклад об оперативной обстановке за сутки, а так же итоговые доклады. Ниже приводятся примеры как информация готовилась для докладов губернатору Брянской области от ГУ и как работают ГУ и ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях) в интересах Брянской области.

2014 год характеризовался умеренно теплой погодой и очень малым количеством осадков, как в зимнее время, так и летний и осенний период. В результате чего некоторые болота расположенные на территории 11 районов области высохли. Из-за неосторожного обращения с огнем и неконтролируемых сельхозпалов произошло возгорание торфа. Чем отметилось ГУ в этот период, практически все СМИ освещали эту тему.

Гринпис РФ на своем форуме сообщало: «Ключевую роль в тушении торфяных пожаров должно играть именно МЧС. Главное управление МЧС по Брянской области до воскресенья включительно не признавало наличие торфяных пожаров, и лишь утром 13 октября признало наличие одного».

torf

Ликвидации торфяных пожаров, из-за которых на территории Брянской области 14 октября был введён режим чрезвычайной ситуации, проходили с нарушениями законодательства. К такому заключению пришли специалисты облпрокуратуры после внеочередной проверки деятельности регионального ГУ МЧС России.

Напомним, как сообщали СМИ, режим чрезвычайной ситуации был введён на территории Брянской области 14 октября из-за многочисленных природных пожаров (в том числе торфяных, дым которых самый токсичный). Эти пожары «внезапно обнаружились» после инспекционного визита в регион заместителя начальника Центрального регионального центра МЧС России Андрея Лутошкина.

Спустя 10 дней — 24 октября — врио губернатора Александр Богомаз своим распоряжением №1328-рг снял режим чрезвычайной ситуации, в связи «со стабилизацией пожарной обстановки на территории области». Тогда же был отменён особый противопожарный режим и снято временное ограничение на посещение лесов.

Однако уже 31 октября экологи Greenpeace разместили в СМИ информацию о том, что торфяные пожары в Брянской области отнюдь не потушены, а продолжают действовать в юго-западных районах. На сильное задымление жалуются жители ряда посёлков Красногорского и Гордеевского районов.

sergeev

Тогда же было сообщено, что эксперты организации подготовили обращение в Главную военную прокуратуру и обвинили руководство брянского ГУ МЧС в «бездействии и сокрытии информации от населения».

Усмотрела прокуратура и недоработки в действиях Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Брянской области (ЦУКС), который «не обеспечил общее руководство по сбору и уточнению поступивших сведений о возгораниях торфяников, выяснению масштабов складывающейся ситуации, прогнозированию её дальнейшего развития».

Прокуратурой установлено, что в управлении МЧС не стали выяснять масштабы бедствия, дабы спрогнозировать развитие дальнейшего развития ситуации в охваченных пожарами районах. «Не была проведена авиационная разведка с применением беспилотного летательного аппарата», — сообщили в прокуратуре, подтвердив, таким образом, обвинения экологов в адрес МЧС.

vertolel mchs

Особенно я хотел бы отметить три момента происходящие в этот период.

Первое. Губернатор 17 октября 2014 на всю область по телевидению информировал жителей (с подачи и по информации ГУ) о том, что торфяники в Брянской области потушат за 2-3 дня (очередная подстава губернатора).

Второе. ГУ доложило в Москву 17 ноября 2014, то есть через месяц, о том, что все потушено, хотя на тот момент в 14 местах горение торфяников сохранялось.

И третье. Всё это время ГУ и ЦУКС вело двойную бухгалтерию учета площадей горения торфяников — одну для Москвы, другую для себя. Пример – в протоколе центрального регионального центра по подведению итогов за сутки на 7:00 17 ноября 2014 №321 отмечено, что действующих очагов пожара на территории Брянской области нет, подписал замачальника ЦРЦ. По данным ЦУКС и ГУ 17 ноября площадь горения составляла 23,75 га, горение зарегистрировано в 7 районах, 9 населенных пунктах, и т.д. и т.п.

По данным ГУ МЧС России по Брянской области на территории Брянской области ежегодно происходит 2-4 ЧС. В действительности произошло в 2014 г. – 27 ЧС, в 2013 г. – 35 ЧС, в 2102 г. 46 ЧС.

Периодически по радио звучит прогноз от ГУ и ЦУКС о возможных ДТП на опасных участках федеральных трасс, протяженность таких опасных участков составляет 15-20 км, причем ровно по 2 участка на каждой федеральной трассе. То, что эти данные взяты с потолка — мне это достоверно известно, в том числе как и от какого должностного лица ГУ это исходило — говорит тот факт что работники ГУ и ЦУКС не были ни разу на этих участках дорог, там уже не раз проводили укладку нового асфальта, но зато как красиво звучит в СМИ!

И, кроме того, ГИБДД еще 3-4 года назад прислала в ЦУКС информацию об опасных участках дорог — они называются «участки с максимальной концентрацией ДТП», и их количество составляет 355 шт. В ГУ и ЦУКС — свои критерии.

CHS DTP

На сайте ГУ очень часто размещается информация о том, что спасатели МЧС приняли участие в ликвидации последствий ДТП в таком-то районе. Открыв страницу можно прочитать, что к месту ДТП прибыли сотрудники ПЧ (областной пожарной части), ГИБДД и работники скорой медицинской помощи. Оказывается, все эти три команды именуются спасатели МЧС.

Оперативный ежедневный прогноз возникновения и развития ЧС на территории области, придуманный в ГУ и исполненный по команде руководства ЦУКС работниками центра мониторинга, можно смотреть только на расстоянии, но не читать. Красиво оформленный, но достоверной информации в нем менее половины. В нем содержится прогноз по землетрясениям, оползням, по подтоплениям, (не смотря на то, что уже 2 года на территории области не хватает влаги, реки обмелели), ДТП на опасных участках, погода по районам области и т.д. Такую информацию не все НИИ РФ могут спрогнозировать.

Прогноз циклических явлений должен составляться на основе данных от Гидрометцентра области (Дубровина Т.Ф.). Соглашения между ГУ и гидрометцентром о предоставлении специализированной информации нет (не путать с общей информацией, как это делают в ГУ), поэтому данные ни в ГУ ни в ЦУКС от Гидрометеоцентра не предоставлялись. Прогноз, составленный таким образом является фальсификатом, не единожды предоставлялся и населению области и Губернатору.

uragan drevoПару личных примеров о работе ЦУКС.

  1. В феврале произошло отключение теплоснабжения в доме ветеранов на срок более 2 суток. Я выступил на совещании о необходимости принять хоть какие-то меры, как например личное посещение ветеранов работниками ГУ или ЦУКС, привезти чай, оказать помощь психологами и т.д., предлагал, если вам некогда, свою готовность съездить туда со своими работниками, добавив, что о пожилых людях нужно помнить не только накануне 9 мая, и то, что они там оказались не от хорошей жизни и возможно не пор своей воле. Реакция руководства ЦУКС и ГУ была для них обычной – старшему оперативному дежурному запретили меня пускать в оперативный зал, а моим подчиненным запретили передавать мне информацию об авариях и происшествиях, что бы я ни о чем не знал. А на здании ГУ продолжает висеть лозунг «Мы первыми приходим Вам на помощь».
  1. Когда я доложил начальнику ЦУКС о большом количестве аварий на теплотрассах и существенных перерывах теплоснабжения в домах города и области, а так же о необходимости принять хоть какие-то меры по оказанию помощи населению, в центр мониторинга, по требованию начальника ЦУКС, диспетчер ТЭК прекратил передавать информацию об отключениях теплоснабжения, нет ее и до сих пор. Это не только моральное уродство, но и не что иное как воспрепятствование руководством ЦУКС исполнению своих обязанности работникам центра мониторинга.

Подход к исполнению своих обязанностей руководителями ГУ и ЦУКС совпали с подходом следователя Наимова в фильме «Ликвидация» — «Нету тела — нету дела». Пункт 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», определяет, что органом повседневного управления единой системы на региональном уровне является центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту, но, исходя из фактов, напрашивается вывод, что ЦУКС — это центр укрывательства чрезвычайных ситуаций.

Александр ЛебедевЭто лишь некоторые примеры способа работы руководства ГУ и ЦУКС.

Неправильно было бы делать выводы о том, что в ГУ и ЦУКС все работают таким способом, просто в ГУ и ЦУКС уже продолжительное время ни как не везет с руководством. Те, кто непосредственно работает — у них все по-другому. И пользуясь случаем, хочу особо отметить пожарных, с которыми мне довелось работать – это В. Алешин, В.Белов, А. Семченков, Ю.Щеглачев, А.Яшкин, Алексей Корнеев, В.Прокопчук, С.Казачкин и конечно диспетчера ЦУКС. Это люди, честно исполняющие свой долг, не заряженные на показуху или беспокоящиеся о повышении личного рейтинга, профессионалы высокого класса, и если им не мешают руководители, показывают образцы мужества, стойкости, профессионализма и преданности пожарному делу. Они заслужили уважения и достойны, что бы о них говорили и писали чаще. Под такой характеристикой я подписываюсь трижды, и не только я.

pozarnyiПодводя итог вышесказанному, напрашивается вывод, что в такой обстановке, когда от ГУ и ЦУКС «страдают» не только население области, но и губернаторы впору создавать «Общество защиты населения Брянской области от ГУ МЧС России по Брянской области».

Я на своем примере убедился в том, что в ГУ и ЦУКС основные усилия направляют не на ликвидацию аварий и ЧС, а на борьбу с теми, кто об этих авариях и ЧС говорит вслух.

Я не склонен вмешиваться в деятельность МЧС. Может такой порядок деятельности заведен во всем министерстве, не знаю, – это их дело, но когда такая «деятельность» со стороны ГУ и ЦУКС затрагивает население моей Брянской области и губернатора, за которого я голосовал, то я не могу молчать и оставаться в стороне.

Некоторые свои проблемы руководство ГУ и ЦУКС пытается решить за счет подразделений областной структуры, которые подмяло под себя в нарушение закона ГУ с молчаливого согласия руководства БПСЦ, но это уже другая история. Продолжение следует.

Александр ЛЕБЕДЕВ

Оцените статью
Брянская улица