Владимир Носач: «Завтра троллейбусов в Брянске уже не будет!»

В октябре-ноябре в Брянске в очередной раз разразился «троллейбусный кризис». Управление вновь задолжало поставщику неподъемную сумму, а поставщик в ответ обесточил Володарку и пригрозил оставить без троллейбусов центр города. Ситуацию временно урегулировали власти. Но гарантий, что коллапс больше не повторится, у горожан нет. О главных причинах «троллейбусного кризиса» нашему изданию рассказал «позапрошлый» директор МУП «Брянское троллейбусное управление» Владимир Носач.

Владимир Носач был главным троллейбусником города с 2006 года. Его уволили прошлой осенью. При Носаче троллейбусы не раз отключали за долги. Спустя время, его работу оценивают по-разному. Одни обвиняют Носача в развале предприятия, другие называют настоящим профессионалом, который хоть как-то пытался бороться за спасение троллейбусов. Но всем ясно одно: ни его отставка, ни последовавшие затем кадровые перестановки в МУП «БТУ» так и не смогли решить троллейбусную проблему.

nosach— Владимир Григорьевич, на днях появилась информация об увольнении директора троллейбусного управления Василия Романова. Многие сомневаются, что этот шаг разрешит проблему. В чём её истинные причины, на ваш взгляд?

— Для людей, которые хоть немного знают экономику транспорта, причины этой проблемы абсолютно очевидны.

Первое, и самое главное. В нашем городе, к сожалению, в нарушении действующего на тот момент законодательства, была гипертрофированно развита сеть коммерческих перевозчиков. Они незаконно открывали маршруты прямо под троллейбусными проводами, не согласовывая их с существующими видами общественного транспорта.

Почему троллейбусы проигрывали конкуренцию? Эксперты оценивают ежемесячный рынок перевозок в среднем в 250 миллионов рублей. Из них в троллейбусное предприятие попадало только 20 миллионов, остальные шли  перевозчикам. При этом, получая доход в 10 раз больше, они платили в 10-15 раз меньше налогов по «серым схемам».

Денег, которые недополучило предприятие, было бы достаточно, чтобы обновить парк троллейбусов, закупить новые современные машины.

Вторая причина – компенсация за бесплатный проезд льготников. По закону разница между выпадающим доходом и установленным экономически обоснованным оплачивается из бюджета. Деньги, которые выделялись на эти цели из федерального бюджета, до предприятия доходили не полностью. МУП получало около 20-25 процентов.JkLvfn6gAu4

Третья причина – рост тарифов на электроэнергию. Для троллейбусов электричество – это как горючее для машин. И это горючее подорожало почти в четыре раза – с 1,18 до 5 рублей. При этом в структуре работы предприятия затраты на электроэнергию составляли 20-25 процентов. Это крах! Если бы у автобусников так подорожал бензин, то они бы просто не выдержали.

— Несмотря на господство маршруток, троллейбусы остаются важным для города транспортом. Брянцы ощутили их отсутствие в дни отключений…

— Для Брянска троллейбус – то же самое, что метро для Москвы. Брянск специфичный город, у нас почти нет дорог. Есть две улицы в Советском районе, одна в Володарском, одна в Фокинском. Есть ещё три в Бежице. В таком городе ни в коем случае нельзя перевозить пассажиров транспортом малой вместимости, потому что это создаёт заторы на дорогах. Людей должны перевозить или автобусы, или троллейбусы.

— Недавно власти заявили, что со следующего года будут заключать договоры только с добросовестными коммерческими перевозчиками. Теоретически это может понизить число маршруток. Вы в это верите?

— Там настолько точно и хитро заточены условия конкурсов среди перевозчиков, что без железной воли изменить всё это невозможно. Они писали правила под себя, у них юристы с сумасшедшими зарплатами.

Повторюсь, нигде в мире транспорт малой вместимости не перевозит население в крупных городах. В Европе это поняли вчера, в Москве сегодня, а у нас поймут завтра. Только завтра уже не будет троллейбусов.

tral

Хотя, конечно, это очень хорошая мысль. Допустим, число маршруток сократится. Тогда нагрузка на троллейбусы возрастёт — вырастет и прибыль. На вырученные деньги можно приобрести новые машины.

Смогут ли решить проблему пробок реконструкция Первомайского моста и путепровода «Брянск – 1»?

— Строить надо — и путепровод, и мост. Но главная причина не в этом. Руководители города прекрасно понимают, что 2000 маршруток можно заменить 50-ю машинами большей вместимости.

Нашей власти нужно поставить жесткие условия: если частник, то только с транспортом большой вместимости. Ведь в Брянске повернуться негде, город задыхается в пробках. Я уже не говорю об экологии. Был шанс не выпустить этого джина из бутылки. Но загнать его туда будет ещё трудней.

Дмитрий Радченко

Оцените статью
Брянская улица