Публичные слушания по бюджету: Галина Петушкова рассказала о попытках спасения закредитованного брянского бюджета-2016

Директор финансового департамента Брянского правительства Галина Петушкова, она же – врио заместителя губернатора, рассказала на публичных слушаниях в региональном Заксобрании о проекте бюджета Брянской области на 2016 год. Очевидное снижение будущих доходов по-прежнему называется «темпом роста». Объём государственного внутреннего долга Брянской области в следующем году достигнет 13,5 миллиардов рублей и составит 67,7% от объёма налоговых и неналоговых доходов. Достижениями главный финансист назвала снижение на 20 процентов банковских кредитов на обслуживание нарастающего долга.

Формирование бюджета на 2016 год проводилось в сложной экономической ситуации. В текущем году ожидается снижение поступлении налоговых и неналоговых доходов по консолидированному бюджету 2,5 миллиарда рублей, по областному бюджету 2,2 миллиарда рублей. Темп роста к уровню 2014 года составит 96%.

В структуре собственных доходов основное снижение приходится на налог на прибыль организаций. В части данного налога сумма переплаты, согласно поданным предприятиями в налоговые органы декларациям, в том числе входящие в консолидированные группы налогоплательщиков, составляет 1,9 миллиарда рублей. Фактически, произведены возвраты по данному налогу за текущий период в сумме 1,1 миллиарда рублей.

Неисполнение по налогу на доходы физических лиц составит 669 миллионов рублей в связи с сокращением фонда оплаты труда по 5,5 тысячам предприятий регионального уровня и ростом имущественных налоговых вычетов гражданам.

Бюджет 16-го года сформирован с учётом следующих особенностей.

Как и на федеральном уровне, мы отказались от подготовки трёхлетнего бюджета и составили бюджет только на один год. Заключённое соглашение с Минфином России накладывает жёсткие ограничения по предельному объёму государственного внутреннего долга и привлечению банковских кредитов на текущие расходы.

Начиная с 2016-го года внесены изменения в структуру бюджетной классификации доходов. Основные характеристики областного бюджета следующие: доходы – 36,6 млрд рублей, расходы – 37,3 млрд рублей, дефицит 745 миллионов рублей и 3,7% налоговых и неналоговых доходов.

В 2016 году ожидаем поступления налоговых и неналоговых доходов в сумме 19 млрд. 992 миллиона рублей, что превышает на 605 миллионов рублей оценки текущего года.

Снижение по отношению к первоначальному плану темпов роста собственных доходов будет частично компенсировано увеличением поступлений нецелевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание и сбалансированность.

В соответствии с федеральным бюджетом на 2016 год запланировано предоставление Брянской области 8,7 млрд рублей дотаций. Это на 2,1 млрд больше, чем в текущем году, благодаря работе, проведенной губернатором области, региональным правительством и департаментом финансов по взаимодействию с Министерством финансов России.

В структуре налоговых доходов 2,9 миллиарда рублей – целевые доходные источники, формирующие дорожный фонд. 17,1 млрд. рублей – нецелевые доходные источники. Из ожидаемого прироста налоговых и неналоговых доходов 456 миллионов составит прибавка нецелевых доходных источников, а 148,9 миллиона рублей – прирост поступлений дорожного фонда.

Основными налоговыми доходами, как и в предыдущие годы, являются 4 доходных источника. Это налог на доходы физических лиц (его доля составляет 41%, или 8,2 миллиарда рублей), налог на прибыль организаций (почти 19%, или 3,8 млрд рублей), акцизы (более 14%, или 2,8 миллиарда рублей), налог на имущество организаций (11%, или 2,2 миллиарда рублей). На долю этих налогов приходится более 80% собственных доходов бюджета.

В сфере налоговой политики основные усилия в 2016-м году будут направлены на создание условий для роста общего объёма фонда оплаты труда в регионе, легализации заработной платы, доведения её до среднеотраслевого уровня. Совершенствование мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционные проекты. Переход к налогообложению имущества физических лиц, исходя из кадастровой оценки стоимости объектов недвижимости, проработку перехода на налогообложение имущества организаций с использованием кадастровой оценки.

Здесь нам, совместно с департаментом экономического развития, региональным управлением федеральной налоговой службы, предстоит большая работа по поиску и отработке перспективных инвестиционных проектов, оценке эффективности уже предоставленных налоговых льгот, снижению недоимки и увеличению собираемости.

По налогу на прибыль выпадающие доходы в связи с предоставлением налоговых льгот составят более 878 миллионов рублей. По налогу на имущество – 387 миллионов рублей. А общая сумма выпадающих доходов, с учётом других налоговых льгот, составит 1 млрд. 346 млн. рублей.

Что касается муниципальных образований, то в сложившихся условиях необходимо сосредоточиться на мобилизации доходов, в том числе за счёт снижения недоимки по налогам и сборам, реализации мер, направленных на увеличение налогового потенциала муниципальных образований, повышение уровня собственных доходов местных бюджетов.

В первую очередь при планировании местных бюджетов надо обратить внимание на реалистичность прогнозирования доходов. Поскольку их необоснованное завышение приводит к риску неисполнения расходных обязательств и росту кредиторской задолженности.

Объём целевых безвозмездных поступлений на 2016-й год запланирован в сумме 7,9 миллиарда рублей, из которых 679 миллионов рублей – субсидии, 6,8 млрд. рублей – субвенции и 167 млн. рублей – поступления от Фонда содействия реформированию ЖКХ. И 206 миллионов рублей – иные межбюджетные трансферты.

В связи с эти необходимо отметить, что большинство субсидий распределяется в течение финансового года. Для привлечения федеральных субсидий в составе расходов предусмотрено 612 миллионов рублей на софинансирование, как по распределённым субсидиям, так и для привлечения нераспределённых субсидий между федерацией и субъектами.

Таким образом, в 2016-м году объём поступлений субсидий будет корректироваться в сторону увеличения по результатам отбора федеральными министерствами региональных программ. И мы рассчитываем, что по субсидиям мы выйдем на уровень 2015 года — 8,8 млрд рублей.
В текущем году нами были заключены соглашения с Министерством финансов о привлечении дополнительных бюджетных кредитов.

Объём бюджетных кредитов на конец 2015-го года составит 4,3 млрд рублей, а на конец 16-го года – 5,8 млрд рублей. Полученные бюджетные кредиты направляются на погашение банковских кредитов с целью снижения расходов на обслуживание долга.

Экономический эффект от использования дешёвых средств Минфина — ставка кредитования всего лишь под 0,1% годовых — взамен дорогих банковских, привлекаемых в среднем под 12%, составит 690 миллионов в год.

Поэтому условия заключённых с Минфином соглашений по ограничению объёма дефицита бюджета, предела долга, а также задолженности по банковским кредитам должны неукоснительно исполняться в ближайшие три года.

В 2016-м году дефицит областного бюджета не должен превысить 10% от налоговых и неналоговых доходов, задолженность перед кредитными организациями не должна превысить 50%, а общий объём государственного долга не более 68%.

С учётом привлечения ранее кредитов, а также планируемого на 2016 год дефицита, мы не сможем дополнительно наращивать государственный долг и, соответственно, увеличивать расходы.

Губернатору области, председателям областной думы, руководителям областных департаментов и управлений, главам местных администраций жёстко поставлена задача в 2016-м обеспечить принятие обязательств строго в рамках первоначально запланированных расходов. Это наше региональное бюджетное правило в следующем году.

Мы подошли к моменту, когда резерв увеличения долга исчерпан, и пора всем заняться эффективным использованием средств.

budget

Пора жить по принципу: «Больше расходов – больше эффективности».

Приоритетами бюджетной политики в 16-м году станут: сокращение дефицита и долга с учётом обязательств, принятых в соответствии с заключёнными соглашениями, сокращение расходов бюджета, отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспечивающих финансовыми ресурсами. Переход на нормативно-подушевое финансирование учреждений, единообразный подход к распределению средств между городами и районами, повышение эффективности межбюджетных отношений.

Общий объём расходов на 16-й год составит 37,3 млрд рублей, из 29 млрд. рублей будут обеспечены за счёт собственных доходов и дотаций, остальные 7,9 млрд. рублей – расходы за счёт целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

С учётом дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 2,1 млрд. рублей расходы сохранены на уровне 2015 года, а по отдельным наиболее значимым направлениям расходные обязательства увеличены.

Итак, на 830 миллионов рублей увеличены расходы на дорожную отрасль. На 476 млн. рублей — социальные выплаты населению в связи с ростом числа получателей и индексацией 5,5% с 1 октября 2015-го года и на 6,4% с 1 октября 2016-го года.

На 291 млн. рублей увеличены расходы на завершение строительства перинатального центра. На 15 млн рублей объём расходов на обеспечение жильём детей и детей, оставшихся без попечения родителей. До 210 млн. рублей увеличение расходов на обеспечение дорогостоящими лекарствами граждан. Дополнительно предусмотрено 70 млн. рублей на обеспечение области чистой питьевой водой в связи с актуальностью данной проблемы.

Большую часть расходов бюджета, как и в прошлые годы, составляет социальный блок, то есть более 73%. Из общего объёма расходов бюджета наибольший объём расходов направляется на три отрасли. Более 11 млрд рублей – это социальная защита населения. 8,9 млрд рублей – это образование. И 6,5 млрд рублей – здравоохранение. Раздел «национальная политика» составляет 5,2 млрд. рублей, или 13,9%.

Существенный рост запланирован по расходам дорожного фонда. В результате объём дорожного фонда достигнет 2,9 млрд. рублей. Из общего объёма 583 млн. рублей будут направлены на строительство дорог, 2 млрд. на проведение ремонта действующей сети дорог.

Общий объём межбюджетных трансфертов местным бюджетом запланирован в сумме 10,9 млрд. рублей. Наибольший объём средств приходится на субвенции. Их две – это на общеобразовательный процесс — 4,2 млрд. рублей. И субвенция на получение дошкольного образования 2,4 млрд рублей.

Дотации бюджетам муниципальных образований предусмотрены в сумме 1,4 млрд. рублей. Также в следующем году местным бюджетам будут установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц взамен дотаций их на выравнивание на сумму 1,9 млрд. рублей.

Все дотации и субвенции распределены по единым формализованным методикам, утвержденным областным законом о межбюджетных отношениях. Также запланированы субсидии местным бюджетам в сумме 1,5 млрд. рублей. Предусматриваются средства в объёме 100 млн. рублей на предоставление бюджетных кредитов муниципальным районам и городским округам под 0,1% годовых. При этом подход при кредитовании будет осуществляться аналогично банкам — то есть на условиях срочности, возвратности, возмездности и при строгом соблюдении платёжной дисциплины.

В следующем году продолжится предоставление субсидий местным бюджетам с целью поддержки реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Ключевыми направлениями субсидирования будут являться: переселение граждан из аварийного жилищного фонда (246,5 млн. рублей), обеспечение населения питьевой водой (85 млн. рублей), развитие автомобильных дорог и обеспечение сохранности дорог – 754 млн. рублей, обеспечение питанием детей из обучающихся малообеспеченных и многодетных семей из расчёта 10 рублей на одного ребёнка.

В 2016 году в отношении целевых межбюджетных трансфертов будет установлен механизм бюджетного аккредитива. Перечисление средств областного бюджета в пределах сумм и в сроки, необходимые для оплаты обязательств муниципальными образованиями.

Объём государственного внутреннего долга Брянской области в следующем году достигнет 13,5 миллиардов рублей, или 67,7% от объёма налоговых и неналоговых доходов.

При этом, если на начало текущего года доля бюджетных кредитов, привлекаемых по ставке 0,1% годовых, составляла 22,7%, или 4,3 млрд. рублей, то в следующем году достигнет 43,2%, или 5,8 млрд. рублей. Таким образом, доля банковских кредитов в структуре долга сократится на 20%, что позволит достичь эффекта по снижению расходов на обслуживание долга, о которых я уже говорила выше, в сумме 690 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги! Реалии сегодняшнего дня заставляют нас проводить жёсткую финансовую политику и принимать порой непопулярные решения. Всем без исключения главным распорядителям бюджетных средств и органам местного самоуправления надо обеспечить решение задачи, поставленной губернатором и председателем областной Думы по реализации всех проектов, мероприятий, рабочих учреждений строго в рамках запланированных бюджетных средств.

Трансляция публичных слушаний по бюджету на 2016 год в брянской Думе, часть 1. Выступление врио заместителя губернатора Брянской области Галины Петушковой о проекте бюджета Брянской области на 2016 год (25:10 — 42:12).

Оцените статью
Брянская улица