Про «училок» и учителей рассказала брянская 11-классница на российском литературном конкурсе

Брянцы могут поддержать интернет-голосованием ученицу 11 класса брянской школы №9 Маргариту Кузину в Международном литературном конкурсе сочинений «Купель» по произведениям писателя Александра Костюнина. Его рассказы «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Вальс под гитару»,»Совёнок»,»Поводырь»,»Нытик», «Ивановны» по рекомендации ИСМО РАО включены в учебный курс «Уроки нравственности». Тем, что рассказ-сочинение под номером 096 «Про училок и учителей» на сайте конкурса – из Брянска, по праву можно гордиться: классное, искреннее, живое, смелое и, конечно, грамотное. Ведь писала его юная брянская красавица, которая, к тому же, «идёт на медаль». «Брянская улица» предлагает почитать выдержки из работы Маргариты и проголосовать за нашу талантливую конкурсантку.

margo«Как собачку утопить, у ларька пивка попить, учат в школе, учат в школе, учат в школе!» — жизнерадостно басит кумир эстрады профессор Лебединский. Раньше меня удивляло: как могла возникнуть и, главное, стать популярной такая вот глумливая пародия на добрую детскую песенку. А после знакомства с рассказом А. Костюнина «Рукавичка» вдруг осенило – да это же горький опыт общения со школой таких ребят, как Юрка Гуров и его одноклассники <…>.

Рассказ «Рукавичка» поражает своим жёстким реализмом. Представляю этих жалких, раздавленных ужасающей ситуацией детей, не смеющих ослушаться своей узко мыслящей наставницы. Только что увидели «чудо» (рукавички), даже потрогали руками, прикоснулись к другому, лучшему миру, и тут же – злой окрик, цепкий взгляд, унизительное положение, когда ты должен оправдываться, защищаться от незаслуженного обвинения: «Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать».

И вот малыш-первоклассник из многодетной, неблагополучной семьи ревёт в голос – «преступник» найден. Мы ожидаем, что взрослый человек, с педагогическим образованием, умудрённый опытом, протянет руку помощи, поддержит, направит, но учитель выносит приговор, ставит клеймо на всю жизнь – «вор». И хотя этот несчастный Юрка Гуров на протяжении своей школьной жизни больше ничего не крал, с лёгкой руки педагога сделался «изгоем», а «восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком».

Жертвой учительской близорукости стал и главный герой, от чьего лица ведётся повествование, и его одноклассники. Наученные жестокости, категоричности в отношениях с близкими, они обедняют и свою жизнь, делают её серой, убогой. (Думаю, именно поэтому и стала возможна Россия 90-х, когда «люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга».)
1362750781_V-Barnaule-budut-attestov

Горько, что учительница эта, Алла Ивановна Гришина, не лишена была педагогического мастерства (ей внимали дети, к её мнению прислушивались взрослые жители деревни), но использовала его не во благо. Страшно, что учительниц таких было много и данный пример, скорее правило, чем исключение для нашей страны советского периода. Воспитывали тогда сурово, бескомпромиссно, лишний раз боялись пожалеть, похвалить. Нет, лучше отругать, наказать. На будущее, про запас.

Пишу, а перед мысленным взором – чёрно-белый снимок начала 80-х из фотоальбома моей мамы. Испуганные лица малышей в школьной форме. Нахмуренные брови. Надутые губы. На груди октябрятские звёздочки, в руках – флажки.

– Где это вы? Что с вами? – спрашиваю.
– На торжественной линейке в честь какого-то праздника. А хмурые, потому что выслушали очередную профилактическую беседу. Наверно, слишком шумно радовались.
Так и осталось в памяти – наказаны в честь какого-то праздника…

Мы живём в другую эпоху. Многое в жизни школы изменилось в лучшую сторону. Учителя иначе выстраивают свои отношения с учениками, а если порой и услышишь печальную историю, то скорей уж о том, как обидели учителя, а не наоборот <…>.

genuineinterest-22

Вот учительница домоводства из «Рукавички». Она подготовила замечательные наглядные пособия, и рассказ её, видимо, увлекателен, ведь первоклашки слушают, затаив дыхание. Это человек, который может увлечь своим предметом. Может… Но вот непредвиденная ситуация – пропала рукавичка. И педагог теряет свой облик – «причёска сбита набок, на лице красные пятна». Она «вбегает» на чужой урок и выпаливает: «Взял кто-то из вас». Всё она делает неправильно. Ей бы остановиться на минутку, подумать <…>.

Судя по фильмам, рассказам прошлых лет, таких «училок» раньше было немало. Кое-кому встречаются они и сейчас. Думаю, они много могли бы дать своим ученикам, если бы совладали с раздражительностью. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Отсюда и эта уничижительно-пренебрежительная, усечённая форма от слова «учительница»: «училка».

Иной образ учительницы, привлекательный, хотя и не лишённый трагизма, нарисован в рассказе «Деньги». Образ той, которая творит и созидает вопреки. Вопреки бытовым проблемам, финансовому неблагополучию, своему нездоровью. Героиня рассказа, так и оставшаяся безымянной (видимо, не случайно: таких скромных тружениц, каждый день совершающих свой «тихий подвиг», в нашей стране много), помогла ребёнку с проблемами слуха найти друзей, адаптироваться в среде сверстников. Вообще сплотила класс и родителей, да так, что к концу года все ощутили себя одной большой семьёй.

1444033472_sco2

Работала на износ. Накануне забастовки переживала: «Паскудно на душе». В память врезалась такая деталь. На День Святого Валентина учительница подарила ученикам самодельные красные сердечки. Благодарная мать одного из них повесила подарок на видное место. И вот когда она рассказывала случайному собеседнику о преждевременно ушедшей из жизни учительнице (умерла от сердечного приступа), «маленькое красное сердечко загадочно качнулось. Сердце, которого хватало на каждого и не хватило только на себя, продолжало жить»…

Перечитываю рассказ неравнодушного писателя, а рядом мигает живым красным огоньком ещё одно сердечко – подарок моей первой учительницы Ирины Владимировны Гавриловой. Я заканчиваю 11-й класс. Припомнившаяся история произошла, когда я училась в 3-ем. Морозный ветреный день. Мы возвращаемся с награждения победителей лингвистического конкурса «Русский медвежонок». Это моя первая серьёзная победа. Учительница так рада за меня, что торжественно вручённой книжки ей кажется недостаточно, и в душевном порыве она покупает и дарит мне симпатичного плюшевого щенка, похожего на медвежонка. Если нажать ему на лапку, зажигается сердечко и раздаётся задушевное: «Я тебя люблю!» Затрудняюсь ответить, что тогда поразило меня больше: замечательная игрушка (родители меня ими не баловали) или душевный порыв Ирины Владимировны. Одно знаю точно: только взяв в руки эту зверушку, я впервые в тот морозный день по-настоящему почувствовала сердечную теплоту своей первой учительницы <…>.

MP900439545[1]

Каждый может рассказать немало историй о доброте и чуткости своих педагогов, о том, как они помогли словом и делом, но поистине счастлив тот, кому судьба подарила встречу с Учителем, давшим направление всей дальнейшей жизни <…>. Таким поводырём стала для моей мамы, учительницы литературы, её учительница Татьяна Алексеевна Акуленко.

Чувство человеческого достоинства, право выбора, уважение к личности другого – вот те ценности, которые привила на заре перестройки Татьяна Алексеевна своим ученикам. И хотя учителем, в конечном счёте, стала только моя мама, все они при встрече обязательно вспоминают об уроках литературы, ведь там их научили думать, стремиться к высоким целям.

А что касается моей мамы, до сих пор по важным жизненным вопросам она советуется с Татьяной Алексеевной, хотя школу закончила более 20 лет назад, и учительница всегда находит для неё время. Да, доброе слово, поддержка, вера в твои силы – это так важно…».

Напомним, проголосовать за сочинение из Брянска можно на сайте литературного конкурса.

Оцените статью
Брянская улица