Экономию «до фонаря» на карачевском заводе «Электродеталь» недавно отработали в рамках предприятия. А теперь опыт, полезный во времена тотальной экономии, руководство завода предлагает брянским городам и весям. Если из 3 миллионов в год на уличное освещение высвободятся 2 и пойдут, к примеру, на зарплату учителям – разве плохо? Надо только, чтобы сэкономленные средства оставалось в муниципалитете — но при этом могли бы законно перебрасываться на те статьи расходов, где они нужнее всего.
Генеральный директор АО «Карачевский завод «Электродеталь» Виталий Явельский и главный энергетик Эдуард Мамчур предлагают средство экономии для муниципальных бюджетов. Например, если в их родном городе Карачеве старые энергоёмкие ДРЛ-светильники заменить на новые, светодиодные – будет Карачеву, практически, счастье.
Главный заводской энергетик недавно провёл именно такую модернизацию на родном заводе, а теперь поделился точными расчётами в масштабах районного города.
— Сейчас Карачев освещает около 600 уличных светильников – в это число не входят установленные на проходящей через город федеральной трассе.
Мощность каждого светильника – 250 ватт. Плюс еще около 50 ватт необходимо для работы дросселей – устройств типа блока питания. Итого вкупе получаем 300 ватт на светильник.
Умножаем 600 на 300, получаем 180 000. 180 киловатт – столько энергии уходит в час на полное освещение Карачева. Летом светлый период суток дольше, зимой — меньше. В среднем, в течении года, улицы надо освещать 12 часов. Таким образом, среднесуточный расход электроэнергии для этих нужд – 2 160 киловатт. Цена электроэнергии – 4 рубля 23 копейки за киловатт. Значит, за освещение Карачева сейчас приходится платить в среднем 9 тысяч 100 рублей в сутки. В год, округлённо, получаем 3 миллиона рублей.
Светодиодные лампы, при таком же световом потоке, берут по 100 ватт – то есть в три раза меньше, чем ДРЛ-лампы. То есть, мы получаем две трети экономии. Вместо трёх миллионов платим один.
Замена по всему городу Карачеву нынешних светильников на светодиодные обойдется в 7 миллионов рублей, включая оплату труда и все прочие расходы.
При экономии 2 миллиона рублей в год работа окупается за три с половиной года. А дальше идет уже чистое сбережение. Работа светодиодного светильника рассчитана на 100 тысяч часов. В год они горят, самое большее — пять тысяч часов. Получается 20 лет надежной работы.
На нашем заводе ни один из установленных светодиодных светильников из строя не вышел. Если это случится – действует гарантийный срок, в течение которого вышедший из стоя фонарь производитель заменяет на новый – пять лет.
Генеральный директор завода Виталий Явельский, по сути – автор карачевского ноу-хау — рассказал о тонких местах «экономии на фонарях». Возможно, эти нюансы пригодятся руководителям муниципалитетов — в случае, если передовой производственный опыт решат перенять чиновники.
— Есть люди, которые говорят: дайте нам деньги, будем заниматься энергосбереженим. Каким образом? Выкрутят киловаттные лампы, поставят двухсотваттные – всё, город во тьме. В чем же здесь экономия — в том, что люди ночью ничего не видят? При этом деньги, которые получают за якобы выполненную работу, уходят неизвестно куда. Не буду называть муниципалитеты, где такое происходит – но это есть.
Также должны быть чётко прописаны правила, техзадания. Одно из условий экономии – дешевизна. Но ведь можно приобрести недорогое оборудование — и при этом некачественное — какие-нибудь поделки китайского производства. Они через три дня выйдут из строя. Значит, надо прописать условия, при которых изделия китайских производителей не пройдут. Очень важно обозначить жёсткие сроки исполнения.
Оптимально, если программой энергосбережения – даже в масштабах области — будет заниматься один оператор. Тот, который будет соответствовать всем предложенным требованиям: и финансовым, и техническим. К тому же, это облегчит контроль за исполнением программы.
И, наконец, самый главный момент: «куда» мы экономим? Ведь два миллиона рублей в год это примерно столько, сколько в городе Карачеве тратят на образование — на все школы и детские сады. Значит, средства, сбережённые на освещении, должны пойти именно туда, а не раствориться в бюджете, не исчезнуть в неизвестном направлении.
Если мы этого хотим — необходимо строго прописать целевые траты, заложить в правовом поле возможность манёвра – переброски сэкономленных средств на другие статьи расходов. При этом финансы должны оставаться в рамках конкретного муниципалитета.
Будет на то политическая воля, заинтересованность главы города, района, региона – будут позитивные сдвиги.