Департамент культуры настаивает на запрете соцсетей и Google для театров, музеев и библиотек

В Брянске появился ещё один письменный запрет на соцсети и зарубежные поисковые системы. Он поступил в подведомственные учреждения департамента культуры Брянской области. Приказ обязывает работников музеев, библиотек, театров и прочих культурных учреждений быть бдительными, выходя в интернет.

Вчера, 25 февраля, губернатор вчера назвал бредом запрет на соцсети. Тем не менее, приказ есть приказ, и его придётся выполнять. Следствием его выполнения может стать парализация всех рабочих процессов и поощрение доносительства друг на друга в коллективах. В то же время чиновники раз и навсегда решат для себя «проблему лайков и комментов» к материалам, критикующим власть.

Наш читатель из сферы культуры прислал своё мнение по поводу приказа брянского Депкульта.

В свете ФЗ N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» все перечисленные в приказе требования в принципе вопросов не вызывают. За исключением последнего:

«- исключить взаимодействие с зарубежным IT- компаниями (например, «Microsoft», «Google», «IBM» и т.п.) при реализации образовательных, культурных и благотворительных проектов и программ».

Если в Законе говорится только о том, что технические средства (а именно, серверы) информационных систем должны находиться на территории Российской Федерации — и с правильностью данного требования нельзя не согласиться — то причем здесь взаимодействие с зарубежным IT- компаниями? И что конкретно следует понимать под этим взаимодействием?

Даже если отбросить тот факт, что в указанных статьях говорится исключительно о территориальном размещении технических средств, и ни про какое взаимодействие не упоминается, все равно остается множество вопросов…

Как исполнить данный пункт приказа, если практически все учреждения пользуются ранее приобретенными продуктами компании «Microsoft»? В приложениях MS Office ежедневно создаются письма, отчеты, графики, статистические таблицы, диаграммы, электронные презентации и многое другое. Бухгалтерские программы, в том числе и Российские «1С», «Парус» и пр. – интегрированы с MS Office.

132986_1_big_bn

Нормальная работа любых программных продуктов гарантируется как заграничным, так и отечественным производителем только при использовании рекомендованного системного программного обеспечения. А системные требования для большинства прикладного ПО первым пунктом включают наличие ОС Windows. Таким образом, отказаться от использования продуктов компании «Microsoft» – значит, фактически, остановить работу учреждения.

Предлагаемая в последние несколько лет альтернатива известна: бесплатные операционные системы и прикладное ПО на основе Linux, включающее в себя и офисные приложения: текстовый и табличный редакторы, мастер презентаций, средство для работы с изображениями. Но подходит ли Linux под программу импортозамещения? Ответ на данный вопрос неоднозначен… Его разработчик – финского происхождения Линус Торвальдс, а также многочисленные программисты и IT-компании по всему миру.

Таким образом, продукт — явно не российского происхождения. Покупать его, правда, не надо. Почти всё дают безвозмездно, то есть даром. Тем не менее проблема «взаимодействия» с зарубежными IT-компаниями, таким образом, все равно не снимается.

Существует несколько сотен различных дистрибутивов (операционных систем и прикладных пакетов) на основе Линукс, предназначенных для решения тех или иных пользовательских задач.

Как руководителю государственного или муниципального учреждения определиться, какой именно дистрибутив ему нужно установить? И где его взять? И как совместить с ним тот же бухгалтерский «Парус» или «1С»? Как заставить корректно работать базу данных? Без участия квалифицированного программиста — задача неразрешимая. А таковых в учреждениях бюджетной сферы – негусто.

Осложняется задача еще и тем обстоятельством, что в государственных и муниципальных учреждениях компьютеры и периферия, как правило, настолько древние, что поиски подходящих драйверов могут закончиться полным фиаско и острым желанием отправить строптивую железяку в мусор.

На этом, однако, проблемы информатизации не закончатся. Поскольку необходимо будет обеспечить хотя бы на первом этапе минимальное «сопровождение», когда начнутся проблемы типа: «не открывается», «не загружается», «не печатает» и прочее. И не потому что плох Линукс — он во многом — очень даже хорош, но потому что вынужденный экстренно переучиваться и привыкать к новой жизни, закосневший на майкрософтовских продуктах пользователь будет требовать к себе внимания и поддержки со стороны грамотного и технически подкованного специалиста. Коими, к сожалению, не богаты государственные учреждения.

177_linus

Кроме того, здесь будет уместно привести мнение специалиста, свидетельствующее о том, что даже пользование бесплатным Линуксом вовсе не исключает возможности вражеского саботажа в нашем информационном пространстве. Генеральный директор компании «Форсайт Про» Галина Антипина говорит о том, что «в настоящее время все „отечественные“ версии операционных систем, основанные на Linux, являются переведенными, адаптированными версиями Linux, пакеты которых обновляются и разрабатываются множеством разработчиков мирового сообщества. Базовые репозитории этих ОС находятся за рубежом. И стоит только перекрыть доступ к этим репозиториям, как наши „отечественные“ ОС практически перестанут развиваться и поддерживаться в актуальном состоянии

Резюмируя сказанное, необходимо обратиться к авторам данного приказа с просьбой предусмотреть оказание исполнителям методической, технической и финансовой поддержки по его реализации, а именно:

— указать наименование дистрибутива альтернативного ПО и места его бесплатного получения, либо распространить среди подведомственных установочный диск с дистрибутивом;

— подготовить и распространить соответствующие методические рекомендации;

— организовать «на местах» внедрение, техническую поддержку и сопровождение силами квалифицированных IT-специалистов;

— обеспечить ликбез для пользователей, в массе своей являющихся гуманитариями;

— предусмотреть финансирование для замены древнего компьютерного оборудования в случаях возникновения проблем адаптации.

Запрет пользования соцсетями в рабочее время для медработников, скорее всего, оправдан. Но кто и как будет отслеживать пользование соцсетями с личных смартфонов сотрудников? Остается только надеяться, что для этих целей не будут созданы специальные «мухобойные» службы ни в областных правительственных структурах, ни в администрациях учреждений.

Учреждения культуры — библиотеки, музеи, театры — используют соцсети как одну из возможностей рекламы и продвижения своих услуг, а также как средство прямого общения со своей аудиторией. Поэтому запрет на использование соцсетей в данной сфере принесет больше вреда, чем пользы.

krivcova-730x410

В январе текущего года Общественная палата обратилась в Минтруд с предложением запретить использование соцсетей в рабочее время. В пресс-службе Минтруда отметили, что каких-либо предпосылок для запрета использования социальных сетей во время рабочего дня ведомство не видит, поскольку взаимоотношения работника с работодателем регулируются Трудовым кодексом, в котором все прописано.

«Подобные вопросы могут регулироваться коллективным договором, локальными нормативными актами. Например, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями или, допустим, в инструкции по охране труда работников организации, — говорят в пресс-службе. — Поскольку обращений по этому поводу в Минтруд не поступает (было только одно — о пользовании мобильной связью на рабочем месте), делаем вывод: работодатели и работники без проблем решают эти вопросы в рамках действующего законодательства».

Приказывая «запрещать и не пущать», следует помнить, что запреты приводят зачастую к совершенно противоположному, иногда даже трудно предсказуемому эффекту.

Напомним, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливается требование о том, что технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. (Статья 13, часть 2.1).

Порядок осуществления контроля за соблюдением данного требования утверждается Правительством Российской Федерации. В связи с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьей, предусматривающей ответственность за нарушение указанного требования.

Изменения и дополнения вступили в силу 10 января 2016 г.

Оцените статью
Брянская улица