Капремонт по-брянски: денег начинает не хватать

Брянскую региональную программу капремонта ждёт острый дефицит средств: к 2018 году он составит 2,5 миллиардов рублей. Брянский Фонд капитального ремонта (ФКР) снова «забросил удочку» о повышении платы за капремонт. Депутаты промышленного комитета брянской Думы предложили ряд других мер, кроме однозначно непопулярной.

Бесконечная критика капремонта по-брянски, смена руководителей (Смирнов, Маланин, Курашов, Лохматов, Горин – прим. ред.) привела к тому, что в рядах отцов региона и слуг народа активно закипела творческая мысль.

По крайней мере, из недавнего отчёта на думском промкомитете нового директора Фонда капремонта Брянской области Виктора Горина следовал ряд местами обнадёживающих, местами – обескураживающих выводов.

Было сказано, что подрядчики теперь будут привлекаться практически идеальные: без недоимок по налогам, с «рекомендациями», без судимости руководителей, и.т.д.

Что касается конкурсов и открытых аукционов по выбору подрядчиков на проекты, работы и стройконтроль – Фонд решил идти по пути конкурсов, чтобы подряд не доставался только лишь по принципу понижения цены контракта на «одну копейку». Также срок выполнения работ теперь нельзя будет затянуть более, чем на 25 процентов от указанного в договоре.

Виктор Горин сообщил, что на таких вот, правильных конкурсах по краткосрочной программе 2015 года, Фонд сэкономил почти 40 миллионов рублей, а также накопил около 50 миллионов рублей по банковским процентам за хранение средств на банковских счетах. При этом уже сейчас руководство брянского ФКР прогнозирует дефицит по текущей программе и его нарастание по программам следующих годов.

Собираемые на капремонт средства с населения живут отдельной, странной жизнью. С одной стороны, на счетах остаются приличные суммы, с другой – прогнозируется нарастание дефицита средств.

Ни шатко, ни валко, с предписаниями УФАС и прокуратуры, жалобами жителей региона, судами и расторжением контрактов, но выполнение уже законченной краткосрочной программы 2014-2015 годов завершилось. Ремонт 82 домов по ней обошёлся в 114 миллионов рублей (на одном из прошлогодних комитетов экс-директор брянского ФКР, говорил о 126 миллионах). Финансирование шло только из бюджета, взносы собственников не использовались, так как их обязанность платить наступала только с 1 сентября 2014 года.

Краткосрочная программа (КСП) 2015 года, которая идёт сейчас – это уже 484 многоквартирных дома (МКД). Денег на это заложено по плану — 993 миллиона рублей. Наверное, программу как-то незаметно «уточнили»: на последнем промкомитете прошлого года речь шла о 506 домах региона в программе 2015 года, на которые собраны средства в размере 1 миллиард 043 миллиона рублей

Теперь уже финансирование будет полностью идти за счёт средств населения – тех самых 5,5 рублей с квадратного метра. Срок окончания программы – 31 декабря 2016 года.

По словам Виктора Горина, проектно-сметная документация (ПСД) разработана уже по всем (!) домам, 141 дом обрёл подрядчика, 93 дома из них уже откапиталили, на 30-ти работы начаты с 1 марта.

При этом по 14 домам договора расторгнуты. Девять домов в Клинцах бросила сама подрядная организация — ООО «Дом сто дел». С трёх объектов в Брянске не по своей воле ушло ООО «Промышленный участок» — за нарушение сроков начала капремонта. Один из брянских домов покинул ООО «БелСтрой-М» — компанию изгнали за нарушение сроков выполнения работ. И, наконец, в одном из общежитий города Дятьково капиталить крышу смысла нет – «в связи с аварийным состоянием межэтажных перекрытий».

20151122_092111-e1448202093503

По данным брянского Фонда капремонта, до конца 2016 года осталось выполнить работы на 343 многоквартирных домах, что многим специалистам представляется малореальным. Однако глаза боятся, а руки делают — виды работ проторговываются со скоростью света.

Дефицит по текущей программе ожидается в размере почти 200 миллионов рублей. Спрогнозировали его очень просто. От сборов с населения с 1 сентября 2014 года осталось 185,7 миллионов рублей. Плюс за полный 2015 год с жильцов собрали 618, 1 миллион рублей. Складываем две цифры и вычитаем их сумму из полной стоимости программы 2015 года – из 993-ех миллионов рублей. Получаем дефицит. И это при том, что количество домов сократилось на 22 — с 506 до 484, как, впрочем, и финансирование – с 1 миллиарда 043 миллионов рублей до 993 миллионов. Тайна сохранения дефицита осталась пока невыясненной.

Где брать деньги? Сам новый начальник Фонда уповает на мощный прирост банковских процентов, предлагает повысить собираемость взносов (сейчас их собираемость с брянского населения одна из лучших в России – 84-85 процентов). Также снова встал вопрос о непопулярной мере – о повышении взносов на капремонт.

В то же время брянские строители и бизнесмены в промкомитете Думы активно обсудили и другие варианты выбраться из дефицита и вообще улучшить качество капремонтов в Брянске.

дом-Борович-суть-капа

Алексей Кубарев, руководитель ГК «Мегаполис», активно выступавший по теме в конце минувшего года, напомнил о том, что десятки миллионов теряются «по мелочам».

— Главные неплательщики за капремонт – муниципальные и областные бюджеты. Нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, сдаются в аренду. А обязанности по уплате возложены на собственника. И из 30-40 миллионов рублей положенных платежей перечисляются лишь примерно 10%. Это происходит потому, что в муниципальных и областных бюджетах на эти цели просто-напросто не закладывают средства. Бюджет и так напряжен до предела. А поскольку Фонд капитального ремонта находится в ведении области, он вряд ли станет подавать в суд на подобных неплательщиков. Потому, я думаю, имеет смысл возложить обязанности выплаты взносов за капремонт на арендаторов. Тем более, аренда «казенных» помещений обходится дешевле средней рыночной цены. 5,5 рублей за квадратный метр в месяц не слишком увеличат бремя арендатора.

В этом месте, стоит вспомнить выступления известной общественницы Светланы Калининой, которая говорила, что муниципалитеты до сих пор «не знают своей собственности». Однако, при последней попытке обновить реестры, количество муниципальных метров, по её словам, резко уменьшилось – с 12 тысяч до 5 тысяч квадратных метров. Возможно, оттого, что «сброс» муниципальной собственности в частные руки идёт в последние годы ошеломляющими темпами…

Ощутимая экономия, по мнению, Алексея Кубарева, получится и при «ликвидации» квитанций РИРЦ — ведь печать отдельного квитка на капремонтовские 5,5 рублей и сопутствующие процедуры обходится в сумму около 15 миллионов в год. Эти 15 миллионов станут экономией ФКР. А выставлять населению счёт за капремонт можно и на общей квитанции за услуги ЖКХ

RIRTs

Самое удивительное, что вдобавок к 343 домам регпрограммы 2015 года, необходимо будет выполнить и ещё и КСП 2016 года — а это 262 многоквартирных дома. Срок тот же — до 31 декабря 2016 года.

Выполняя программу-2016, предстоит уложиться в 622 миллиона рублей. Из них средства собственников составят 593 миллиона, область вложится почти 7-ю миллионами, муниципалитеты «сбросятся» 3,4 миллионами рублей, Фонд развития ЖКХ даст 18,4 миллионов рублей. Ранее федеральный Фонд планировал на Брянскую область выделить 43 миллиона, но затем счёл первую программу в регионе заваленной и сократил финансирование.

Директор брянского ФКР Виктор Горин замечает, что доля бюджетов всех уровней и средств Фонда развития ЖКХ неуклонно сокращается — при общем подорожании услуг, глобальном нарастании объёмов капремонта.

В рамках первого пятилетнего периода (2014 — 2018 годы) реализации региональной программы необходимо отремонтировать 2 тысячи 911 МКД, в том числе 1 тысячу 238 МКД в 2017 году и 914 — в 2018 году.

При этом Виктор Горин предполагает, что дефицит по первому пятилетнему периоду реализации регпрограммы может составить уже около 2,5 миллиардов рублей.

Тех, кто сокращает финансирование, не пугает и ответственность по законам РФ и региона, предполагающих субсидиарную ответственность властей всех уровней за неисполнение или ненадлежащее исполнение регоператором обязательств перед жильцами по выполнению капремонта.

31

Тот же Кубарев при этом удивляется ещё одному моменту: как такой объём работ можно не то что качественно – в принципе сделать «одним сметчиком» (сметчик — специалист, проверяющий правильность затрат подрядчиком – прим. ред.)?

Чтобы сейчас выполнить текущую программу капремонта – а прошёл уже целый квартал 2016 года — необходимо в месяц ремонтировать около 70 домов. Сметчику брянского ФКР придется проверять в день два-три дома, практически без выходных. Строитель уверен — это нереально.

— Осложняют и затягивают работу взаимные проверки, в которых мало смысла, — продолжает Кубарев. — Сначала качество и объем работ проверяют проектные организации, затем – органы технадзора. При этом нередко случается, что организации, которые осуществляют технический надзор, напрямую связаны с подрядчиками. Поэтому Фонду капремонта приходится проводить ещё и свою собственную проверку.

В результате подрядные организации по три месяца ожидают оплату за выполненные работы.

Считаю, что нужно передать Фонду капремонта возможность самостоятельно проектировать и проводить технадзор. Если функции технадзора передать в ФКР, то будут нормальные сметы, надзор, будет с кого спросить. К тому же это ещё одна статья экономии — около 30 миллионов рублей «в плюс» Фонду капремонта.

От редакции хотелось бы отметить, что разумные предложения по улучшению программы капремонта, высказываются уже достаточно давно – на комитетах, на совещаниях, в прессе. При этом проблема «индивидуализации проектов», от которой зависит качество капремонта, так и остаётся незатронутой. Говорят, очень это сложно, неподъёмно, нет специалистов: не то что по уровню профподготовки — по количеству дефицит. Расширить собственный штат за сэкономленные деньги Фонд не может — это будет «нецелёвка».

Возможно, скоро учредитель Фонда – правительство Брянской области будет «объявлять в розыск» этих самых специалистов и что-то менять в системе, а не просто «замещать» руководителей.

Вот почему до сих пор не проводится предпроектное обследование домов, внесённых в программу капремонта (3 процента от стоимости программы). А это значит, снова в программе будут выявляться строения, которые надо не «капиталить», а сносить, что виды работ и расчёты, будут определены «по средним показателям». Снова будут расхождения и в «бумажных» и фактических площадях, в «типовых» и реально необходимых видах работ на домах…

Оцените статью
Брянская улица