Евгения Чалиян о книге Татьяны Майдановой «Бежица: что было и что запомнилось»

Специально для «Брянской улицы» известная брянская журналистка написала рецензию на краеведческую работу, из которой становится ясно, что история Бежицы сложнее, чем кажется. 

Книга, выпущенная в свет преподавательницей Брянского колледжа искусств Татьяной Майдановой, носит название «Бежица: что было и что запомнилось». По сути, это сборник воспоминаний о некогда скромном поселке,  которому  предопределено было  стать одним из видных центров российского машиностроения и связанной с ним науки. Этому способствовали поколения мастеров, инженеров, ученых, трудившихся на БМЗ  и  в созданном буквально под боком завода Институте транспортного машиностроения.

С Бежицким сталелитейным, Брянским автомобильным заводами, с  институтом была связана и семья Майдановых – что и послужило толчком для создания книги, которая вобрала в себя воспоминания еще живых свидетелей расцвета отечественной индустрии, их  детей, внуков, друзей.

Автор книги о Бежице.

Со страниц большого семейного альбома, если можно так назвать сборник, снабженный многочисленными фотографиями,  выдающиеся личности предстают  в забытых обстоятельствах, иногда в неожиданном ракурсе.

Например, из воспоминаний братьев Валерия и Виктора, детей профессора БИТМа Геннадия Дмитриевича Шевченко, предстает история создания первых цельносварных мостов (виадуков) в СССР, не имеющих мировых аналогов.

Неповторима личность одного из создателей БИТМа Мартына Мержанова: он впервые в стране организовал производство большегрузных вагонов по поточному методу, а затем и цистерн, хопперов.

Братья Евгений и Лев Никольские, Анатолий Камаев – профессоры, авторы уникальных учебников, их труды значатся в библиотеке Белого дома.

20160901_172108

20160901_172238

20160901_172307Один из основателей отечественной школы турбостроения, главный турбинист СССР Иван Кириллов десять лет заведовал кафедрой в БИТМе. Он вынужден был покинуть Ленинград лишь потому, что в брянскую тюрьму был посажен брат его жены легендарный летчик Валерий Чкалов.

Судьба другого преподавателя вуза, выдающегося специалиста по стали Матвея Кантора, складывалась не менее драматично. Он был осужден и выслан на Колыму – осмелился на каком-то собрании утверждать, что стахановское движение к научной деятельности неприменимо. Но вот ведь характер: он и на Колыме  умудрился оборудовать «стальную» лабораторию при заводе, находившемся возле лагеря.

24

13

5

3Всего интересного даже не перечислить – в книге около трехсот страниц. Предисловие к ней написал профессор Брянского госуниверситета Александр Дубровский, чьи родители также были связаны с БИТМом.  Книга вышла тиражом всего в 150 экземпляров, можно сказать, по подписке, и, практически, уже разошлась. Заказы поступали из Ганновера, из Израиля, из Канады – куда только ни забросила судьба коренных бежичан и их потомков.

Евгения ЧАЛИЯН

ФОТО: из архива Татьяны МАЙДАНОВОЙ.

Оцените статью
Брянская улица