«Поджигатель не знает, что строить высотку здесь нельзя!»: что будет на месте сгоревшей «старины» на Репина

На месте сгоревшего исторического дома №9 по улице Репина появится очередная высотка или торговый центр, убеждены многие жители города. «Брянская улица» выяснила, что по закону такой сценарий невозможен. Кому было выгодно сожжение дома? И будет ли после пожара соблюдаться закон? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.

Нет дома – нет проблемы

Дом № 9 по улице Репина, по словам его теперешнего собственника, был продан ему муниципалитетом в 2015 году. Строение не являлось памятником архитектуры, но считалось историческим, представляло определённую ценность. Однако реконструировать его можно было только после проведения экспертизы.

Собственник не спешил начинать реконструкцию. Тем временем, дом постепенно разрушался. Там часто горели костры, исчезали окна, обитали бомжи. В апреле 2016 года коммерсант решил избавиться от него в обмен на 15 миллионов рублей.

Дом в апреле 2016 года.

Однако с лета у владельца постройки начались проблемы. Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия стало напоминать коммерсанту о его долге следить за домом. Бизнесмен все предписания игнорировал, а 13 сентября не явился на встречу с чиновниками, которые хотели вручить ему постановление об административном правонарушении. Через два дня исторический дом по Репина сгорел.

Пожар в доме по Репина 15 сентября.

Точная причина пожара, как сообщили в МЧС, будет известна через десять дней, когда завершится экспертиза. По её результатам полицейские будут принимать решение, возбуждать или не возбуждать уголовное дело по факту пожара. Однако многие граждане уверены – дом сожгли под строительство торгового центра или очередной высотки.

— Нет дома – нет проблемы, — констатирует общественный активист Ирина Миркина. – Уверена, пожар должны расследовать правоохранительные органы. И наказывать нужно всех. У дома был собственник, которому давали охранные обязательства. Но эти обязательства им не выполнялись. А чиновники долгое время просто бездействовали. Исторические дома у нас не сносят, их просто поджигают.

«Этот пожар для нас — трагедия!»

В самом управлении уверяют, что делали всё возможное для защиты исторического дома. Юрист ведомства Ирина Кочетова сообщила, что материалы о нарушениях собственника дома уже переданы в Советский районный суд. Также, по её словам, вывести дом из реестра будет очень сложно.

— Этот пожар для нас – трагедия! Мы сообщили о ситуации в Министерство культуры. В любом случае, одним росчерком пера даже сгоревшую постройку нельзя будет вывести из реестра исторических. Земля под домом также имеет статус историко-культурного значения, и строить здесь всё что угодно нельзя. Там есть обременение! — сказала собеседник.

Сгоревший дом в 2011 году.

При этом ряд экспертов считают, что управление должно было активней «давить» на собственника, который фактически сознательно разрушал дом после его покупки.

— Дом, действительно, будет сложно снять с реестра. Однако, контролирующие органы должны были намного раньше активизировать собственника. Но создаётся впечатление, что выжидали все. А потом случился пожар, который решил общую проблему, — считает профессор БГИТУ Александр Городков.

По его словам, как и в случае с домом Полянского, историческая постройка по Репина оказалась не нужной для города и не выгодной для её покупателя. Учёный предполагает, что бизнесмен, очевидно, даже не знал, что так просто снести дом ему нельзя.

Дом Полянского.

Главред «Брянской улицы» и активный градзащитник Елена Воробьёва называет поджог самым «эффективным» и хорошо отработанным в Брянске способом уничтожения исторических построек, как и частных строений, мешающих так называемому «развитию» города. И если дом №26 по бульвару Гагарина поджигателям сжечь не удалось, то постройка по Репина, 8, сгорела довольно быстро.

— Что касается именно объектов историко-культурного наследия, поставленных в реестр под госохрану или учётных, обычно в Брянске их просто оставляли разрушаться, — рассказала журналист-общественник. — Для этого было достаточно размонтировать систему отопления в здании, снять батареи, окна, а «лучше» ещё и крышу повредить — и готово дело. Пережить в таком виде зиму или две достаточно для того, чтобы здание посыпалось. Самые яркие примеры — Пушкина,12 (бывший кукольный театр), дом инженера Боровича на лестнице к набережной. Но, видно для кого-то особо заинтересованного сейчас настают последние времена: и вот уже «наследие» горит: бульвар Гагарина, 26,  Репина,9. Теперь, видимо, должны проявлять бдительность жильцы домов по Луначарского 70-74, раз уж чиновникам, исполняющим волю будущего застройщика не удалось спровоцировать «самоснос истории».

Воробьёва убеждена, что в ситуации необходима координация работы всех ведомств, и в первую очередь правоохранительных органов. Журналист считает, что полиция и прокуратура должны найти не только исполнителей поджогов, но и их организаторов, заказчиков.

Дом №26 по бульвару Гагарина.

— Но, к сожалению, в случае с поджогом дома по бульвару Гагарина правоохранители не выразили заинтересованности поймать преступников. Неужели на силовиков кто-то давит? Говорили прямо: дело «отказное». В момент снятия показаний потерпевшего их не впечатлил ни рассказ хозяина квартиры №2  и других жильцов, ни травмы, нанесённые Владимиру Гагарину, во время его попытки задержать поджигателя самостоятельно, — добавила Елена Воробьёва, участвовашая в следственных действиях.

Поджигателю рано радоваться

Ситуацию с судьбой участка, на котором стоял дом, прояснила «Брянской улице» председатель местного отделения Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), эксперт Елена Зубова. По её словам, сгоревший дом не является объектом культурного наследия, однако возводить на его месте многоэтажку запрещено законом.

— Согласно постановлению №884, принятому правительством региона, дом по Репина является ценным элементом градостроительной среды. В данном случае он сдерживал точечную застройку. По закону никакого большого строения возводить на его месте нельзя. Так что пусть поджигатель не радуется, — сообщила эксперт.

Правда, практика последних лет показывает, что закон в нашем городе соблюдается далеко не всегда. И, в случае бездействия правоохранительных органов, которые наверняка кто-то должен «вдохновить» на решительные действия, эта порочная практика будет продолжаться. До полного «развития», а точнее — деградации городской среды некогда уютного купеческого городка, впрочем, никогда особенно себя не ценившего…

P.S.

Исторические постройки, как выяснилось, горят не только в Брянске. Примечательно, что поджигатели активизировались совсем недавно — после предложения питерского отделения ВООПИиК изменить градостроительное законодательство. Общественники предложили запретить всякое строительство на месте сгоревшего памятника архитектуры или ценного градостроительного элемента, чтобы, таким образом, уберечь его от пожара. Однако пожары исторических построек заполыхали по всей стране. Вероятно, так коммерсанты торопятся отстоять свои интересы.

Оцените статью
Брянская улица