Октябрь 28 2015, 08:01

Студенты предложили спасти брянскую культуру, оптимизировав Елену Кривцову и её заместителей

krivcova

Новость о том, что оптимизация стала тотальной и «эффективнее» всего проходит в сфере культуры, вызвала волнения в широких общественных кругах Брянска. Департамент культуры Брянской области перестал скрывать от общественности широту своих замыслов и поведал «О мерах по оптимизации неэффективных расходов в сфере культуры Брянской области».

Группа молодых и культурно развитых помощников «Брянской улицы» в ответ провела сравнительный анализ ситуации в сфере культуры в ряде областей ЦФО. Данные исследователи получили из открытых источников, которыми послужили сайты областных органов исполнительной власти и учреждений культуры.

По законам журналистики мы должны были бы перекроить текст и начать сразу же с зарплаты начальника департамента культуры в сравнении с зарплатой обычного культурного работника. Мы должны были начать с задорного и бесстрашного молодёжного сарказма и даже угрозы культурным брянским чиновникам – их будут судить, их полёты разберут на самом высоком уровне за такую вот «отпимизацию».

Но не будем портить научное исследование – может быть на этом материале наши авторы позже защитят диссертацию в родном РАНХиГСе. Итак, слово молодым…

Первое, что вызывает вопрос при прочтении документа – а что же такое оптимизация? Поскольку слово это – иностранного происхождения, обращаемся к словарю: Оптимизация происходит от латинского слова optimus – наилучший; Оптимизация — это модификация системы для повышения ее эффективности, то есть для получения наилучших результатов при определенных условиях.

Оптимизирован на 100%Оптимизирован на 100%

В сложившейся практике оптимизация предприятия чаще всего подразумевает сокращение персонала («оптимизация штатной структуры») и сокращение расходов («оптимизация затрат»). При этом вопрос часто ставится так: «сократить на столько-то процентов» или — «без чего можно обойтись?», подразумевая жертвы, «затягивание поясов» и т.п. В результате такого подхода закономерно снижается качество, увеличиваются сроки выполнения работ, а поэтому говорить о получении наилучшего результата не приходится. В нашем же случае название официального документа и вовсе звучит загадочно («О мерах по оптимизации неэффективных расходов…») и не дает четкого представления о поставленных целях.

Однако из первого абзаца сразу же становится ясно, что речь идет не о чем ином как об укрупнении областных учреждений культуры.

В истории нашей страны уже был такой период, когда эффективность аграрного сектора пытались повысить путём так называемого укрупнения. Известно также, что закончился эксперимент плачевно – массовым исходом в города сельского населения и медленным умиранием сельского хозяйства. Также в истории нашей страны трижды случались периоды аналогичных укрупнений регионов, неизменно сменявшиеся обратным процессом — разукрупнением.

Брянские чиновники приняли решение о поэтапном объединении всех государственных музеев — в единый музей и всех государственных библиотек — в единую библиотеку. Целью данных мероприятий заявлено «снижение расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал, не принимающий непосредственного участия в предоставлении государственных услуг и выполнении работ».

Первая половина приведенной цитаты не вызывает вопросов, поскольку очевидно, что административный аппарат на всех уровнях, в любой отрасли, в любом учреждении должен быть сведен к абсолютному минимуму и работать на своем ответственном посту максимально эффективно и с полной самоотдачей.

teatrkukolОптимизирован на 100%

Однако вызывает большие сомнения намерение сократить численность вспомогательного персонала по той причине, что он «не принимает непосредственного участия…».

Но как можно говорить о повышении качества предоставляемых услуг в ситуации, когда к дверям учреждения невозможно пройти из-за сугробов, в помещении не вымыты полы, гардероб рассчитан на самообслуживание, в туалетах текут краны и не работают унитазы, перегорели лампочки, да и просто некому переносить мебель и пр.?

Привлечение рабочей силы «со стороны» для решения всех этих мелких, но весьма ощутимых проблем — например, мойщиков окон и уборщиков из клининговых фирм, электриков, сантехников, грузчиков — стоит немалых денег. Привлечение к выполнению выше перечисленных работ оставшихся, основных специалистов -так называемое «расширение зоны обслуживания» — тоже вопрос спорный и трудноразрешимый, поскольку предполагает согласие самого работника, а в ряде случаев – наличие у него крепкого здоровья и специальной профподготовки. Поэтому реальная эффективность сокращения вспомогательного персонала в учреждениях культуры вызывает очень большие сомнения.

muzeibrlesОптимизирован на 100%

Из документа далее следует, что объединение учреждений направлено также на повышение заработной платы специалистов. В связи с этим возникает вопрос: если, как говорится в заключительном абзаце, «высвобождаемые в процессе объединения средства являются тем минимумом, которого не хватает на содержание музеев и библиотек в следующем году», тогда откуда же возьмутся средства на повышение зарплат? Если при этом надо будет оплачивать услуги по уборке и решению прочих технических проблем (по их рыночной стоимости)? Оплачивать налоги на имущество и охрану окружающей среды, услуги ЖКХ и электросетей, охрану и пр.? Этот вопрос также остается пока без ответа.

Такие содержащиеся в документе формулировки как «расширение форм обслуживания» и «поиск новых форм и методов повышения доходности учреждений» дают возможность трактовать их настолько широко, насколько позволяют уголовный и административный кодексы.

chertiОптимизирован на 100%

В настоящее время областные учреждения культуры, о которых идет речь в документе, предлагают потребителю довольно обширный и вполне удовлетворяющий самые взыскательные запросы спектр культурных услуг.

Конечно, отсутствуют такие услуги, как день рождения в планетарии, свадьба в музее, прощание с усопшим в библиотеке, корпоратив в театре. К сожалению, для реализации этих, несомненно, прибыльных проектов в настоящее время пригодна только Брянская областная универсальная научная библиотека, поскольку ранее в этом учреждении проводился капитальный ремонт, здание обладает эстетической привлекательностью как снаружи, так и внутри, а поэтому вполне может быть востребовано потребителем для празднования своих торжественных и памятных дат.

Для того чтобы подобные мероприятия могли предлагать потребителю другие учреждения культуры, необходимы серьезные капиталовложения в ремонт имеющихся зданий, поскольку ни краеведческий, ни художественный музеи для предоставления такого рода услуг в своем настоящем состоянии абсолютно непригодны.

planetariiОптимизирован на 100%

В краеведческом музее, например, необходимо устранить источник постоянных миазмов, а в художественном – привести в порядок обшарпанные интерьеры. Что касается Планетария – опросы, проведенные в студенческой среде, показали, что востребованной может быть услуга по аренде передвижного шатра для проведения романтического свидания, пикника, дружеской вечеринки на природе.

Таким образом, приоритетная составляющая поиска новых форм и методов повышения доходности учреждений культуры — это приведение занимаемых ими помещений в «товарный вид» в кратчайшие сроки и формирование их индивидуального и уникального имиджа, обладающего устойчивой привлекательностью для потребителя в долгосрочной перспективе.

tuzПлотно оптимизирован

Помимо капремонта в библиотеках, музеях, театрах необходимо устройство кафе, ресторанов, специализированных бутиков, малых концертных залов и пр. Наиболее удачным образцом в данном контексте является Государственная Третьяковская Галерея. В этот музей было вложено немало федеральных денег для того, чтобы он принял свой современный облик.

По Марксу, основным законом капитала является производство прибавочной стоимости. Другими словами, чтобы получить прибыль, необходимо сначала сделать соответствующие капиталовложения. Но это – о бизнесе. Здесь же речь идет о государственных учреждениях, к сфере бизнеса отношения не имеющих. Обратимся за разъяснениями к федеральному и местному законодательству.

Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в статье 3 гласит: «музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом». Кроме того, статья 26 говорит следующее: «Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера».

Таким образом, закон абсолютно четко определяет, что музей – это некоммерческое учреждение, следовательно, получение прибыли не является его приоритетной целью. Более того, получение прибыли вообще не значится в списке целей создания музея и его функций, перечисленных в Законе.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Брянской области «О музейном деле в Брянской области» № 18-З от 05.04.2000. г. Так, статья 2 повторяет содержащееся в Федеральном Законе определение музея как некоммерческого учреждения культуры.

 Оптимизирован неполностьюВ начале оптимизации

Законодательное регулирование деятельности библиотек в Российской Федерации осуществляется Федеральным Законом «О библиотечном деле» от 29.12.1994 N 78-ФЗ. И здесь особый интерес представляют следующие статьи:

Статья 22 этого закона: «Учредитель библиотеки … принимает на себя обязательства по её финансированию и материально-техническому обеспечению».

Статья 23, пункт 3: «Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон».

Статья 23, пункт 5: «Неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке».

Также действует и Закон Брянской области «О библиотечном деле в Брянской области» от 11 октября 2006 г. № 90-З, который весьма урезан по сравнению с предыдущим Законом от 26 января 1996 года. Новый закон, согласно преамбуле, «направлен на реализацию полномочий Брянской области в сфере библиотечного дела и регулирует общие вопросы организации библиотечного дела на территории области».

Однако следует помнить, что федеральное законодательство действует на всей территории государства.

Обобщая все сказанное, приходим к выводу, что указанный документ весьма противоречив и оставляет слишком много вопросов. Избранные чиновниками методы (укрупнение подведомственных учреждений и сокращение кадров) не приведут к желаемым целям (сокращение расходов, повышение заработной платы, увеличение эффективности работы учреждений). В этом можно убедиться на простом примере.

krmuzejВ ожидании плотной оптимизации

На первом этапе мероприятий осуществляется присоединение художественного музея и планетария к краеведческому музею. А также присоединение детской библиотеки к областной библиотеке им. Тютчева. Произойдет сокращение 3 ставок директоров, 3 ставок заместителей и 6 ставок бухгалтеров. Итого сокращается 12 ставок административно-управленческого персонала. При этом вводятся новые ставки: 3 ставки заведующего филиалом. Таким образом, «уходят» не 12 ставок, а 9.

Подсчитаем экономию. Средняя заработная плата директора областного учреждения культуры в Брянской области составляет 25 тыс.руб. Зарплата заместителя и главного бухгалтера — 18 тыс.руб. Сложив, умножив и даже округлив в большую сторону, получаем экономию 2 200 000 рублей в год.

Вычитаем зарплату трех заведующих филиалами за год — 650 тыс.руб. Получим 1,55 миллиона экономии в 2016 году. Безусловно, для «нищей» культурной отрасли это очень солидная сумма. Но является ли это «тем минимумом, которого не хватает на содержание музеев и библиотек в следующем году»?

Для чистоты эксперимента, обратимся теперь к зарплатам чиновников департамента культуры. Эти данные размещены в открытом доступе на сайте Правительства Брянской области в разделе «Противодействие коррупции» и на сайте Департамента культуры Брянской области.

Доходы директора департамента культуры в 2014 году составили 4 453 314,31 руб., в 2013 году – 2 042 866 руб. Доходы заместителей директора департамента (3 чел.) в 2014 году составили 2 819 216 рублей. В свете данной арифметики весь процесс выглядит очень нелогичным: для того, чтобы выиграть для отрасли 1,55 миллиона рублей, необходимо перетрясти 5 учреждений, 3 из них упразднить, сократить 12 человек, а потом ввести 3 новые ставки… Может быть, проще начать «оптимизацию» неэффективных бюджетных расходов с «головы»? В соответствии с высказыванием: «Хочешь изменить мир – начни с себя».

teatrdramiЖдёт оптимизации

Для того чтобы составить представление о положении дел в сфере культуры в других регионах, был проведен сравнительный анализ по 6 областям Центрального Федерального Округа.

Начать решили с горячо любимой брянскими чиновниками Тульской области. Как известно, именно «пример» туляков, объединивших в 2012 году 14 музеев в одно музейное объединение, и вдохновил их на революционные преобразования в брянской культуре. Сразу же отметим, что объединение в Туле происходило отнюдь не по причинам экономического характера.

Тула – богатый и динамично развивающийся регион, давно и прочно интегрированный в систему туристических маршрутов. К тому же в распоряжении туляков сразу три «бренда», известных всему миру: оружие, пряник и самовар.

После объединения в ведении Министерства культуры Тульской области осталось 17 учреждений культуры. Директор того самого Музейного объединения имеет в своем распоряжении 1 помощника, целых 7 заместителей, ученого секретаря и PR-менеджера. Количество сотрудников в Министерстве культуры – 21 человек. Годовой доход министра культуры – 2 млн. 445 тыс. руб. Средняя ежемесячная заработная плата в сфере культуры – 21 292 руб.

zalВ очереди на оптимизацию

Белгородская область также бурно развивается и не является дотационной. Имеет 14 учреждений культуры областного подчинения; в их числе 2 театра, филармония, 5 музеев, 4 библиотеки. Управление культуры входит в состав департамента внутренней и кадровой политики вместе с еще тремя управлениями. Количество сотрудников Управления культуры Белгородской области – 21 человек. Годовой доход начальника управления культуры – 1 млн. 263 тыс. руб. Средняя заработная плата в сфере культуры – 16 516 руб.

Липецкая область – единственная бездефицитная область в ЦФО по итогам 2014 года. Имеет 27 учреждений культуры областного подчинения, в их числе 5 музеев, 3 театра, филармония, 4 библиотеки. Состав Управления культуры и искусства Липецкой области – 28 человек. Годовой доход начальника Управления культуры – 862 551 руб. (!). Средняя заработная плата в сфере культуры – 15 867 руб.

tkach`viЖдёт оптимизации

Ивановская область – депрессивная и еще более дотационная, чем Брянщина. В подчинении Департамента культуры и туризма Ивановской области – 22 учреждения культуры, в том числе 9 музеев, 5 театров, филармония, 3 областных библиотеки. Количество сотрудников департамента – 21 человек. Годовой доход начальника департамента – 1 млн. 221 тыс. руб. Средняя заработная плата в отрасли – 13 450 руб.

Костромская область – чуть менее дотационная, чем Брянщина, также находится в числе регионов с депрессивной экономикой. В подчинении Департамента культуры Костромской области – 22 учреждения культуры. Количество сотрудников Департамента – 47 человек. Годовой доход начальника департамента – 1 млн. 116 тыс. руб. Средняя заработная плата в отрасли – 14 497 руб.

oblbibl
Ждёт плотной оптимизации

Брянская область – дотационная, но имеет лучшие показатели экономического развития, нежели Ивановская область. В подчинении Департамента культуры находятся в настоящее время 18 учреждений культуры. Количество сотрудников департамента – 40 человек. Годовой доход начальника департамента – 4 млн. 453 тыс. руб. Средняя заработная плата в сфере культуры – 13 544 руб. Не нужно быть математиком, чтобы понять, с чего именно следует начинать «оптимизацию».

Распоряжением Правительства Брянской области в феврале 2015 года был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Брянской области в 2015 году и на период 2016-2017 годов. Исполнители — департамент здравоохранения Брянской области, департамент образования и науки Брянской области, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, департамент культуры Брянской области, управление физической культуры и спорта Брянской области, органы местного самоуправления.

Студенты предложили спасти брянскую культуру, оптимизировав Елену Кривцову и её заместителейПропущены все сроки начала оптимизации

Поскольку ни один документ, содержащий подробный план или программу реструктуризации бюджетной сети области в информационных ресурсах выявлен не был, логичным будет предположить, что «меры по оптимизации неэффективных расходов» являются инициативой Департамента культуры. Знает ли о проявленной инициативе Губернатор Брянской области? В курсе ли наш Губернатор реального соотношения заработных плат чиновников сферы культуры и их «подведомственных»? Ведь наш Президент постоянно призывает принимать ответственные и взвешенные решения — строго в правовом поле.

Несколько дней назад, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», наш Президент сказал, что российская экономика приспосабливается к условиям кризиса, пик которого уже пройден. Может, не стоит рубить с плеча, принимать непродуманные решения, рубить с плеча и бессмысленно разушать целую систему учреждений культуры, создававшуюся несколькими поколениями творческой интеллигенции Брянщины?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: