«Птицу белую» Наталью Солженицыну в Брянске приняли как белую ворону

Наталья Солженицына была принята в Брянске неоднозначно. Насыщенная программа вдовы русского писателя Александра Солженицына включала Хацунь и областную библиотеку, лицей и БГУ, концерт «Ватаги» и экскурсию по городу. Однако на пресс-конференции в «Дружбе» чиновникам и прессе тихо, но дружно пришлось извиниться за Брянск. Виной тому стало поведение активистов КПРФ и Изборского клуба, НОД и «Сути времени». Марш несогласных с «антисоветчицей» прошёл на встрече с читателями Брянской областной научной библиотеки имени Тютчева. В течение дня мы выложим сюда всё видео встречи — следите за обновлениями.

Странности начались с самого начала, когда в рассылке и на сайте брянского Депкульта вдруг изменилась информация: чиновники уточнили, что брянский губернатор не имел никакого отношения к приглашению вдовы писателя. К чему была такая осторожность – показали дальнейшие события.

В Брянск Наталья Дмитриевна приехала, по её словам, «ради песни «Птицы белые» ансамбля «Ватага». Вдова Солженицына подарила книги писателя областной научной библиотеке имени Тютчева, лично губернатору Александру Богомазу, побывала на концерте-презентации своей теперь уже любимой песни «Птицы белые» и встретилась с брянской молодёжью. В дальнейшем обещала поспособствовать установке памятника в Брянске жертвам репрессий. Всё было душевно и пристойно, пока не состоялась встреча с «брянской интеллигенцией», которую власти пригласили в областную библиотеку на площади Карла Маркса.

На пожилую женщину, представителя русской интеллигенции обрушились как минимум пятеро товарищей. Пётр Громов, Владимир Фидра вели дискуссию на уровне «зачем приехали» и «мы его книги в унитаз спускали», на ходу выучивая отчество великого писателя.

И, если от представителей парламентской партии ожидался совсем другой уровень дискуссии, то, как ни странно, его, классом выше, задали молодые люди из организации «Суть времени».

Обычно радикальные до перекосов, молодые кургиняновцы, к встрече подготовились на уровне достойных идеологических противников и спокойно задали интересные вопросы. Например, стоит ли считать жертвами репрессий белогвардейцев, противников коммунистического режима, вместе с немецкой армией пришедшей на русскую землю воевать против русских же людей.

Галина Жильникова из брянского НОДа («Национал-освободительное движение», лидер – депутат Госдумы Фёдоров) эмоционально «уличила» вдову писателя в том, чего он никогда не утверждал. Солженицыной пришлось на пальцах разъяснять даме, нагуглившей ложной информации, страшную статистику человеческих жертв советского периода, которую приводил Солженицын.

Из всех, считающих Солженицына предателем Родины, самой яркой, стала, пожалуй, позиция известного брянского журналиста и блогера, представителя силового спорта Николая Виткевича – на встречу он просто не пришёл. Ряд открытых источников утверждает, что в историю его семьи Александр Солженицын вошёл как человек, предавший и посадивший его отца и ряд общих друзей. Подтвердил это в комментариях на «Брянской улице» и сам Виткевич. У вдовы Солженицина на этот счёт своя версия трагических событий – клевета КГБ.

Вперемежку с благодарностями и хорошими вопросами, на протяжении встречи Надежду Дмитриевну пытались «уличить» в ошибках и заблуждениях её мужа, в предательстве Родины, искажении данных о жертвах сталинских репрессий, в «антисоветчине». Удар Солженицына держала достойно, чего не отрицали даже её реальные оппоненты.

Такого искреннего воинствующего хамства не видели, пожалуй, стены ни одного культурного учреждения Брянской области.

В этом отношении областной научной библиотеке имени Тютчева, везёт и продолжает везти. Начиная с весенней выставки фотографий детей, выживших в фашистской оккупации, некоторые из которых живы до сих. Живы и глубоко потрясены тем, что некоторые потомки не рады, что они выживали, что улыбались, и что их жизнь была сохранена, запечатлена и продолжена. Ярлык «фашистской» фантастическим образом навесили тогда на человечную, глубоко антифашисткую выставку, как раз «сутьвременцы», которые на встрече с вдовой писателя уже пребывали, пусть и в идеологической оппозиции, но в адеквате.

Ну а брянский департамент культуры, тогда по сути струсивший и не сумевший полгода назад ни донести смысл выставки, ни отстоять библиотеку от несправедливых нападок – Солженицыну защитить сумел. Впрочем, впереди у рулевых брянской культуры – ещё тысяча и одно обвинение от леворадикальных организаций. Достойно ли их выдержит местный Депкульт – покажет время.

А пока и многие «свои» прямо в зале вслух подозревали: а не нарочно ли власти срежиссировали нападки на «Солжу», не сдают ли по-тихому таким образом библиотеку, на которую в последнее время обрушились буквально все «свободные радикалы», ищущие в то же время диалога с властью? Не показывают ли президенту и правительству, что брянский народ такой патриотичный и верный, что даже духа таких, которые власти критикуют, не выносит? Эти версии обсуждались и позже, в соцсетях. Такое вот у нас параноидальное время.

IMG_2771

Правда, отрекаться от Солженицыной для власти как бы и невозможно: она состоит в Совете при Министерстве образования и науки РФ, пользуется уважением у Владимира Путина и вернула в школьную программу сочинение – после многих лет их отсутствия.

Напомним, на вручении Госпремии Александру Солженицыну 12 июня 2007 года, в своём видеообращении (лично по состоянию здоровья он приехать на вручение не мог) писатель произнёс: «Этот наш горький отечественный опыт ещё поможет нам при возможном новом повторе неустойчивых общественных состояний, он предупредит нас и отвратит от губительных срывов».

В этот же день Президент России Владимир Путин приехал к Солженицыну в гости, чтобы лично поздравить его с вручением Государственной премии. «Мы говорили, — рассказал Путин федеральным СМИ, — о России, о сегодняшнем положении, о будущем страны. Я, со своей стороны, обратил внимание писателя на то, что некоторые шаги, которые мы делаем сегодня, во многом созвучны с тем, что писал Солженицын». Президент поблагодарил его за стойкость, за верность убеждениям и за то, что при всей критики власти, он всегда был убеждённым государственником.

При этом и писатель, и его жена, и «при Путине» не боялись быть публично несогласными по отдельным политическим и социальным вопросом. Отвечая на вопрос-маркер в брянской библитеке Наталья Дмитриевна сказала примерно следующее: «Александр Исаевич, будь он жив, увидев бы Украину в огне и войне, тут же бы и умер. При этом уверена, что сейчас он был бы на стороне тех, кто говорит, что Крым наш. К Президенту я отношусь с уважением и симпатией, но не во всём согласна». Накануне федеральным СМИ она уточняла, с чем несогласна: «при том, что во внешней политике Владимир Путин преуспел, внутри страны, всё, к сожалению, осталось, как и было».

Наталья Дмитриевна Солженицына, в девичестве Светлова, родилась 22 июля 1939 года, в Москве. Российский общественный деятель. Вдова и ближайшая помощница писателя Александра Исаевича Солженицына. Президент созданного в 1974 году в Цюрихе «Русского общественного фонда помощи преследуемым и их семьям» (РОФ), более известного как Фонд Солженицына. В 1992 году фонд перенёс свою деятельность в Москву. Редактор-составитель выходящего с 2007 года 30-томного собрания сочинений Солженицына. Член Попечительского совета по возрождению Соловецкой обители, Попечительского совета фонда поддержки социальных инноваций «Вольное дело». Член Совета при Министерстве образования и науки по вопросам проведения итогового школьного сочинения.

Напоминаем читателям «Брянской улицы»: в течение дня мы выложим сюда всё видео встречи. Следите за обновлениями.

Оцените статью
Брянская улица