Блогер Кирилл Моисеев опубликовал фоторепортаж с заброшенного еврейского кладбища в километре от второго города области. Малоисследованная история семитской общины на юго-западе региона может стать предметом для целой научной диссертации.
Заброшенные надгробия и запустение увидел блогер на малоизвестном кладбище в одном километре от Клинцов, в районе совхоза имени 1 мая. Как отмечает автор, в отличие от некрополей в Польше, Чехии, Украине, Беларуси, где сохранились могилы 300-500-летней давности, погост в Клинцах относительно молодой — с захоронениями 1940-1960-х годов, встречаются и более «свежие» захоронения 80-90-х годов. Сейчас на кладбище уже не хоронят, и сама история еврейской общины в райцентре все больше уходит в небытие.
До революции весь юго-запад нынешней Брянской области (тогда являвшейся частью Черниговской губернии) от Новозыбкова, Стародуба, Клинцов до Мглина и Почепа входил в состав так называемой «черты оседлости». Помимо брянских территорий, она включала часть современной Латвии, Беларуси, почти всю Украину, Молдавию, город Себеж в Псковской области и деревню Любавичи в Смоленской. К началу ХХ века евреи были крупнейшим неславянским народом России — 5,2 млн, то есть около 4,1 % населения империи и около 60 % всего еврейского народа.
Информации в интернете о жизни еврейской общины Клинцов и юго-запада нынешней Брянщины крайне мало — скупые цифры. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года, в посаде Клинцы проживало чуть более 2000 евреев, что составляло 17 % от общей численности населения (11900 человек), в 1923 году – их было 4973, в 1939 году — 6505.
Из известных людей еврейской диаспоры Клинцов автор вспоминает художника Якова Крамера (1892-1962), который вместе с семьёй эмигрировал в Англию в 1902 году. Его отец учился в Академии художеств у Ильи Репина в Петербурге.
Клинцовская еврейская община переживала те же исторические процессы, что и соплеменники на других территориях на протяжении второй половины XIX и всего XX столетий. Еврейские погромы и антисемитскую политику при правлении Александра III, которая подтолкнула к первой массовой эмиграции 1,9 млн человек в США; первую мировую войну и упразднение «черты оседлости» Временным правительством накануне Октябрьской революции, давшее возможность евреям переселяться в центральные губернии РСФСР. И, конечно, Холокост во время нацисткой оккупации.
В декабре 1941 года фашисты расстреляли 3000 евреев — узников Клинцовского гетто на территории завода им. Щорса (нынешний Клинцовский автокрановый завод).
Завершающим этапом исчезновения еврейской диаспоры в городе повлекло образование государства Израиль, и массовый исход на «землю обетованную» в 1980-1990-е из бывшего СССР.
Значительная часть клинцовских евреев окончательно эмигрировала в Израиль в период с 1999 по 2002 годы, что сильно сказалось на всей жизни города. Тогда же, как вспоминает автор, из-за их массового отъезда в Клинцах в 1999 году сильно подешевели квартиры. И лишь это заброшенное кладбище напоминает сейчас о целой эпохе в истории райцентра.
Это кладбище — свидетельство старой отмершей шкурки, когда-то сброшенной целым народом при репатриации в Израиль. Почти все родственники умерших уже живут не в Клинцах, и могилы остались без присмотра.
Как отмечает автор, основное различие между христианскими и еврейскими кладбищами исходит из традиционного еврейского принципа «ненарушения могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, а также для переноса с нееврейского кладбища.
Отдельные кладбища находятся в Новозыбкове, Сураже, Мглине и Почепе в различной степени сохранности. В Стародубе уцелело бывшее здание синагоги, где сейчас почта.
История еврейской общины юго-запада Брянщины — это целый неисследованный пласт, достойный отдельной университетской докторской диссертации, считает Кирилл Моисеев.