Кукуй, Гинзбург, Карлик: блогер посетил заброшенное еврейское кладбище в Клинцах

Могила

Блогер Кирилл Моисеев опубликовал фоторепортаж с заброшенного еврейского кладбища в километре от второго города области. Малоисследованная история семитской общины на юго-западе региона может стать предметом для целой научной диссертации.

Заброшенные надгробия и запустение увидел блогер на малоизвестном кладбище в одном километре от Клинцов, в районе совхоза имени 1 мая. Как отмечает автор, в отличие от некрополей в Польше, Чехии, Украине, Беларуси, где сохранились могилы 300-500-летней давности, погост в Клинцах относительно молодой — с захоронениями 1940-1960-х годов, встречаются и более «свежие» захоронения 80-90-х годов. Сейчас на кладбище уже не хоронят, и сама история еврейской общины в райцентре все больше уходит в небытие.

0_181c3b_53272c9c_XLДо революции весь юго-запад нынешней Брянской области (тогда являвшейся частью Черниговской губернии) от Новозыбкова, Стародуба, Клинцов до Мглина и Почепа входил в состав так называемой «черты оседлости». Помимо брянских территорий, она включала часть современной Латвии, Беларуси, почти всю Украину, Молдавию, город Себеж в Псковской области и деревню Любавичи в Смоленской. К началу ХХ века евреи были крупнейшим неславянским народом России — 5,2 млн, то есть около 4,1 % населения империи и около 60 % всего еврейского народа.
0_181c37_39920fc0_XLИнформации в интернете о жизни еврейской общины Клинцов и юго-запада нынешней Брянщины крайне мало — скупые цифры. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года, в посаде Клинцы проживало чуть более 2000 евреев, что составляло 17 % от общей численности населения (11900 человек), в 1923 году – их было 4973, в 1939 году — 6505.

0_181c38_ded84b43_XL

Из известных людей еврейской диаспоры Клинцов автор вспоминает художника Якова Крамера (1892-1962), который вместе с семьёй эмигрировал в Англию в 1902 году. Его отец учился в Академии художеств у Ильи Репина в Петербурге.

0_181c39_51b8c74b_XL

Клинцовская еврейская община переживала те же исторические процессы, что и соплеменники на других территориях на протяжении второй половины XIX и всего XX столетий. Еврейские погромы и антисемитскую политику при правлении Александра III, которая подтолкнула к первой массовой эмиграции 1,9 млн человек в США; первую мировую войну и упразднение «черты оседлости» Временным правительством накануне Октябрьской революции, давшее возможность евреям переселяться в центральные губернии РСФСР. И, конечно, Холокост во время нацисткой оккупации.

0_181c40_59405fac_XL

В декабре 1941 года фашисты расстреляли 3000 евреев — узников Клинцовского гетто на территории завода им. Щорса (нынешний Клинцовский автокрановый завод).

Завершающим этапом исчезновения еврейской диаспоры в городе повлекло образование государства Израиль, и массовый исход на «землю обетованную» в 1980-1990-е из бывшего СССР.
0_181c43_ac0c5c9a_XL

Значительная часть клинцовских евреев окончательно эмигрировала в Израиль в период с 1999 по 2002 годы, что сильно сказалось на всей жизни города. Тогда же, как вспоминает автор, из-за их массового отъезда в Клинцах в 1999 году сильно подешевели квартиры. И лишь это заброшенное кладбище напоминает сейчас о целой эпохе в истории райцентра. 

Это кладбище — свидетельство старой отмершей шкурки, когда-то сброшенной целым народом при репатриации в Израиль. Почти все родственники умерших уже живут не в Клинцах, и могилы остались без присмотра.

0_181c45_84825dfe_XL

Как отмечает автор, основное различие между христианскими и еврейскими кладбищами исходит из традиционного еврейского принципа «ненарушения могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, а также для переноса с нееврейского кладбища.

0_181c47_f6eb351b_XL

Отдельные кладбища находятся в Новозыбкове, Сураже, Мглине и Почепе в различной степени сохранности. В Стародубе уцелело бывшее здание синагоги, где сейчас почта.

0_181c49_6813b8d4_XL

История еврейской общины юго-запада Брянщины —  это целый неисследованный пласт, достойный отдельной университетской докторской диссертации, считает Кирилл Моисеев.

Оцените статью
Брянская улица